Краткая биография Петра Федоровича Каптерева, понятие воспитания




Реферат по дисциплине

«Технологии сотрудничества педагога с родителями»

Тема: «Ценности семейного воспитания в педагогическом наследии

П. Ф. Каптерева»

 

Выполнили:

студентки 1 курса

группы ПОДб 1701-62-00

Баженова Лаура и Огородникова Анна

Подпись:__________________________________

Проверил: кандидат пед. наук, доцент Малова Т. В.

Подпись:__________________________________

 

г. Киров, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…... 3

Краткая биография Петра Федоровича Каптерева, понятие воспитания………….……………………………………………………….………..5

Семейное воспитание в творчестве П. Ф. Каптерева………………..…………….6

Комплекс задач семейного обучения………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………….10

Библиографический список………………………………………………………..11

Введение

Особенностью развития педагогики периода рубежа XIX-ХХ вв. в России является факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности, склонности самих детей, их природные возможности и дарования. Такой подход привел к пониманию необходимости использования в педагогике новых методов.
В 1880-1890-е гг. в России значительно возрос общественный и педагогический интерес к проблемам воспитания детей в семье, поскольку становление и развитие нового буржуазного строя повлекло за собой «кризис семьи как органа воспитания» (М.М. Рубинштейн). Начала складываться новая отрасль педагогического знания – семейная педагогика. Отмечая ошибки семейного воспитания, педагогическая теория рассматриваемого периода была готова предоставить практике воспитания научно обоснованные методы, приемы, содержание, формы и правила воспитания детей в семье.
В русской педагогике конца XIX – начала ХХ в. формируется и развивается несколько направлений семейного воспитания, к которым можно отнести следующие: 1) народность в семейном воспитании (Д.Д. Семенов, М.И. Демков); 2) свободное семейное воспитание (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель); 3) антропологическую теорию семейного воспитания (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев); 4) религиозно-нравственное семейное воспитание (В.В. Зеньковский, В.В. Розанов); 5) естественно-научное направление в семейной педагогике (В.М. Бехтерев, В.В. Гориневский).

 

Рассмотрим подробнее ценности семейного воспитания в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева.

Главной задачей воспитания Каптерев считал совершенствование человеческой природы. Педагог определял два «смертных греха», которые совершают воспитатели – пренебрежение к свойствам возраста и к свойствам личности. Детей следует готовить к жизненной борьбе, следовательно, нужно осуществлять их нравственное закаливанием. Необходима «живая связь» семьи и школы в воспитании учащихся.

Педагог ставил вопрос о формировании класса как товарищества, школы - как сообщества учащихся и взрослых. Уважение личности ребёнка выступает в концепции системообразующим принципом.

Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности.

Основные труды Каптерева:

1. «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц»
2. Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению»
3. «Педагогический процесс»
4. «История русской педагогики»
5. «Обучение детей дошкольного возраста»
6. «Этюды по психологии народа»

П.Ф. Каптеревым были заложены основы теории и методики семейного воспитания:

Цель – всестороннее развитие ребенка, воспитание человека–гражданина; «систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере её сил и сообразно социальному идеалу».

Идеи – саморазвитие и самосовершенствование, непрерывности воспитания и др.

Принципы – природо-, культуро- и законо- сообразности; взаимодействия семьи и школы; единства прав и ответственности всех членов семьи; воспитывающего обучения, самоуправления и др.

Методы – пример (прежде всего - родителей), убеждение, беседа, поощрения и наказания (запрет физических наказаний) и др.

Краткая биография Петра Федоровича Каптерева, понятие воспитания

Петр Федорович Каптерев(1849–1922 г.) – философ, педагог, историк педагогики, психолог. Разрабатывая проблему целеполагания в педагогическом процессе, он считал то, что главную роль играют не наследственность, не развитие врождённых свойств ребёнка: педагог имеет дело «не просто с развитием сил, а с их совершенствованием, в котором развитие играет роль подчинённого момента». В основе педагогического процесса лежат саморазвитие и самообразование, что и составляет его сущностную (внутреннюю) сторону. Поэтому целью воспитания, по его определению, является «совершенствование всех сил и возможностей человека». В то же время, он рассматривал наследственность как определяющий фактор не только физического, но и психического развития человека.

Под воспитанием П.Ф. Каптерев понимал «намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей»; оно «есть систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере её сил и сообразно общественному идеалу». Основу и сущность воспитания составляет самодеятельность ребёнка - главное свойство человеческого организма: «Иным путём, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа». Человек есть то, что «получается от процесса саморазвития». Человек - активный строитель своей личности, но главным архитектором является общество: влияние общества «на строение и деятельность личности громадно»; «личность есть создание общества»; вне общества личности нет, а есть лишь «биологическая особь»; личность есть порождение (продукт) общества, которое вырабатывает идеалы воспитания, управляет развитием человека. Ребёнок, растущий без товарищей, «лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного воспитания». Вместе с тем, он признавал важную роль воспитания в формировании личности: обдуманное искусное воспитание может довольно значительно повлиять на физическое и духовное усовершенствование личности, «на образование умственных склонностей и идеалов, на развитие способностей, в том числе воли, характера». Целью педагогической деятельности является усовершенствование всех физических и духовных сил воспитанника путём систематических упражнений, опираясь на самодеятельность ребёнка, используя присущее организму стремление и потребность развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: