Основные этапы становления систем социального обеспечения.




Введение.

 

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи­лась в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от­расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со­циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.

Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко­номической природе являются распределительными. Через системы соци­ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

В советский период бедность и безработица не признавались офици­альным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи рас­ходов на выплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социаль­ного обеспечения соответствующие источники финансирования рассматри­вались как особая правовая категория - «Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенси­онного обеспечения с размерами страховых платежей.

Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно­сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо­собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое­нию населения по уровню доходов.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со­циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс­формации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри­сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече­нии. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль­ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

 


Основные этапы становления систем социального обеспечения.

 

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та­ких людей относятся дети и старики.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко­торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин­ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не­трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж­дается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуются господством натурального хо­зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери­альному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ­ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким обра­зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо­способных.

Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христи­анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо­дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо­тился также о создании богоделен, странноприимных домов.

С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж­ден первый дом для инвалидов.

Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего­рии:

1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо­жет работать;

3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по­ведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для

определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работни­ком начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ­ством. В качестве способа его организации вводится государственное со­циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель­ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ­ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци­альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо­микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече­ния. Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально­го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз­менным остается одно: обязательность им придает само государство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: