Комплекс задач семейного обучения




Каптеревым был определён комплекс задач семейного обучения: 1. самое важное и значительное – общее умственное развитие ребенка, без чего нельзя сделаться умным и образованным человеком; 2. не менее важное и находящееся в неразрывной связи с первым– «приобретение сведений об окружающем мире». Сюда же следует отнести и «приучение к свободному владению родным языком»; 3. обучение грамоте, счету, иностранным языкам и пр.; 4. со времени начала школьного обучения ряд занятий имеет отчасти восполняющих школьные, отчасти имеющих самостоятельное значение. Речь идёт о семейном обучении, поэтому воспитательный аспект не присутствует так ярко. Однако преимущественное изучение и свободное владение родным языком ставится педагогом в число приоритетных задач, что сразу решает и комплекс воспитательных задач в процессе обучения. Всестороннее развитие человеческих качеств и детского ума – вот что составляет задачу семейного обучения, а не подготовка к школе. П.Ф. Каптерев предостерегал от двух «смертных грехов», которые совершают воспитатели – пренебрежение к свойствам возраста и пренебрежение к свойствам личности. Тяжелее педагогических грехов, чем эти два и быть не может. Следы этих грехов «никогда не изгладятся в жизни воспитываемых: последние рискуют навсегда остаться сделанными (курсив автора – С.Т.) людьми и таковыми сойти в могилу». Основным принципом семейного обучения «должна быть индивидуализация». Этот же подход он кладёт в основу и школьной жизни: Достигать единства школы искусственным подавлением естественных различий детей – «дело неудобное и неполезное для развития государственной жизни»

С поступлением ребенка в школу семейное воспитание вообще и гражданское в частности не прекращается, а расширяется. Он сформулировал основные правила взаимодействия семьи и школы, отдавая приоритет семье. Хорошая школа должна действовать «в непосредственной связи с семьей и под ее влиянием». Они должны идти друг с другом «рука об руку, должны поддерживать и восполнять друг друга». Школа есть «продолжение воспитательной деятельности семьи во всех отношениях». Общественность, совместная работа, взаимное обучение и влияние учащихся, «проявление хладнокровия, сообразительности, мужества – вот что главное в школе, учение же есть только средство, орудие для развития общественности».

П.Ф. Каптерев как бы перепрофилировал функции школы: она должна быть не школой учебы, а институтом общественного воспитания учащихся. Каждая разумная семья может в «достаточной степени развивать в детях чувство законности и сознания необходимости твёрдого порядка всюду». Родителям следует не подчинять, а руководить воспитанием и развитием детей. Родительские разум и воля должны быть «не чем-то чуждым дитяти, посторонним, а внутреннею сущностью самого же дитяти, они должны сливаться с ходом его душевной жизни и развития, составлять одно целое с ним, а не быть какой-либо препоной, каким-то сторонним телом». При таком условии со стороны ребёнка не будет капризов, непослушания, злой воли. Ибо при этом не будет «подавления личности дитяти личностью взрослого». Таким образом, естественное, свободное и целесообразное развитие ребёнка П.Ф. Каптерев ставил во главу угла семейной и школьной педагогики.

 

 

Заключение

В своей совокупности его позиции образуют прогрессивную педагогическую систему, включающую семейное, дошкольное и школьное воспитание и образование, центром которой является оригинальная теория воспитания и образования, имеющая глубокую психологическую основу. Он явился выдающимся продолжателем дела К.Д. Ушинского, значительно продвинув отечественную педагогику, укрепив и развив в ней прогрессивные идеи общественно-педагогического движения. Каптерев одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития: от принятия христианства до Петра I — церковная педагогика; от Петра I до 60-х годов XIX века — государственная педагогика; с 60 годов XIX века — общественная педагогика. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, прежде всего, вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами. Писал: «Ни государство, ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и управлять школьным делом» — вывод из истории педагогики.

 

 

Библиографический список:

1. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.

2. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психологический институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1999.

3. Каптерев П.Ф.. Задачи и основы семейного воспитания. 2-е изд. – СПб., 1913.

4. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – СПб., 1905.

5. Каптерев П.Ф. Обучение детей дошкольного возраста/ Нар. школа, 1875, №6- 7.

6. П.Ф. Каптерев. Задачи семейного воспитания: Избранное /Составители М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2005.

7. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. – СПб., 1914.

8. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХ в./ Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990.

9. Егоров С.Ф. Педагогическая теория России на рубеже Х1Х-ХХвеков/ Педагогика и политика в образовании России начала ХХ века. Конф. Мол. Уч. 25-26 февр. 1997 г. В 2-х ч. – М.: ОДИ – Интернационал, 1997.

10. П.Ф. Каптерев о семейном воспитании. – М., 2000.

11. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. – Пг., 1915.

12. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, 1898, вып. 1У.

13. Басов А.Н. Проблема нравственного закаливания детей в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева./ Педагогика и политика в образовании России начала ХХ века. Конф. Мол. Уч. 25-26 февр. 1997 г. В 2-х ч. – М.: ОДИ – Интернационал, 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: