Краткая биография Петра Федоровича Каптерева, понятие воспитания
Реферат по дисциплине «Технологии сотрудничества педагога с родителями» Тема: «Ценности семейного воспитания в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева»
Выполнили: студентки 1 курса группы ПОДб 1701-62-00 Баженова Лаура и Огородникова Анна Подпись:__________________________________ Проверил: кандидат пед. наук, доцент Малова Т. В. Подпись:__________________________________
г. Киров, 2018 Содержание Введение………………………………………………………………………...…... 3 Краткая биография Петра Федоровича Каптерева, понятие воспитания………….……………………………………………………….………..5 Семейное воспитание в творчестве П. Ф. Каптерева………………..…………….6 Комплекс задач семейного обучения………………………………………………8 Заключение………………………………………………………………………….10 Библиографический список………………………………………………………..11 Введение Особенностью развития педагогики периода рубежа XIX-ХХ вв. в России является факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности, склонности самих детей, их природные возможности и дарования. Такой подход привел к пониманию необходимости использования в педагогике новых методов.
Рассмотрим подробнее ценности семейного воспитания в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева. Главной задачей воспитания Каптерев считал совершенствование человеческой природы. Педагог определял два «смертных греха», которые совершают воспитатели – пренебрежение к свойствам возраста и к свойствам личности. Детей следует готовить к жизненной борьбе, следовательно, нужно осуществлять их нравственное закаливанием. Необходима «живая связь» семьи и школы в воспитании учащихся. Педагог ставил вопрос о формировании класса как товарищества, школы - как сообщества учащихся и взрослых. Уважение личности ребёнка выступает в концепции системообразующим принципом. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. Основные труды Каптерева: 1. «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц» П.Ф. Каптеревым были заложены основы теории и методики семейного воспитания: Цель – всестороннее развитие ребенка, воспитание человека–гражданина; «систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере её сил и сообразно социальному идеалу». Идеи – саморазвитие и самосовершенствование, непрерывности воспитания и др. Принципы – природо-, культуро- и законо- сообразности; взаимодействия семьи и школы; единства прав и ответственности всех членов семьи; воспитывающего обучения, самоуправления и др. Методы – пример (прежде всего - родителей), убеждение, беседа, поощрения и наказания (запрет физических наказаний) и др. Краткая биография Петра Федоровича Каптерева, понятие воспитания Петр Федорович Каптерев(1849–1922 г.) – философ, педагог, историк педагогики, психолог. Разрабатывая проблему целеполагания в педагогическом процессе, он считал то, что главную роль играют не наследственность, не развитие врождённых свойств ребёнка: педагог имеет дело «не просто с развитием сил, а с их совершенствованием, в котором развитие играет роль подчинённого момента». В основе педагогического процесса лежат саморазвитие и самообразование, что и составляет его сущностную (внутреннюю) сторону. Поэтому целью воспитания, по его определению, является «совершенствование всех сил и возможностей человека». В то же время, он рассматривал наследственность как определяющий фактор не только физического, но и психического развития человека. Под воспитанием П.Ф. Каптерев понимал «намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей»; оно «есть систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере её сил и сообразно общественному идеалу». Основу и сущность воспитания составляет самодеятельность ребёнка - главное свойство человеческого организма: «Иным путём, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа». Человек есть то, что «получается от процесса саморазвития». Человек - активный строитель своей личности, но главным архитектором является общество: влияние общества «на строение и деятельность личности громадно»; «личность есть создание общества»; вне общества личности нет, а есть лишь «биологическая особь»; личность есть порождение (продукт) общества, которое вырабатывает идеалы воспитания, управляет развитием человека. Ребёнок, растущий без товарищей, «лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного воспитания». Вместе с тем, он признавал важную роль воспитания в формировании личности: обдуманное искусное воспитание может довольно значительно повлиять на физическое и духовное усовершенствование личности, «на образование умственных склонностей и идеалов, на развитие способностей, в том числе воли, характера». Целью педагогической деятельности является усовершенствование всех физических и духовных сил воспитанника путём систематических упражнений, опираясь на самодеятельность ребёнка, используя присущее организму стремление и потребность развития.
Читайте также: Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |