Формирование российской Федеральной системы социального




Обеспечения.

 

Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, яв­ление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра­ва.

Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В связи с принятием этого закона были ликвидированы привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенси­онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз­ни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиаль­ное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.

Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-

нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их се­мей». Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов.

Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко­торый гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до­вольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак­симальным пределом.

Формирование систем иных денежных выплат гражданам в по­рядке их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.

Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За­коном от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст­ва и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя­зи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.

Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О за­нятости населения в РСФСР».

Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос­сии вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв­шему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор­порируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе­лению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.

Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду­смотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз­мом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального ос­ложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион­ной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» ре­гулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законода­тельно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно мож­но отнести также медицинскую помощь и лечение.

В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Законодательное закрепление получает и система социального обслу­живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако­нами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инва­лидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслужи­вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.

Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за­щите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. «О до­полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей».

Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-

ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой ре­дакции ФЗ от 2 января 2000 года.

Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре­альное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный харак­тер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, по­скольку не обеспечены соответствующим государственным финансировани­ем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: