Модельный закон
(новая редакция)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в области обращения с животными, осуществляемой в целях обеспечения прав и свобод граждан и других лиц, защиты нравственности, сохранения благоприятной окружающей среды.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
безнадзорное животное – домашнее или дикое, содержавшееся в неволе, животное, которое находится вне места содержания и за которым утрачен контроль со стороны ответственного лица;
бой животных – схватка двух и более животных, возникшая в результате их натравливания друг на друга либо вследствие их породных характеристик, при намеренном непринятии ответственными лицами мер по ее предотвращению или прекращению;
выгуливание животного – действия ответственного лица, предполагающие выведение животного за пределы места его содержания и направленные на удовлетворение потребности животного в двигательной активности, отправлении естественных надобностей;
жестокое обращение с животным – умышленные действия, которые привели или могут привести к гибели, увечью животного, истязание животного голодом, жаждой, побоями, иными насильственными действиями или нарушением правил и условий содержания, причинившими вред здоровью животного, оставление ответственным лицом животного без попечения, а также неоказание им, несмотря на наличие такой возможности, помощи пострадавшему животному, находящемуся в опасном для жизни состоянии;
|
место содержания – используемые ответственным лицом помещение либо территория, где животное содержится в течение большей части суток;
обращение с животным – действия либо бездействие лица, оказывающие непосредственное влияние на жизнь, здоровье и благополучие животного;
ответственное лицо – собственник животного либо иное лицо, на которое возложена обязанность по содержанию животного;
приют для животных – имущественный комплекс, предназначенный для спасения и последующего содержания животных, оказавшихся в положении, угрожающем их жизни или здоровью, а также безнадзорных, изъятых, в том числе конфискованных, животных;
регистрация животного – официальная фиксация фактов правового положения животного;
уполномоченный орган – орган государственной власти, орган местного самоуправления, специально уполномоченный в области регулирования обращения с животными;
экспериментальные животные – животные, содержащиеся, разводимые и используемые человеком для проведения научных исследований, биологического тестирования, учебного процесса, в медицинских целях, а также для получения биомедицинских препаратов.
Статья 3. Основные принципы обращения с животными
Обращение с животными должно основываться на следующих принципах:
– гуманного отношения к животным, критерием которого является благополучие животных и человека в рамках общепринятых этических ценностей;
– отношения к животным как к существам, обладающим способностью чувствовать, в том числе испытывать страх и боль;
– обеспечения удовлетворения физиологических и поведенческих потребностей животных;
|
– защиты животных от жестокого обращения;
– соблюдения при обращении с животными прав и свобод человека;
– персональной ответственности ответственного лица за жизнь, здоровье и благополучие животного;
– научно обоснованного сочетания при обращении с животными нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Статья 4. Правовое регулирование в области обращения с животными
1. Правовое регулирование в области обращения с животными и защиты их от жестокого обращения осуществляется настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, муниципальными правовыми актами.
2. Правовое регулирование в области обращения с животными основывается на следующих принципах:
– соответствие правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов настоящему Закону;
– учет при разработке и принятии правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов, касающихся вопросов обращения с животными, основных принципов обращения с животными, установленных статьей 3 настоящего Закона;
– учет физическими и юридическими лицами основных принципов обращения с животными, установленных статьей 3 настоящего Закона;
– ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за регулирование вопросов обращения с животными на соответствующих территориях;
– открытость информации об обращении с животными;
|
– ответственность граждан государства, иностранных граждан, должностных лиц, юридических лиц за нарушение законодательства в области обращения с животными;
– запрет пропаганды жестокого обращения с животными;
– формирование культуры гуманного обращения с животными;
– участие граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций в решении вопросов обращения с животными;
– международное сотрудничество в области защиты животных от жестокого обращения.
Статья 5. Особенности права собственности и иных вещных прав на животных
1. Право собственности на животных и иные вещные права охраняются в установленном законодательством порядке.
2. Право собственности и иные вещные права на животное в случае жестокого обращения с ним могут быть ограничены или прекращены путем изъятия, в том числе конфискации.
3. В случаях, когда вследствие жестокого обращения владельца возникает угроза гибели животного, оно может быть изъято и передано на содержание в приют для животных либо физическому или юридическому лицу, имеющему возможность содержать это животное в соответствии с требованиями настоящего Закона, на период до вынесения судебного решения.
Глава 2. ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ
Статья 6. Полномочия органов государственной власти в сфере отношений, связанных с обращением с животными
1. К полномочиям органов государственной власти в сфере отношений, связанных с обращением с животными, относятся:
– установление основ политики в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
– разграничение компетенции в сфере отношений, связанных с обращением с животными, между органами государственной власти;
– подготовка и принятие законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, регулирующих отношения в сфере, связанной с обращением с животными, в соответствии с настоящим Законом;
– ограничение прав и свобод граждан в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
– установление норм гражданского права в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
– установление норм уголовного, уголовно-процессуального, исполнительного права в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
– установление норм административной ответственности за нарушение норм права в сфере отношений, связанных с обращением с животными, а также обеспечительных административно-процессуальных норм;
– регулирование вопросов налогообложения, бюджетного обеспечения решения проблем в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
– установление нормативов в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
– установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
– утверждение общих правил обращения с безнадзорными животными;
– установление порядка деятельности государственных приютов для животных, а также правил и нормативов содержания животных в них;
– установление общего порядка регистрации животных, перечня фактов, подлежащих регистрации, организация и ведение банка данных регистрации, а также определение порядка использования таких данных и доступа к ним;
– разработка и реализация программ по вопросам, связанным с обращением с животными;
– строительство и содержание государственных приютов для животных;
– установление способов и порядка умерщвления животных;
– утверждение правил утилизации трупов животных;
– организация регистрации животных;
– организация и осуществление мониторинга в сфере обращения с животными;
– иные полномочия, предусмотренные законодательством в сфере отношений, связанных с обращением с животными.
2. Перечисленные полномочия могут быть переданы в установленном законодательством порядке органам местного самоуправления.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с обращением с животными
1. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с обращением с животными, относятся:
– подготовка и принятие муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с животными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;
– разработка и реализация муниципальных целевых программ по вопросам, связанным с обращением с животными;
– утверждение правил выгуливания животных на территории, на которой осуществляется местное самоуправление, в соответствии с требованиями настоящего Закона;
– определение мест, в которых запрещено выгуливание животных либо нахождение с животными с иной целью, а также при необходимости оборудование мест для выгуливания животных на территории, на которой осуществляется местное самоуправление;
– строительство и содержание муниципальных приютов для животных;
– организация информационного обеспечения деятельности муниципальных приютов для животных и социальной рекламы, направленной на передачу животных из муниципальных приютов собственникам, розыск собственников потерявшихся животных;
– распоряжение безнадзорными животными, поступившими в собственность органов местного самоуправления;
– участие в иных мероприятиях по исполнению требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с животными;
– осуществление переданных органу местного самоуправления в установленном законодательством порядке полномочий органов государственной власти;
– иные полномочия в сфере отношений, связанных с обращением с животными, предусмотренные законодательством государства.
2. В целях реализации настоящего Закона органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями по регулированию содержания домашних животных, организации на своей территории гуманного регулирования численности безнадзорных животных путем их отлова, стерилизации, размещения в приютах для животных, розыска собственников потерянных животных, передачи животных новым собственникам. В этом случае финансирование создания приютов для животных, а также мероприятий по отлову и стерилизации безнадзорных животных осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующего государственного бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных полномочий органов государственной власти в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ
Статья 8. Общие требования к разведению, обороту животных
1. В целях обеспечения охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия, жизни и здоровья людей мотивированным решением органа государственной власти может быть введен запрет на разведение, оборот отдельных категорий, видов и пород животных, а также установлены ограничение или разрешительный порядок их разведения, оборота. Введение указанного порядка не влечет ограничения прав на содержание животных указанных категорий, видов и пород.
2. При торговле животными продавец обеспечивает в местах продажи условия содержания продаваемых животных, соответствующие требованиям настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
Статья 9. Общие требования к обращению с животными
1. Ответственное лицо обязано обеспечивать животному условия, соответствующие его биологическим и индивидуальным особенностям, удовлетворять его потребности в необходимом корме, воде, сне, движении.
2. В случаях, когда жестокое обращение с животным неизбежно, следует принимать меры для снижения продолжительности и интенсивности страданий животного.
Статья 10. Общие требования к перевозке животных
1. Перевозка животных осуществляется в соответствии с требованиями международных соглашений, нормативных правовых актов органов государственной власти, муниципальных нормативных актов.
2. При перевозке животных должны удовлетворяться их потребности в корме, воде, воздухе, движении, отправлении естественных надобностей, а также должна быть обеспечена защита животных от вредных для них внешних воздействий. Вентиляция и объем пространства должны соответствовать особенностям перевозимых животных.
3. Транспортное средство, используемое для перевозки животных, должно быть оборудовано так, чтобы исключить увечья, травмы или гибель животных при их погрузке, перевозке и выгрузке, а также произвольное покидание ими транспортного средства.
4. При перевозке животных ответственное лицо должно обеспечивать соблюдение ветеринарных требований и транспортной безопасности.
Статья 11. Общие требования к использованию животных
Лица, использующие животных в любых хозяйственных или личных целях, обязаны принимать меры к предотвращению жестокого обращения с ними, а в случаях, когда такое обращение неизбежно, к снижению продолжительности и интенсивности страданий животного.
Статья 12. Общие требования к умерщвлению животных
При умерщвлении животных лица, выполняющие умерщвление, должны принимать меры для снижения продолжительности и интенсивности страданий животного.
Статья 13. Общие требования к обращению с трупами животных
При обращении с трупами животных должны соблюдаться нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия, требования законодательства в области ветеринарии, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти и муниципальные правовые акты.
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ
С ЖИВОТНЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
Статья 14. Особенности обращения с животными при производстве охоты, рыбной ловли и иной добыче диких животных в условиях естественной свободы
1. Нормативными правовыми актами органов государственной власти и муниципальными правовыми актами в области охоты, рыбной ловли и иной добычи диких животных в условиях естественной свободы устанавливаются требования по защите животных от жестокого обращения, в том числе с учетом местных особенностей и традиций.
2. Исходя из необходимости предотвращения жестокого обращения с животными, органы государственной власти, уполномоченные в области регулирования отношений, связанных с охотой, рыбной ловлей и иной добычей диких животных в условиях естественной свободы, вправе устанавливать запреты и ограничения на указанную деятельность.
3. Запрещается охота на территории городов и иных населенных пунктов.
Статья 15. Особенности обращения с сельскохозяйственными продуктивными животными
1. Содержание, перевозка сельскохозяйственных продуктивных животных, в том числе к месту убоя, осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Закона, а также специальных нормативных правовых актов органов государственной власти.
2. Запрещается убой животных в присутствии несовершеннолетних, а также в общественных местах.
3. Правила убоя животных, устанавливающие требование о предотвращении излишних страданий животных, разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом государственной власти.
Статья 16. Особенности обращения с безнадзорными животными
1. Мероприятия по контролю над численностью и состоянием безнадзорных животных проводятся с учетом местных особенностей в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти.
2. Органы государственной власти вправе наделить полномочиями по обращению с безнадзорными животными органы местного самоуправления при условии передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
3. Органы местного самоуправления принимают самостоятельные решения в сфере обращения с безнадзорными животными на основе требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
4. Умерщвление безнадзорных животных запрещается, за исключением случаев необходимости прекращения страданий нежизнеспособных животных.
5. Лица, принимающие участие в задержании (отлове), дальнейшем содержании и обслуживании безнадзорных животных, несут ответственность за их жизнь и здоровье как ответственные лица.
6. При задержании (отлове) животных запрещается применять способы, технические приспособления, приводящие к увечьям или травмам животных.
7. Регулирование численности безнадзорных животных осуществляется путем передачи их на содержание физическим, юридическим лицам, размещения в приюте для животных либо путем стерилизации (безнадзорных собак и кошек) с последующим возвращением на прежнее место обитания и оставлением под надзором органов местного самоуправления или ответственных лиц в установленном порядке.
8. Собственники животных не вправе требовать возмещения ущерба, возникшего от потери безнадзорным животным ценности в связи с его стерилизацией.
9. С учетом местных условий и возможностей отлову с последующим размещением в приюте для животных подлежат в первую очередь животные, нахождение которых в безнадзорном состоянии представляет непосредственную угрозу для людей (больные, с повышенной агрессивностью).
10. Юридическим и физическим лицам запрещено самостоятельно регулировать численность безнадзорных животных.
11. В порядке, установленном законодательством, органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Статья 17. Особенности обращения с животными при регулировании их численности
1. Решение о регулировании численности животных определенных видов и категорий принимается уполномоченным органом в целях предупреждения распространения заразных заболеваний животных и ликвидации их очагов, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Регулирование численности производится официально разрешенными уполномоченным органом методами и средствами, позволяющими избежать нанесения вреда другим животным и людям.
3. Регулирование численности собак и кошек путем умерщвления любыми способами, включая использование ядов, иных лекарственных, химических препаратов, запрещается.
Статья 18. Особенности обращения с дикими животными в условиях неволи
1. Содержание и использование диких животных в условиях неволи либо в полувольных условиях допускается при соблюдении требований, установленных международными соглашениями и законодательством государства.
2. Ответственное лицо обязано создать для содержания дикого животного условия, приближенные к естественным для данного вида животных. Конкретные нормативы содержания и типовой режим использования подобных животных разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом государственной власти
3. При конфискации дикого животного или ином прекращении права собственности на него оно помещается в приют для животных либо передается иным лицам, обеспечившим условия содержания, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. Умерщвление таких животных запрещается, за исключением случаев необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного. Дальнейшая реализация таких животных производится в порядке, установленном законодательством государства.
Статья 19. Особенности обращения с животными при их использовании в культурных, развлекательных, демонстрационных и служебных целях
1. Лицо, использующее животное в культурных, развлекательных, демонстрационных и служебных целях, обязано разработать и соблюдать режим такого использования.
2. Режим использования животного предусматривает распределение физических и психических нагрузок, отдыха и питания животного, а также учет других условий, соблюдение которых позволяет использовать животное в соответствии с видовыми и индивидуальными особенностями, не нанося существенного вреда его здоровью. Режим использования предусматривает также комплекс мер по предотвращению нанесения вреда другим животным и людям.
3. Режим использования разработанный лицом, использующим животное, на основании типовых рекомендаций по использованию животных данного вида, принятых уполномоченным органом государственной власти, утверждается уполномоченным органом.
4. Применение лекарственных и иных препаратов, ухудшающих состояние здоровья животного, в целях повышения эффективности его использования в культурных, развлекательных и демонстрационных целях запрещено.
5. Если дальнейшее использование животного по целевому назначению невозможно, собственник обязан обеспечить такого животного до его естественной смерти, или передать его в приют для животных, физическим или юридическим лицам, способных создать условия, подходящие для содержания этого животного.
6. Запрещаются организация и проведение боев животных, а также пассивное участие (присутствие) в таких боях.
7. Запрещаются организация и проведение иных зрелищных мероприятий, связанных с нанесением травм и увечий животным, умерщвлением животных, сопровождающимся наблюдением за их страданиями, в том числе за предсмертной агонией, умерщвлением животных с использованием других животных.
Статья 20. Особенности обращения с экспериментальными животными
1. Использование животных, предусматривающее жестокое обращение с ними при проведении научных исследований, биологического тестирования, учебного процесса, в медицинских целях, а также при получении биомедицинских препаратов, может осуществляться только юридическими лицами, имеющими разрешение уполномоченного органа, только в тех случаях, когда для этих целей не могут использоваться альтернативные объекты и модели, и в соответствии с нормативными правовыми актами в данной области.
2. Проведение на животных процедур, при которых они испытывают острую боль, осуществляется при соблюдении условия обезболивания путем применения зарегистрированных и разрешенных обезболивающих препаратов.
3. Страдания животного должны быть сведены к минимуму в процессе эксперимента и после него.
4. При работе с экспериментальными животными не допускается лишение животных хирургическим путем возможности издавать звуки (кроме случаев ветеринарных показаний), а также применение травмирующих методов и приемов при извлечении животных из мест содержания (клеток, боксов, террариумов, аквариумов и других мест содержания).
5. Запрещается проведение в учебных целях демонстраций, предусматривающих жестокое обращение с животным, если демонстрируемые явления могут быть показаны на более низкоорганизованных организмах или неживых объектах.
6. Запрещается проведение в учебных целях демонстраций хорошо известных явлений рефлекторной деятельности, если они предусматривают жестокое обращение с животным.
7. Запрещается проведение с животными – представителями отрядов приматов, китообразных и хищных процедур, приводящих к длительному расстройству их здоровья, травмам, увечьям или гибели.
8. Экспериментальным животным должны быть обеспечены надлежащий уход, вода, питание, содержание в вентилируемом, освещенном, отапливаемом, своевременно очищаемом помещении.
9. Нежизнеспособное экспериментальное животное умерщвляется до наступления у страданий с соблюдением требования гуманного отношения к животным.
10. Умерщвление животного производится лицом, ответственным за его использование, либо под его непосредственным наблюдением. Нежизнеспособность и смерть животного констатируются лицом, ответственным за его использование.
11. Утилизация трупа животного может производиться только после констатации его смерти.
12. Не допускается необоснованное дублирование болезненных опытов на животных.
13. Работы с экспериментальными животными должны быть организованы так, чтобы при их проведении использовалось минимальное количество животных.
14. Запрещается использование животного для проведения болезненных процедур более чем один раз, кроме животных-доноров, животных, используемых при производстве биологических препаратов с целью контроля их качества, а также при изучении схем иммунизации.
15. При проведении работ с экспериментальными животными в условиях повышенного риска нанесения животному болевых раздражений строго обязательны присутствие лица, ответственного за использование животного, и контроль с его стороны за сохранением эффекта обезболивания.
16. Животные могут использоваться юридическими лицами в экспериментах только при наличии у них оборудованных согласно санитарным правилам и иным специальным требованиям помещений для содержания и разведения животных, а также сотрудников, обеспечивающих уход за животными.
17. К работе с экспериментальными животными допускаются только лица, имеющие специальное образование и разрешение на право использования животных для такой работы.
18. Запрещается проведение экспериментов, связанных с хирургическим и иными болезненными методами воздействия на экспериментальных животных, при участии или в присутствии несовершеннолетних лиц.
19. Учебные заведения, готовящие специалистов по специальностям, связанным с проведением болезненных экспериментов над животными, должны обеспечить получение учащимися знаний по действующим в государстве этико-правовым нормам использования животных в экспериментах.
20. Запрещается принуждение выполнению процедур, приводящих к смерти или травмам животных тех учащихся, моральным или религиозным принципам которых это противоречит.
Статья 21. Особенности обращения с собаками и кошками
1. Жестокое обращение с собаками и кошками запрещается, за исключением случаев необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.
2. Обрезание ушей и хвостов животных допускается, только если является обязательным по стандарту породы. Стерилизация и кастрация животных, удаление рудиментарных пальцев (если они не являются обязательными по стандарту породы, причиняют неудобство или боль животному) допускаются. Указанные процедуры с животными должны проводиться ветеринарным специалистом с обезболиванием. Удаление других частей тела проводится ветеринарным специалистом только в целях оказания необходимой помощи животному.
Статья 22. Требования к выгуливанию животных
1. Выгуливание животных должно осуществляться при условии обеспечения безопасности других животных и людей, а также защиты имущества от нанесения вреда.
2. Ответственное лицо самостоятельно и под свою ответственность определяет меры и средства безопасности при выгуливании животного.
3. При выгуливании животного ответственное лицо обязано:
– вести животное на поводке при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, на детских и спортивных площадках;
– не допускать нанесения животным вреда окружающей среде;
– обеспечить наличие на животном отметки (на ошейнике, уздечке, в прочих заметных местах), на которой указаны контактные данные собственника;
– не допускать выгуливания животного в местах, в которых муниципальным правовым актом выгуливание запрещено. Указанная территория должна быть обозначена соответствующими надписями.
4. Запрещается выгуливание животных лицами, не способными контролировать их поведение, в том числе находящимися в состоянии опьянения.
Статья 23. Особенности обращения с животными в приютах для животных
Собственник приюта для животных обязан:
– содержать поступившее в приют животное до момента естественной смерти, возвращения на место прежнего обитания либо передачи иным лицам;
– обеспечить собственнику потерянного животного либо его законному представителю возможность осмотра животных, содержащихся в приюте;
– разместить информацию о безнадзорном животном, находящемся в приюте для животных, включая его фотографию и краткое описание, в сети Интернет;
– обеспечить возможность посещения гражданами приюта для животных в рабочее время (за исключением дней санитарной обработки) в порядке, установленном его собственником;
– возвратить животное по требованию собственника либо его законного представителя в день обращения;
– принимать меры по недопущению размножения животных, находящихся в приюте для животных;
– обеспечить лечение заболевшего или травмированного животного, а также проведение профилактических мероприятий, включая вакцинацию;
– проводить розыск собственников безнадзорных животных и подбор новых собственников для животных;
– вести документальный учет поступления, внутреннего перемещения и выбытия животных из приюта с фиксацией индивидуальных характеристик животных, позволяющих осуществить их идентификацию;
– проводить реабилитационные мероприятия для подготовки домашних животных к передаче новым собственникам и диких животных к возвращению в естественную среду обитания.
Статья 24. Особенности обращения с животными при оказании ветеринарных услуг
1. Ответственное лицо обязано обеспечить своевременное предоставление животному ветеринарной помощи. В случае возникновения подозрения о наличии у животного заболевания ответственное лицо обязано изолировать животное и обратиться за помощью к ветеринарному специалисту.
2. При проведении с животными процедур, вызывающих острую боль, ветеринарный специалист обязан (в случае отсутствия противопоказаний) применить обезболивание.
3. При необходимости умерщвления нежизнеспособного животного с целью прекращения его страданий, если они не могут быть прекращены иным способом, а также необходимости умерщвления нежелательного новорожденного приплода в возрасте до 10 дней, ответственное лицо обязано провести его гуманным методом. Запрещается умерщвление животных в местах, открытых для обозрения неопределенным кругом лиц.
Глава 5. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ
С ОБРАЩЕНИЕМ С ЖИВОТНЫМИ
Статья 25. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными, осуществляет уполномоченный орган государственной власти.
2. Должностные лица уполномоченного органа, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными, имеют право:
– получать от органов государственной власти, организаций и граждан полную и достоверную информацию, касающуюся обращения с животными;
– проверять в установленном порядке соблюдение гражданами и организациями законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с живонтыми, в том числе при содержании и использовании животных;
– составлять акты по результатам проверки и протоколы об административных правонарушениях;
– выдавать предписания и проверять их исполнение, требовать устранения выявленных недостатков, давать указания или заключения в пределах предоставленных прав;
– осуществлять по решению суда изъятие животных;
– привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности в уполномоченные органы, предъявлять иски в суд.
Статья 26. Муниципальный контроль за соблюдением требований в сфере отношений, связанных с обращением с животными
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, в сфере отношений, связанных с обращением с животными.
Статья 27. Общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными
1. Общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными вправе осуществлять граждане, общественные объединения и иные некоммерческие организации (участники общественного контроля).
2. При разработке нормативных правовых актов в области обращения с животными органы государственной власти и органы местного самоуправления учитывают мнение участников общественного контроля.
3. По согласованию с должностными лицами уполномоченного органа участники общественного контроля принимают участие в проведении проверок соблюдения законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными, а также принятых в соответствии с ним муниципальных правовых актов.
Статья 28. Мониторинг обращения с животными
1. В целях разработки и принятия эффективных решений в области обращения с животными органы государственной власти и органы местного самоуправления проводят мониторинг обращения с животными, включающий сбор и обработку информации о количестве и характеристике животных, находящихся на соответствующей территории, заболеваемости животных, травмах, полученных в результате нападения животных, об эпизоотической обстановке, о количестве и поводах обращений физических и юридических лиц по вопросам обращения с животными.
2. Порядок ведения мониторинга устанавливается уполномоченным органом государственной власти.
3. За проведение мониторинга отвечают уполномоченные органы соответствующего уровня.
4. Система мониторинга обращения с животными является единой системой обмена информацией. Данные мониторинга обобщаются и передаются уполномоченному органу государственной власти для подготовки и опубликования ежегодного доклада об обращении с животными на территории государства.
5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления используют данные мониторинга при разработке и принятии решений в области обращения с животными.
Статья 29. Регистрация животных
1. Регистрация животных осуществляется в целях:
– обеспечения ответственного владения животными и гуманного обращения с ними;
– профилактики особо опасных и заразных заболеваний, общих для человека и животных;
– регулирования численности животных, поиска потерявшихся животных и возврата их собственникам;
– формирования единой базы данных о животных и их собственниках на уровне государства.