Модель IS—LM, разработанная Дж. Хиксом, определяет условия, при которых наступает одновременное равновесие на товарном и денежном рынках.




2. Каждая точка кривой IS представляет такую комбина­цию процентной ставки и совокупного дохода, при которой то­варный рынок находится в равновесии. Она имеет отрицатель­ный наклон, так как между уровнем ставки процента и величи­ной совокупных расходов существует обратная зависимость.

Все точки, расположенные вне кривой IS, характеризуют неравновесное состояние рынка. В тех из них, которые нахо­дятся правее кривой, наблюдается превышение совокупного до­хода (выпуска) над расходами общества, т.е. избыток предло­жения товаров. В точках, лежащих левее IS, уровень совокуп­ных расходов больше дохода (выпуска).

Кривая IS будет более пологой, если инвестиции высокочув­ствительны к изменениям процентной ставки, а значение трс — велико. Факторами, сдвигающими кривую IS, являются изменения автономных расходов (потребительских, инвестиционных, го­сударственных) и налогов.

3. Каждая точка кривой LM показывает такую комбинацию процентной ставки и дохода (выпуска), при которой спрос на реальные денежные остатки равен их предложению. Она имеет положительный наклон, что объясняется прямой зависимос­тью между ставкой процента и доходом.

В точках, находящихся вне кривой LM, денежный рынок неравновесный. Справа от нее расположены точки, соответству­ющие такому состоянию экономики, когда предложение реаль­ных денежных остатков превышает спрос. Для точек слева от кривой характерен избыточный спрос на реальные денежные остатки. Наклон кривой LM определяется относительной зави­симостью спроса на реальные денежные остатки от изменений процентной ставки и дохода: чем более чувствителен спрос к из­менению ставки и менее — к изменению дохода, тем более поло­гой будет кривая.

Кривая LM сдвигается вправо или влево при изменении предложения реальных денежных остатков и автономного спро­са на деньги.

4. Модель IS—LM показывает, что имеется единственная комбинация процентной ставки и совокупного дохода (выпус­ка), при которой товарный и денежный рынки находятся в рав­новесии одновременно. Существуют рыночные механизмы, ко­торые в случае нарушения равновесия возвращают оба рынка в равновесное состояние.

5. Анализ стимулирующей фискальной политики в рамках модели IS—LM доказывает, что рост государственных расхо­дов (снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо, увеличивая совокупный доход (выпуск). Однако прирост дохода оказывает­ся меньшим, чем тот, который должен иметь место согласно мультипликатору Кейнса. Это объясняется действием эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов приводит к росту процентной ставки, который обусловливает сокраще­ние объема частных инвестиций и потребления. Масштабы эф­фекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения незначителен, а фискальная политика — относительна эффективна в том слу­чае, если кривая IS крутая, a LM — пологая.

Политика «дешевых денег» приводит к сдвигу кривой LM вправо, обусловливающему увеличение реального совокупного дохода (выпуска) и снижение процентной ставки. Относитель-

ная эффективность стимулирующей денежно-кредитной поли­тики определяется величиной прироста дохода, вызванного увеличением денежной массы. Наибольший стимулирующий эффект достигается при пологой кривой IS я крутой LM. При чрезвычайно низких процентных ставках возможна ситуация, когда экономические субъекты решают не приобретать облига­ции, а накапливать реальные денежные остатки, каково бы ни было их предложение. В этом случае рост денежной массы не приводит к изменению реального дохода (ликвидная ловушка).

7. Модель IS—LM позволяет построить кривую совокупного спроса и оценить влияние на него действий фискальной и де­нежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях изменяющихся цен.

8. Стимулирующая фискальная политика в краткосрочном периоде приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, а следовательно, к увеличению совокупного дохода (выпуска) и росту цен. В долгосрочном периоде рост цен на ресурсы обуслов­ливает сдвиг кривой совокупного предложения влево, в резуль­тате чего объем выпуска возвращается к своему естественному уровню.

Политика «дешевых денег» в краткосрочном периоде также способствует перемещению кривой AD вправо, что сопровожда­ется увеличением реального дохода (выпуска) и умеренным ростом цен. В долгосрочном периоде совокупное предложение сокращается, и его кривая сдвигается влево. Реальный объем совокупного выпуска снова становится естественным, а цены повышаются. В результате всех перечисленных действий уро­вень цен возрастает в такой же пропорции, в какой увеличилось количество денег, находящихся в обращении.

Таким образом, стимулирующие фискальная и денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде приводят к уве­личению совокупного дохода (выпуска), но в долгосрочном пе­риоде не в состоянии изменить его.


Основные выводы

1. Параметры макроэкономического равновесия зависят от поведения не только совокупного спроса, но и в не меньшей сте­пени совокупного предложения, вид кривой которого полагает­ся в различных экономических концепциях разным, в зависи­мости от длительности рассматриваемых периодов времени. В классической (неоклассической) и монетаристской концепци­ях кривая совокупного предложения считается линией, близ­кой к вертикальной, в кейнсианской — горизонтальной или имеющей положительный наклон. В первом случае описывает­ся длительный период времени, во втором — короткий период.

2. Зависимость величины реального объема производства от уровня цен в краткосрочном периоде объясняют многими при­чинами, среди которых: временные лаги (ступенчатость) изме­нения цен и зарплат, ошибки экономических субъектов в про­гнозируемых экономических параметрах, асинхронность дей­ствий экономических субъектов и т.д.

3. Между уровнем безработицы и темпами инфляции в крат­косрочном периоде существует обратная взаимосвязь, описыва­емая кривой Филлипса. Усилия правительства по снижению безработицы путем стимулирования совокупного спроса приво­дят в росту инфляции. Антиинфляционная политика, осуществ­ляемая за счет сдерживания совокупного спроса, приводит кросту безработицы. На взаимосвязь инфляции и безработицы влияют, кроме прочего, инфляционные ожидания и «шоки предложения ». Изменения данных факторов приводят к сдвигу-кривой Филлипса.

4. Монетаризм — направление в экономической науке, в ос­нову функционирования экономики ставящее денежное обра­щение, а государственной макроэкономической политики — ее денежно-кредитную составляющую. Монетаристы выводят свои постулаты из положения о стабильности скорости обращения денег относительно величины денежной массы и формулируют монетарное правило оптимальной макроэкономической поли­тики, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема производства.

5. В долгосрочном периоде между темпами инфляции и уровнем безработицы не существует четкой взаимосвязи. Дол­госрочная кривая Филлипса имеет вертикальный вид. Для объ­яснения данного факта используются теории адаптивных и ра­циональных ожиданий, доказывающие, что реакция экономи­ческих субъектов на проводимую государством политику мо­жет нейтрализовать действие последней.

6. В условиях стагфляции, т.е. одновременного роста цен и повышения уровня безработицы, макроэкономические мероп­риятия, воздействующие на совокупный спрос, малоэффектив­ны. Более рациональным является стимулирование совокупно­го предложения, позволяющее одновременно снизить инфля­цию и увеличить реальный объем выпуска.

7. Сторонники экономической теории предложения идеали­зируют рыночный механизм, его способность эффективно раз­мещать и использовать производственные ресурсы. Согласно их мнению, основные причины, по которым национальная эконо­мика может оказаться в состоянии депрессии, заключаются в отсутствии стимулов к труду, накоплению сбережений и инвес­тициям и в существовании высоких налогов, которые отрица­тельно влияют на предложение труда, снижают привлекатель­ность сбережений и инвестиций.

8. Для усиления стимулов к труду, накоплению сбережени­ям и инвестициям государство должно обеспечить условия для реализации потенциальных возможностей рыночного механиз­ма, во-первых, путем развития свободного предпринимательст­ва и уменьшения вмешательства в экономические процессы; во-вторых, снизить государственные расходы; в-третьих, соз­дать эффективно действующую службу занятости; в-четвер­тых, осуществить налоговую реформу.

9. Американский экономист А. Лаффер обосновал идею о том, что более низкие ставки налогов создадут дополнительные стимулы к работе, накоплению сбережений и инвестициям, к инновациям и принятию деловых рисков, обеспечивая тем са­мым существенный рост национального производства. Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений в бюджет от размера усредненного совокупного налога, отражая идею о возможности сохранения или даже увеличения налого­вых поступлений путем снижения налоговых ставок.

10. Практические меры экономической политики, которые ассоциировались с экономической теорией предложения, в ря­де развитых стран включали сокращение государственных рас­ходов с целью высвобождения ресурсов для частного сектора; снижение налогов для повышения стимулов; ограничение мо­нопольной власти профессиональных союзов для повышения эффективности рынка труда; уменьшение автоматического пра­ва на социальные выплаты для стимулирование ориентации ра­ботников на собственные силы; поощрение конкуренции; отме­ну мер валютного контроля.

11. В условиях экономике Республики Беларусь стагфляци-онных тенденций правительство проводит как стимулирующую макроэкономическую (фискальную и денежно-кредитную) по­литику, так и макроэкономические мероприятия регулирования цен и заработной платы, институциональные преобразования и реструктуризацию экономики. Особенностями белорусской эко­номической модели является приоритет политики обеспечения занятости над антиинфляционной политикой, значительные темпы экономического роста при высокой инфляции.


Основные выводы

1. Для рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы, отличаясь друг от друга интенсивностью и продолжительностью, имеют четыре фазы: пик, спад, депрес­сия, оживление.

2. Не все секторы экономики в одинаковой степени подвер­гаются цикличности: наиболее сильно реагируют на смену фаз экономического цикла те отрасли, которые производят сред­ства производства и потребительские товары длительного поль­зования, менее — отрасли, производящие товары кратковре­менного пользования.

3. Под экономическим ростом понимается увеличение реаль­ного объема выпуска в экономике. Экономический рост сущест­вует в том случае, когда граница производственных возможнос­тей государства сдвигается во внешнем направлении. Чтобы оха­рактеризовать динамику объемов производства, используют по­казатель темпов его роста, представляющий выраженное в про­центах отношение величины изменения реального выпуска, про­изошедшего за один год, к его первоначальному значению. Эко­номический рост ценен не сам по себе, а как основа повышения благосостояния населения, поэтому часто для оценки экономи­ческого роста используется рост реального национального про­дукта (национального дохода) в расчете на душу населения.

4. Способность экономики к росту зависит от множества факторов, к которым, прежде всего относятся: количество и ка­чество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, технология производства. На способность экономики к росту влияют факторы распреде­ления и спроса.

5. Экономический рост называется экстенсивным, если осу­ществляется за счет количественного увеличения факторов производства при их качественной неизменности. Интенсивный рост происходит за счет качественного совершенствования фак­торов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а из-за роста их отдачи.

6. Аргументы противников экономического роста: его воз­растающее отрицательное воздействие на состояние окружаю­щей среды; невозможность решения многих социальных про­блемы современности путем совершенствования распределения произведенного продукта; зачастую сопровождающая экономи­ческий рост утрата многих общечеловеческих ценностей.

Аргументы сторонников экономического роста: без него не­возможно решение экологических проблем; экономический рост — единственное средство достижения равенства в доходах; сосуществование в странах с низким уровнем развития более острых проблем, нежели те, на которые ссылаются противники экономического роста. 7. В теоретических моделях экономического роста главной задачей является определение условий, обеспечивающих ра­венство совокупного спроса и совокупного предложения в раз­вивающейся экономике и совместимость динамического равно­весия с полной занятостью.

8. Современные теории экономического роста основываются на двух основных источниках: классической теории (Ж.-Б. Сэй, Дж.Б. Кларк) и кейнсианской теории макроэкономического равновесия (Дж.М. Кейнс). В зависимости от приверженности тому или иному направлению ученые с помощью определенных моделей пытаются описать факторы, определяющие динамику или совокупного спроса (неокейнсианцы), или совокупного предложения (неоклассики). Неокейнсианские и неоклассичес­кие модели приводят к противоположным выводам относитель­но устойчивости равновесного роста и факторов, определяю­щих его темп.

9. Согласно теории Е. Домара, в экономике существует рав­новесный темп прироста национального дохода, равный про­изведению предельной производительности капитала и пред­ельной склонности к сбережению. Инвестиции и доход в этом случае растут с одинаковым, постоянным во времени темпом. Такое динамическое равновесие может оказаться неустойчи­вым, при условии отклонения темпа роста плановых инвести­ций частного секатора от уровня, заданного моделью.

10. Модели Е. Домара и Р. Харрода по содержанию сходны. В модели Р. Харрода норма уравновешенного роста также зави­сит от определенного отношения между ростом национального дохода и инвестициями. Поэтому в литературе часто обе эти мо­дели называют моделью Харрода—Домара. Однако между ни­ми существуют и важные различия. Модель Домара основыва­ется на использовании мультипликатора, определяет норму роста инвестиций, обеспечивающую необходимый рост нацио­нального дохода. Модель Харрода включает эндогенную фун­кцию инвестиций (в отличие от экзогенно заданных инвести­ций у Е. Домара) и определяет норму сбалансированного роста на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимате­лей. Неустойчивость экономического роста в моделях Р.Т. Хар­рода и Е. Т. Домара вытекает из трех ее исходных предпосылок: невзаимозаменяемости факторов производства, жесткости их цен и экзогенно заданной нормы сбережений. В неоклассиче­ских моделях устойчивый рост существует при экзогенной нор­ме сбережений в результате взаимозаменяемости факторов про­изводства и гибкости их цен.

11. В модели Р. Солоу показано, как связаны между собой рост запасов капитала, рабочей силы и улучшение технологии и как они воздействуют на объем производства. При этом темп экономического роста в отсутствие технического прогресса оп­ределяется темпом прироста трудовых ресурсов. Изменение нормы сбережений меняет только капиталовооруженность и производительность труда, оставляя в длинном периоде темп равновесного роста постоянным. Из независимости равновесно­го темпа роста национального хозяйства от нормы сбережений вытекает проблема ее оптимизации. При отсутствии техниче­ского прогресса максимальный рост потребления на душу насе­ления достигается тогда, когда предельная склонность к сбере­жению равна эластичности выпуска по капиталу.

12. Со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедле­ние экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления националь­ным хозяйством, а также исчерпанностью возможностей для экстенсивного развития. Начиная с 1996 г. в стране наблюдает­ся устойчивый экономический рост. Однако вместе с тем все бо­лее истощаются резервы экстенсивного роста.

13. В условиях перехода к социально ориентированной ры­ночной экономике возникает необходимость в новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономер­ности и национальные факторы развития. Такая модель эконо­мического роста должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в миро­вое хозяйство. В предстоящий период надлежит осуществить переход к преимущественно интенсивному типу экономическо­го роста высокого качества; перевод экономики на рыночные условия хозяйствования, включающие преобразования отно­шений собственности, выработку и закрепление в определен­ных сознании общепринятых правил поведения хозяйствую­щих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики, а также переквалификацию управленческих кадров.

14. Составной частью национальной модели экономического роста является промышленная политика. Основными ее приори­тетами в Беларуси в переходный период являются: увеличение объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов, развитие наукоемких отраслей с высокими технология­ми, расширение производства конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережение, увеличение занятости населения.


Основные выводы

1. Социальная политика — это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение ка­чества жизни населения и обеспечение социальной стабильнос­ти в обществе. Цель реализации социальной политики для тру­доспособного населения состоит в создании благоприятных ус­ловий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетво­рять свои потребностей, социальная политика должна обеспе­чить защиту, помощь и поддержку.

Основополагающим принципом реализации социальной по­литики является обеспечение социальной справедливости: с од­ной стороны, государство должно обеспечить гражданам равен­ство стартовых условий существования, с другой — наиболее активные члены общества должны получать за свой труд боль­ший объем благ и услуг. Основными направлениями социаль­ной политики являются политика доходов, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная защита уязвимых сло­ев населения, развитие отраслей социальной инфраструктуры.

2. Уровень жизни — это фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей на­селения, обеспеченных массой товаров и услуг. Качество жизни является более широким понятием, чем уровень жизни, и пред­ставляет собой степень развития и удовлетворения всего ком­плекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей. Критерием его оценки выступают рациональные нормы потреб­ления, качественные различия явлений и удовлетворенность условиями жизни, труда и отдыха самих людей.

3. Произведенный в экономике совокупный доход распреде­ляется в соответствии с вкладом в его создание всех факторов производства. Результатом такого первичного распределения выступают факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), размеры которых зависят от конкурентных ус­ловий. Доходы индивидов, не владеющих ни одним из факто­ров производства, являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональ­ных доходов (пенсии, пособия, стипендии). Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

При исследовании дифференциации доходов применяют прием ранжирования: семьи распределяются в порядке возрас­тания доходов, а затем делят на 10 децильных, 5 квинтильных и 4 квартальные подгруппы. Степень расслоения определяется посредством расчета децильных, квинтильных и квартильных коэффициентов, показывающих, во сколько раз доходы соот­ветственно 10, 20 и 25 %) самого богатого населения страны превышают доходы 10, 20 и 25 % самого бедного. Степень не­равномерности распределения доходов определяется с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини, показывающих сте­пень отклонения фактического распределения доходов от урав­нительного, абсолютно равномерного распределения.

4. Бедность — это состояние длительного вынужденного от­сутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетвори­тельного образа жизни. Основным инструментом измерения бедности является граница (черта) бедности. В нашей стране в качестве таковой выступает бюджет прожиточного минимума. Крайним проявлением бедности является нищета.

В целях устранения необоснованной дифференциации дохо­дов и реализации социальной справедливости государство осу­ществляет политику перераспределения доходов. При этом воз­никает дилемма эффективности и справедливости: передача до­ходов от богатых к бедным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других, что при­ведет к снижению экономической эффективности и уменьше­нию общественного благосостояния. В свою очередь, чрезмер­ная поляризация доходов опасна накоплением социального не­довольства и может привести к социальному взрыву. В рамках социал-демократической, консервативной и либеральной моде­лей социальной политики находят свое выражение различные подходы к решению данной проблемы.

5. Осуществляя перераспределительную политику, государ­ство дифференцирует налоговые ставоки, изменяет систему на­логообложения, предоставляет налоговые льготы. С этой же целью применяется индексирование доходов в связи с инфля­цией и осуществляются компенсационные выплаты.

6. Система принципов, нормативов и мер, используемых го­сударством при создании условий, обеспечивающих права лю­дей в ситуации социальных рисков, называется социальной за­щитой. Основные ее направления — это социальное страхова­ние, социальная помощь и социальное обслуживание. Социаль­ное страхование компенсирует населению последствия соци­альных рисков и основывается на взносах работников, работо­дателей и в некоторых случаях государства. Наиболее важны­ми его направлениями являются пенсионное обеспечение и выплата пособий по безработице.

Социальная помощь оказывается отдельным людям или ка­тегориям людей, не имеющих других источников существова­ния. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и нату­ральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается социальная поддержка в виде предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.


Основные выводы

1. Международная макроэкономика изучает проблемы пол­ного использования ограниченных ресурсов и стабильности уровня цен в мировом хозяйстве. Важными инструментами изучения процессов, происходящих в открытых экономиках, выступают счета национального дохода и платежного баланса, так как они отражают структуру национальных расходов и их международные последствия.

2. В открытой экономике ВНП равняется сумме потребле­ния, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта товаров и услуг, который представляет собой баланс текущих операций. Последний равен разности национального производ­ства и совокупного использования товаров и услуг, т.е. внут­реннего поглощения.

3. Баланс текущих операций страны также равняется вели­чине, на которую изменяются ее чистые активы за рубежом. В отличие от закрытой открытая экономика может сберегать путем внутреннего и внешнего инвестирования. Поэтому нацио­нальные сбережения равняются внутренним инвестициям плюс сальдо счета текущих операций.

4. Сделки по товарам и услугам проходят по счету текущих операций, а международные покупки или продажи активов — по счету движения капитала. Дефицит баланса текущих опера­ций должен быть уравновешен равным по величине положи­тельным сальдо счета движения капитала, а любое положи­тельное сальдо счета текущих операций — дефицитом счета движения капитала.

5. В открытой экономике существует также особый тип сделок — покупка и продажа официальных резервных акти-воб центрального банка. Официальные международные резер­вы — это иностранные активы, которые центральный банк держит в качестве буфера, предохраняющего экономику от ка­тастрофы. Любая сделка центрального банка по купле-прода­же официальных резервов называется валютной интервенци­ей, Интервенции на валютном рынке оказывают влияние на макроэкономические условия, так как посредством них цен­тральный банк может увеличивать либо уменьшать количес­тво денег в обращении.

6. Кейнсианская модель «доходы—расходы» может быть использована для интерпретации внешнего равновесия и рас­смотрения мультипликатора в открытой экономике. При этом последний уменьшается в результате предельной склонности кимпорту. Дополнительным источником автономных наруше­ний являются также изменения предложения экспорта.

7. Модель «доходы—расходы» может быть использована для объяснения: а) взаимного влияния двух национальных экономик, связанных между собой торговыми отношениями; б) влияния обесценения на доход в открытой экономике; в) вы­яснения взаимосвязи валютного курса и макроэкономического равновесия; г) описания инфляционного давления в открытой экономике.

8. Одной из моделей, на примере которой могут быть рас­смотрены процессы, происходящие в международной экономи­ке, является модель IS—LM—ВР. В ее рамках может быть вы­явлено влияние использования денежной и фискальной поли­тики на внутри эк о комические и внешнеэкономические пере­менные. Исходный пункт анализа составляют условия равнове­сия на рынке товаров (IS), рынке денег {LM) и платежного ба­ланса (ВР).

9. Кривая ВР показывает возможные комбинации уровня дохода и ставки процента, при которых платежный баланс на­ходится в равновесии. Она имеет положительный наклон, так как с увеличением дохода растет импорт и, следовательно, де­фицит торгового баланса. Поэтому необходимо повышать внут­реннюю ставку процента, чтобы увеличивать приток капитала, тем самым финансируя дефицит торгового баланса и восстанав­ливая равновесие платежного. Кривая ВР строится для опреде­ленного уровня внешней задолженности, определенного обмен­ного курса и определенного уровня цен. Изменение каждой из этих величин сдвигает кривую. Область слева от кривой ВР ха­рактеризуется дефицитом платежного баланса, справа — его избытком. Наклон кривой ВР зависит от реакции международ­ных потоков капитала на ставку процента.

10. При системе фиксированного курса количество денег представляет собой эндогенную переменную и денежная поли­тика в длительном периоде не оказывает влияния на доход и ставку процента. Данный факт не зависит от реакции междуна­родных потоков капитала на ставку процента. Фискальная по­литика влияет на доход и ставку процента в долгосрочном пери­оде. При этом воздействие на доход усиливается при высокой степени реакции международного движения капитала на став­ку процента. Возможно комбинированное применение денеж­ной и фискальной политики. В этом случае фискальная полити­ка должна быть направлена на внутри-, а денежная — на внеш­неэкономические цели.

11. В системе гибкого обменного курса количество денег представляет собой экзогенную переменную, а денежная поли­тина может оказывать влияние на доход и ставку процента в долгосрочном периоде, которое тем существеннее, чем больше степень реакции международных потоков капитала на ставку процента. Фискальная политика при системе гибкого обменно­го курса может обусловливать лишь незначительное изменение дохода, поскольку степень реакции международного движения капитала на ставку процента ослабляет влияние на него. При бесконечно высокой степени реакции на ставку процента влия­ние на доход равно нулю.

12. Применение модели IS—LM—ВР в макроэкономичес­кой политике ограничено следующими проблемами: а) несовер­шенное состояние информации затрудняет выбор интенсивнос­ти использования применяемых инструментов; б) инструменты влияют на целевые величины экономической политики инстру­менты влияют непостоянно и попеременно, поэтому не исклю­чены проциклические эффекты от определенных мероприятий; в) области применения фискальной политики разнообразить до­вольно сложно: государственные инвестиции в большинстве слу­чаев предназначены для длительного функционирования и не должны применяться для краткосрочных целей стабилизации.


Основные выводы

1. Необходимость перехода к рыночной экономике обуслов­лена коренными недостатками и низкой эффективностью со­циалистической экономики. Неоднократные попытки ее ре­формирования не дали желаемого результата, так как не зат­ронули основу общественного строя — собственность, админи­стративную централизованную организацию производства и сбыта продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: