Сиблинговая позиция как фактор личностного развития ребенка в системе детско-родительских отношений




 

 

Семейные отношения рассматриваются как отношения между родителями (партнерские), родителями и детьми (детско-родительские) и детьми между собой (сиблинговые). Отношения в семье по содержанию являются межличностными, в основе которых лежит биологическое родство. Вместе с тем, по мнению многих авторов, сиблинговые отношения, скорее товарищеские, чем родственные. Следовательно, для ответа на вопрос об особенностях детских отношений, необходимо рассмотреть каким образом братья и сестры воспринимают друг друга, как взаимодействуют в процессе межличностного общения, и как влияют на детско-родительские отношения.

К изучению семьи применяются различные подходы, в том числе и системный. Его основой является общая теория систем, которая акцентирует внимание на взаимоотношениях между компонентами, составляющими единое целое. Семья рассматривается как целостная самоорганизующаяся система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Системный подход в исследовании семьи использовали В. Сатир, С. Минухин, М. Боуэн и др. [30, с. 82].

Для описания семьи В. Сатир использует такие параметры, как энергетика семьи (эмоции, жизненные установки членов семьи), структура семьи (все члены семьи и те, кто оказывает влияние на их поведение), границы семьи (взаимодействие семьи с внешней средой), функциональные характеристики семьи (стили общения, семейные правила) [39,с.48].

Согласно С. Минухину [40, с. 182], семья является единым сложным организмом, состоящим из отдельных членов. Ключевыми понятиями являются структура семьи, подсистема семьи, границы. К структуре относятся правила, определяющие взаимодействие в семье. Основными подсистемами семьи являются супружеские, детско-родительские и сиблинговые (отношения братьев и сестер) отношения. Границы семейной системы регулируют отношения между подсистемами, а также между её ближайшим социальным окружением.

Семью как эмоциональное поле, в котором каждый член занимает определенную позицию, зависящую от порядка рождения, и выполняет свойственные ей функции, рассматривал М. Боуэн [41, с.156].

Системный подход признает, что родители влияют на своих детей. Но Д. Шэффер [39,с.49],также подчеркивает, что, во-первых, дети влияют на поведение родителей и выбор их воспитательной практики, а во-вторых, семья является сложной социальной системой, т. е. сетью обоюдных (реципрокных) взаимоотношений и альянсов, которая постоянно развивается и подвергается сильному влиянию общества и культуры.

Согласно Дж. Белски, семья имеет ряд характеристик: поведение и развитие ребенка, родительские характеристики (личностный ресурс родителей), источники стресса и поддержки, взаимовлияющие друг на друга. При этом влияние может осуществляться как прямым, так и косвенным образом. В качестве прямого воздействия можно рассматривать отношения «мать – ребенок», а в качестве косвенного – влияние отца на эти отношения.

Так, благополучные отношения между супругами, равно как и сотрудничество в реализации воспитательных стратегий, оказывают положительное влияние на ребенка. В свою очередь и ребенок может прямо влиять на одного родителя (например, выказывая неподчинение его требованиям) и косвенно на отношения между родителями.

При этом Белски подчеркивает усложнение семьи как системы при включении дополнительных родственников: сиблингов или старшего поколения. Одним из важнейших итогов такого системного подхода к семье является необходимость отхода от привычной схемы «мать–ребенок» в пользу более целостного взгляда на всех членов семьи. При этом необходимо учитывать, что семья не является статичной структурой и находится в постоянном развитии, хотя бы в силу развития индивидуальности каждого ее члена и соответственно изменяется их взаимодействие и взаимовлияние [39,с.50].

Исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и многих других показали, что для полноценного развития личности ребёнка необходимо общение со сверстниками и детьми, которые младше или старше ребёнка [42, с.174]. Формирование сиблинговых взаимоотношений начинается с появлением в семье второго ребёнка. По определению Чарльза Райкрофта в критическом словаре психоанализа: sibling – английское слово, отсюда сиблинговое соперничество (sibling – rivalry): соперничество с братьями или сестрами. Дети часто ожесточенно борются между собой за пространство, вещи, родительское внимание. Однако, по словам американского социолога Д. Боссарда, один из компонентов семейных отношений – это контроль над развитием новой человеческой жизни, этот компонент создают сами дети.

Концепция о сиблинговых позициях была включена М. Боуеном в теорию семейных систем значительно позже других ее составляющих (в 1973 году), связана с ними, но при этом представляет собой относительно самостоятельный информационно-аналитический блок.

Сиблинговая позиция – это англоязычный термин, обозначающий позицию ребёнка среди братьев и сестёр. М. Боуен не является абсолютным пионером в исследовании влияния детских отношений в семье на последующую взрослую жизнь человека. Одним из первых обратил внимание на эту сферу Зигмунд Фрейд. Впоследствии к исследованию значения сиблинговой позиции обращались Альфред Адлер и Луцилл К.Форер.

Наиболее подробно и тщательно исследовались особенности влияния сиблинговой позиции на развитие личности в работах австралийского психолога Уолтера Тоумена [43, с.30]. Он изучал тысячи нормальных семей и неизменно обнаруживал, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные характеристики. Именно разработки У. Тоумена были адаптированы М. Боуеном применительно к теории семейных систем.

По мнению А. Адлера, порядок рождения – основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. Он утверждал, что, если у детей одни и те же родители и они растут примерно в одних и тех же условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

Позиция ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье [44, с.179].

Сравнение сиблингов (детей одних и тех же родителей) как метод психологического анализа предложено Ф. Гальтоном в конце XIX в. и с этого времени используется как для изучения и описания особенностей развития детей в семье, так и в качестве экспериментальной модели дифференциальной психологии для изучения феноменологии и природы индивидуальных различий.

В настоящее время в сиблинговых исследованиях можно выделить три основных направления. Первое из них, традиционное и включающее основную массу исследований, связано с описанием развития в семье детей с разным порядком рождения и включает работы, проводящиеся в психологии развития, семейной психологии, коррекционной педагогике и психологии и в психотерапии.

Второе направление, исследования которого ведутся в психологии развития, дифференциальной психологии и психогенетике, появилось в начале 80-х гг. и связано с описанием внутрисемейных различий и исследованием их природы.

Третье направление, в русле которого выполнено и данное исследование, является собственно дифференциально-психологическим. Наиболее известными работами этого направления являются исследования индивидуально-психологических особенностей (прежде всего интеллекта) в зависимости от порядка рождения, интервалов между рождениями и количества детей в семье. В этих исследованиях показано, что психометрический интеллект имеет тенденцию снижаться: 1) от старших детей к младшим, 2) при увеличении количества детей в семье и 3) при уменьшении интервалов между рождениями [45].

Согласно У. Тоумену, сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очередностью рождения, промежутком между рождением. Основные позиции таковы:

– самый старший ребенок: старший из братьев, старший брат среди сестер, старшая из сестер и старшая среди братьев;

– самый младший ребенок: младший из братьев, младший брат среди сестер, младшая из сестер и младшая сестра среди братьев;

– средний ребенок – мужского или женского пола;

– единственный ребенок - мужского или женского пола;

– близнецы: двое, трое, четверо, пятеро и т.д. [41, с.161].

Старший ребенок сперва воспитывается как единственный. Затем, когда для него стала уже привычной его привилегированная позиция, его «место» в душе родителей занимает новорожденный. Когда «захват» происходит до пяти лет, это становится крайне шокирующим переживанием для ребенка. После пяти лет старший уже имеет свое место вне семьи и хорошо сформированную идентичность, поэтому меньше ущемляется пришельцем [47, с.33].

Когда второй ребенок – другого пола, негативная реакция первого не столь драматична: отсутствует прямое соревнование, поэтому характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены гораздо слабее.

Когда второй ребенок – того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. Родители неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря старшему, что он (или она) больше и умнее новорожденного, а, следовательно, лучше, несмотря на то, что сейчас все внимание родителей поглощено малышом. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример – быть большой девочкой (или мальчиком) – и помогать ухаживать за малышом. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера.

Это чувство ответственности может быть тяжелым бременем, и старший ребенок превращается в тревожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не смеет ошибиться, расстроить своих родителей или другую авторитетную фигуру. Если стандарты достижения в какой-то семье будут ориентированы на успех в преступной деятельности, старший будет стремиться к высоким результатам в этой области. Старший может стать священником или, как, например, Гитлер, маниакальным мировым лидером.

Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм, чем другие. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем, за что берется, хотя и не принимает критики.

Другое раннее и по-своему исключительное воздействие на старшего ребенка состоит в том, что для его родителей забота о нем, новорожденном, нова и непривычна. Они обычно очень взволнованы появлением первого ребенка, ожидают его с нетерпением и уделяют пристальное внимание всему, что происходит с младенцем: первая улыбка, первое слово замечаются и заносятся в специальную «книгу ребенка». Развитие родившихся позже детей уже более знакомо родителям, и каждый следующий ребенок (без дефектов) получает меньше внимания, становится привычным. Но первый ребенок – это, прежде всего эксперимент, и родители даже не слишком-то и понимают, что они делают в это время.

Старшие дети учатся идентифицировать себя с родителями и часто в итоге становятся хранителями статус-кво, первые преподают семейные традиции и мораль своим младшим братьям и сестрам, а затем пытаются распространить их на остальной мир. Они могут стать столь ригидны, что не желают принимать какие-либо изменения или компромиссы.

Отчасти из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, отчасти из-за того, что они не демонстративны и слишком серьезны, старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей. Они обычно имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам [45].

Младший ребенок, как и единственный ребенок, никогда не был травмирован появлением новорожденного. Это обуславливает появление у него таких особенностей, которых нет у старшего или среднего ребенка. Для всей семьи он оказывается малышом, и часто он даже в старости продолжает казаться маленьким ребенком. Семья так же продолжает нянчить младшего, даже когда детство его давно позади. Младшему уделяют много внимания, поскольку все остальные члены семьи чувствуют некоторую ответственность за него. Ему прощается больше, чем остальным детям, но он обычно не оказывается избалованным в отрицательном смысле этого слова, он просто привыкает ожидать от жизни только хорошего, поэтому в итоге вырастает устойчивым оптимистом [44, с.183].

К моменту появления младшего ребенка родители уже имеют опыт заботы о малышах. Поэтому оба они менее озабочены требованиями ребенка и спокойнее чувствуют себя в роли родителей. Они умеют ненадолго подсесть к малышу и позабавляться вместе с ним или, если они заняты, игнорировать его.

Независимо от мотивации, родители ожидают от младшего ребенка гораздо меньше и оказывают на него меньшее давление. Поэтому, как вы можете догадаться, он меньшего достигает. Он обычно лишен самодисциплины и часто сталкивается с трудностями в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Он продолжает ожидать, что другие (например, супруг или супруга) решат за него его проблемы. Он также может броситься в другую крайность: отвергать любую помощь.

Он обычно предъявляет к жизни меньшие требования и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. Если он сам решает свою судьбу, то обычно склоняется к художественному творчеству.

Он может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге прийти к защите слабых людей в обществе. Он занят ниспровержением общественных установлений и будет враждовать с иерархией, но без прямой конфронтации Он обычно имеет «приключенческий» подход к жизни и легко берется за новое [43, с.39].

Привыкнув быть в семье самым маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивный путь достижения желаемого, либо демонстративно обижаясь, либо пытаясь очаровать.

Обычно он тем или иным образом старается всю жизнь догнать старших, но ему это не удается, если только он не изберет абсолютно другое поле деятельности и жизненный стиль, в которых он может преуспеть благодаря своим собственным склонностям.

Несмотря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкостью угождать лидеру, который ему понравился. Если же он окажется в позиции лидера, его последователи будут любить его и его авторитет не будет приниматься слишком серьезно. В основном младший ребенок остается зависимым от других, даже если бунтует против правил. Он часто выбирает более старшего партнера и впоследствии борется против его контроля [47, с.34].

Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в общении и популярен среди друзей. Если же в детстве его дразнили и притесняли, он будет робок и раздражителен с другими.

Средний ребенок – второй из трех или один из средних в большой многодетной семье – трудно поддается описанию. Он одновременно является и старшим и младшим. А. Адлер полагал, что второму ребенку (среднему) задает темп его старший сиблинг. Темп развития среднего оказывается часто более высоким, чем у первенца (может начать раньше разговаривать, ходить). «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто и вырвется на пару шагов вперед, он постарается его опередить. Он все время мчится на всех парах» [46, с.148]. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым, так как его стиль жизни – стремление доказать, что он лучше старшего брата или старшей сестры. В особенности это применимо к сиблингам одного пола. Второй ребенок в семье часто ставит непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач.

Несколько иное мнение о среднем ребенке в семье исходит от исследований Уолтера Тоумена [41, с.161]. Он полагал, что на среднего ребенка не накладывает отпечаток то, что он привык быть всегда впереди, но он и не может играть роль малыша, как это делает рожденный последним. Одно из исследований, проведенное на многодетных семьях, показало, что старший и младший всегда являются любимцами семьи. Поэтому среднему ребенку в семье приходится во многом сложнее других, так как он вынужден соревноваться как со старшим – более умелым, сильным, так и с младшим – более беспомощным и зависимым.

Р.У. Ричардсон отмечает, что средний ребенок в своем поведении может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, в результате он не имеет твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте, в соответствии с этими взглядами, менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо (из них часто получаются «бунтари» против любых авторитетов).

Второй ребенок стремится опередить первенца, но это у него редко получается, и вследствие своего неопределенного положения в родительской семье («отсутствия своей ниши») он приобретает несколько скептическое представление о своих возможностях, вследствие этого мотивация к учебе может снижаться.

Р.У. Ричардсон считает, что у средних детей самая низкая мотивация к достижениям среди детей с разным порядком рождения, особенно к учебе. Вследствие этого их предпочтительно отдавать в колледж в последнюю очередь [48, с.113].

Ричардсон отмечает, что в своих попытках почувствовать собственную значимость такие дети пытаются соревноваться с остальными деструктивными способами: они могут стать разрушителями, саморазрушителями (пить и есть слишком много) или формировать надоедливые, привлекающие внимание привычки. Средние дети лишены авторитета старших и спонтанности младших, однако «срединное» положение в семье приносит и свои плоды: они часто научаются хорошо вести дела с разными людьми, дружелюбны со всеми, способны вести переговоры. Обычно у них есть способности к дипломатической деятельности, работе секретаря и любой деятельности в сфере обслуживания (парикмахера, официанта и т.д.), где очень важно умение ладить с разнообразными людьми.

У среднего ребенка вырабатываются характеристики той позиции, к которой он ближе: так, второй ребенок (погодок) в многодетной семье может иметь часть характеристик старшего ребенка, а у пятого ребенка из шести вырабатываются особенности младшего.

Дети, у которых нет братьев и сестер, имеют лучший и в то же время худший из возможных миров. Они одновременно оказываются самыми старшими и самыми младшими в семье. В результате эти дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранить в себе детские качества до зрелого возраста.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Например, девочка, мать которой была младшей сестрой братьев, окажется более непостоянной и склонной к флирту, чем та, у которой мать была старшей сестрой сестер. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими его собственные свойства [44, с. 185].

Поскольку единственный ребенок никогда не вытесняется младшим братом или сестрой, он более непринужденно себя чувствует наедине с самим собой и имеет более высокий уровень самооценки, чем старший ребенок, с меньшей потребностью контролировать других. Он меньше страдает от потери авторитета, ожидает и легко принимает помощь, когда испытывает в ней необходимость. Единственный ребенок многого требует от жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил. Он даже может стремиться к совершенству и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Обычно он удачлив; в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей он имеет самые высокие показатели.

У близнецов существует определенное своеобразие в развитии и отношениях с другими людьми. Близнецы, если в семье нет других детей, объединяют в себе характеристики младших и старших детей своего пола. В семьях, где родители подчеркивают, что один ребенок родился раньше другого (на несколько часов) или в семьях с гетерозиготными близнецами один может принять на себя роль старшего. При этом могут сформироваться очень разные черты характера: «старший» близнец может быть очень серьезным, «заорганизованным» и в дальнейшем одиноким, а «младший» – легкомысленным, активным, беспечным [47, с.36].

Все близнецы, как правило, необычайно близки друг к другу и, если они одного пола, часто действуют как один. По словам Ричардсона, они слишком во многом являются отдельной маленькой командой. Братья, сестры или одноклассники мало способны влиять на них. Им бывает трудно покинуть друг друга для устройства своей личной жизни.

Даже близнецы разного пола разделяются с большим трудом, хотя у них есть то преимущество, что они привычны к близким отношениям с противоположным полом. Близнецы же одного пола разделяются с наибольшими трудностями. Они могут любить одного человека или поддерживать общую дружбу без всяких конфликтов, поскольку мыслят о себе как об одном человеке.

Так, в различных жизненных ситуациях в общении с другом, если уходит один из близнецов, то уходит и второй.

Близнецы проявляют свойства тех детей по порядку рождения в семье, к позициям которых они наиболее близки. Например, мальчики-близнецы в семье, состоящей преимущественно из девочек, будут во многом походить на младшего брата сестер. Девочки-близнецы, имеющие старшую сестру, ведут себя как младшие сестры – могут быть несколько капризны и у них нет опыта заботы о младших, что очень заметно в общении с младшими детьми.

Считается, что близнецы показывают самые низкие результаты по сравнению с детьми, занимающими другую позицию по порядку рождения. Это, возможно, объясняется тем, что они постоянно оказывают влияние друг на друга и на каждом этапе жизни показывают сходные результаты. Они меньше других детей стремятся учиться у старших детей, учителей или родителей. Следует заметить, что и индивидуального внимания от старших близнецам может быть оказано как минимум в два раза меньше, чем, например, единственным детям [44, с.186].

По мнению С. Минухина сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок. В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, получают удовольствие, нападают, избирают «козлов отпущения» и вообще обучаются друг от друга. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействий - ведения переговоров, сотрудничества и соперничества. Они обучаются дружить и враждовать, учиться у других и добиваться признания. Как правило, в этом постоянном процессе взаимообмена они занимают различные места, что укрепляет в них как ощущение принадлежности к группе, так и сознание возможностей индивидуального выбора и наличия альтернатив в рамках системы. Эти стереотипы приобретут большое значение впоследствии, когда дети будут переходить во внесемейные группы равных, в систему школы и позже - в мир работы [Минухин, с.25].

Для построения типологии взаимоотношений между взрослыми сиблингами Р. Стивард с коллегами провели масштабное исследование, в котором участвовали более 500 человек. Критериями для классификации выступили такие качества, как привязанность сиблингов друг к другу, конкуренция, безразличие, аттракция и критицизм. Используя разработанный ими опросник (The Sibling Type Questionnaire), авторы выделили 5 типов значимо разных взаимоотношений между братьями и сестрами [49, с.134]:

1. поддерживающие (supportive group – 26% от общей выборки) – отношения, для которых характерны высокие показатели по привязанности и низкие по конкуренции;

2. испытывающие потребность друг в друге (longing group – 24%) – отношения, отличающиеся высокой привязанностью и аттракцией;

3. безразличные (apathetic group – 19%) – отношения с низкими показателями по привязанности и высокими по апатии;

4. враждебные (hostile group – 16%) отношения с низкими показателями по привязанности и высокими по критицизму и безразличию;

5. конкурирующие (competitive group – 15% выборки) – отношения, характеризующиеся высокой степенью конкуренции.

В сиблинговых исследованиях обнаружена четкая связь между качеством родительско-детских отношений и отношений в сиблинговой паре. Более высокий уровень позитивности в родительско-детских отношениях связан с более высоким уровнем положительных эмоций в отношении к сиблингу. Такие родительские характеристики, как негативность, навязчивость и сверхконтроль, связаны с агрессивным поведением в сиблинговой паре.

Отдельное направление в сиблинговых исследованиях связано с изучением того, насколько похоже или непохоже отношение родителей к разным детям, то есть с анализом различающегося родительского отношения. Предполагается, что различающееся родительское отношение оказывает влияние на характер сиблинговых отношений. Сиблинговые отношения характеризуются большей негативностью тогда, когда родители по-разному реагируют на сходное поведение детей [50].

Различающееся родительское отношение часто связывается с трудностями в супружеской паре. Эмоциональная напряженность, сопровождающая конфликт между родителями, усиливает показатели различающегося родительского отношения, которое в свою очередь приводит к негативности в отношениях между сиблингами [41, с.162]. Для объяснения данной зависимости были предложены две гипотезы. Согласно первой гипотезе, различающееся родительское отношение к сиблингам может быть следствием формирования родительско-детских коалиций, которые часто возникают в конфликтных семьях. Например, возникают объединения матери с одним из детей. Вторая гипотеза предполагает, что вследствие разногласия между супругами страдает способность родителей эффективно регулировать свои эмоции, что ведет к изменениям паттернов взаимодействия в семье.

Родительское урегулирование детских ссор является чрезвычайно важным в развитии гармоничных отношений между сиблингами. До настоящего времени исследования этого аспекта сиблинговых отношениях проводились преимущественно на детях дошкольного возраста. Невмешательство родителей в детские споры и отсутствие с их стороны четкой позиции приводит к тому, что старшие сиблинги занимают доминирующую позицию по отношению к младшим.

И.Н. Конарева, С.А. Шентябина полагают, что дети находятся в семье в узком кругу интимно-личностных отношений с родителями и другими членами. Эти отношения являются прообразом всех других связей ребенка в социуме и участвуют в становлении межличностных отношений со сверстниками, формировании личности и самосознания ребенка. В связи с этим большое значение имеет общение детей между собой в общей семейной ситуации, т. е. сиблинговые отношения. При воспитании в семье двух и более детей в их межличностных отношениях могут проявляться негативные эмоции – соперничество, ревность, зависть, агрессивность и другие. Известно, что чем меньше возрастная разница между детьми, тем сильнее старшие и младшие дети конкурируют друг с другом в попытке найти свое место в семейной системе.

А. Ю. Малевана и Е. В. Белогур [51, с.82] показали гендерный аспект таких отношений для детей младшего школьного возраста: старшие мальчики и младшие девочки более положительно характеризуют свои отношения с сибсами, а старшие девочки и младшие мальчики склонны оценивать их более негативно.

Е.Н. Красильникова и Ф.В. Дериш [39, с.55], исследуя сиблинговые и детско-родительские отношения в полных двухдетных семьях, сделали следующие выводы:

1. Близнецы имеют более согласованные представления об отношениях друг к другу, отношениях с родителями и сверстниками. Сиблинги в силу разного возраста не сходятся в оценках. Имеется генетическая обусловленность параметров отношения к сиблингу. Семейная среда для сиблингов оказывается более дифференцированной, чем для близнецов.

2. Характеристики родительского отношения связаны в большей степени с отношением старшего ребенка к младшему. Вероятно, родители опосредовано оказывают влияние на младшего сиблинга через отношение старшего к нему. Кроме того, параметры материнского отношения имеют больше связей с показателями отношений сиблингов друг к другу. Это позволяет предположить, что отец и мать по-разному влияют на отношения между сиблингами, при этом главенствующую роль играет мать.

3. Большого количества различий между взаимодействием с родителями старшего и младшего сиблингов не было обнаружено. По оценкам сиблингов мать контролирует их, принимает больше, нежели отец, и именно отношениями с ней дети удовлетворены. Большее число отрицательных взаимосвязей в отцовском взаимодействии показывает, что сиблинги воспринимают поведение отца, как родителя, который по-разному относится к младшему и старшему ребенку.

О.А. Карабанова [16, с.242] считает, что особый интерес представляет модель взаимоотношений и взаимодействия сиблингов в семье, определяемая порядком их рождения, особенностями отношения родителей и сформировавшимися под влиянием порядка рождения личностными особенностями самого ребенка. Отношение родителей к старшему ребенку (первенцу) определяется их недостаточной компетентностью в воспитании, неуверенностью и зачастую противоречивостью воспитательной стратегии и тактики.

После рождения второго ребенка старший оказывается в изоляции, пусть даже и на самое короткое время. Неустойчивость воспитательного стиля в сочетании с переживанием чувства лишения родительской любви после рождения второго ребенка с большой вероятностью приводит к формированию тревожного типа привязанности старшего ребенка к родителю.

Готовность первенца использовать все средства для того, чтобы привлечь внимание родителей к себе, может принять различные формы – от стратегии полного послушания и стремления к успехам и достижениям («смотрите, я – лучше всех») до стратегии шантажа и социальных провокаций («я заставлю вас любить и уважать меня таким, какой я есть»).

В отношении младшего ребенка родители склонны проявлять гиперпротекцию и потворствование, что может привести к эгоцентризму и запаздыванию социального развития младших детей. К воспитанию среднего ребенка родители нередко привлекают старшего, делегируя ему часть своих функций, особенно если разница в возрасте между детьми достаточно велика.

Н.В. Лукьянченко [47, с.37] отмечает, что характер внутрисемейных отношений - один из важнейших факторов, влияющих на успешность процессов образования и социализации личности. Автор выделяет три основных варианта отношения родителей к детской подструктуре:

1. Игнорирование иерархии и сближение с кем-либо из детей за счет перераспределения привязанности;

2. Стремление быть максимально нейтральным, уравнивая всех детей и дистанцируясь от их сиблинговых проблем;

3. Удержание иерархии «взрослые-дети» при личностно дифференцированном отношении к каждому ребенку.

Первый вариант, пожалуй, самый неблагоприятный. Он проявляется в следующем: кто-либо из родителей, не в силах получить достаточно любви от другого и/или достойно ему противостоять, компенсирует свою неуверенную позицию в семье за счет интенсивной эмоциональной связи с ребенком. Семейные психологи называют такую связь «коалицией». Коалиции дают одновременно дополнительную поддержку и дополнительную силу человеку, чувствующему тревогу и слабость. Такие связи основываются на стремлении справиться с низким самоуважением и увеличить свое влияние. В коалициях двое объединяются против третьего для совместного подтверждения, что тот «не прав», а они, в противовес этому, – «хорошие».

Наиболее часто коалиционные отношения инициируют матери, не удовлетворенные качеством отношений с мужем и усиливающие свою позицию за счет объединения с детьми. Довольно часто такие отношения «обустраивают» бабушки, весьма опытные и умелые в маневрах искушения внуков. Несмотря на то, что родитель получает требуемую поддержку, коалиции составляют основной дефект семейной структуры. Та же мать, удовлетворенная, как ей кажется, отношениями с детьми, посредством коалиционной близости с ними противопоставляется отцу, еще больше «уходящему» на периферию семейной жизни. И при этом для поддержания близости оказывается в большой зависимости от детей, систематически просто идет у них на поводу, теряя тем самым свое место в семейной иерархии. Она вынуждена осуществлять психологический «подкуп» детей, разрешая больше, чем следовало бы. А это прямой путь к девиациям любого характера, которыми столь богат подростковый возраст.

Особенно разрушительна так называемая «тайная коалиция», суть которой состоит в следующем. Когда родители находятся вместе, мать всегда соглашается с отцом, чтобы продемонстрировать детям объединенный родительский фронт. И отец верит, что она действительно соглашается с ним. Но как только он удаляется, она решительным образом смягчает свою воспитательную тактику, а вечером искренне говорит мужу, что не смогла справиться. Иногда коалиции разбивают сиблинговую подсистему. Родитель или родители выделяют в ней «любимчика» и противопоставляются с ним другому, становящемуся, соответственно, «нехорошим» ребенку. «Хороший» при этом выглядит как абсолютно хороший, а «плохой» ребенок рассматривается, разумеется, как абсолютно плохой. «Хороший ребенок», став уже взрослым, признается, что он делал почти все то же самое, что и «плохой», но никогда не попадался, а родители думали, что он не способен ни на что дурное.

Особое место в детской подструктуре семьи может быть выделено старшему из детей, чаще подростку, через возложение на него практически родительской ответственности за младших сиблингов [47, с.38]. Такая патерналистская нагрузка непосильна для подростка и нарушает нормальную логику его возрастного развития. Избирательное распределение приязненного отношения родителей к сиблингам может быть связано с особенностями их самооценок и взаимовосприятия. Обычно родитель находит черты сходства с кем-либо из детей. Часто дети в семье «перераспределяются»: кто-то похож на папу, кто-то на маму. Соответственно, на них проецируются особенности самоотношения и отношения к супругу.

Некоторые родители, ориентируясь на принцип справедливости, стремятся максимально уравнять свое отношение к детям. При этом совершенно не учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Детей, например, могут укладывать в одно время спать, несмотря на разницу в возрасте, покупать одинаковые подарки и т. п. Такая уравниловка особенно противопоказана для подростка, который обостренно ощущает потребность в личном, именно к нему направленном отношении, именно его лично понимании. В том что «все равны», подростки усматривают равнодушие родителей и пустоту своей личной представленности в семье. Часто, чтобы не чувствовать себя ущемленными, они начинают манипулировать родительским стремлением к ложной справедливости, оспаривая ее основания и выторговывая компенсации за «обнаруженные» ими проявления несправедливости.

Два описанных варианта – крайности родительского отношения к сиблингам, но родителям всегда трудно держаться золотой середины. Золотая середина требует родительской уверенности и гибкости. Меньше все



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: