Осуществление и управление общениемявляетсяважнейшим элементом профессионально-педагогического общения. Поиск и включение в реальный учебный процесс форм и способов организации обучения, эффективных для личностного, коммуникативного развития учащихся, составляют одну из актуальных задач современной педагогической теории и практики.
Гибкое управление взаимодействием учителя и учащихся определяется как поддающееся изменениям и преобразованиям на основе способности педагога трезво оценить и регулировать функции управления: планирование, организацию и активизацию взаимодействия, мотивирование-стимулирование, контроль и самоконтроль, рефлексию-оценивание и др. (А.Б. Орлов, О.В. Кравчук и др.).
Представляет теоретический и практический интерес предложенная В.А. Кан-Каликом структура процесса управления педагогическим общением:
1) конкретизация спланированной системы предстоящего общения;
2) уточнение условий и структуры предстоящего общения;
3) осуществление начальной стадии непосредственного общения;
4) управление инициативой в системе начавшегося общения [39].
Компетентное педагогическое управление процессом взаимодействия с детьми и технологией межсубъектного общения предполагает наличие у учителя высокого уровня коммуникативной культуры, так как по смыслу профессиональной деятельности учитель совмещает в себе функции генератора культурных задач, носителя культурного образца. От способности учителя управлять педагогическим взаимодействием и процессом развития общения детей во многом зависит эффективность формирования у школьников основ коммуникативной культуры, являющейся важным условием их социализации.
Задачами педагога при управлении процессом сознательного овладения учащимися основами коммуникативной культуры являются: становление школьников как субъектов общения, обучение их культуре сотрудничества, построение социокультурной среды для развития учащихся и т. д.
А.В. Мудрик выделяет три этапа управления педагогическим общением с целью формирования речевых коммуникативных умений учащихся в учебной деятельности:
1. Подготовительный – определение целей и способов общения путем коллективных поисков под руководством учителя, определение речевых умений, определение способа их выполнения; ознакомление с нормами, правилами высказывания, поведения в условиях общения.
2. Формирующе-корректирующий – оперирование речевыми умениями в процессе общения под руководством учителя, упражнения в общении, самоконтроль, самостоятельное общение учащихся в учебной деятельности, соблюдение норм и правил высказывания, выполнение требований к поведению учащихся в общении.
3. Применительный – общение в процессе учебной деятельности и за ее пределами. На всех этапах процесса общения средства, методы и организационные формы его содержания должны поддерживать интерес учащихся [75].
В процессе управления педагогическим общением важную роль играет стиль руководства учителя., под которым Т.Н. Мальковская понимает «совокупность устойчивых способов общения учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения». В качестве основных способов общения выступают: тон речевого общения с учащимися (доброжелательный, безразличный, официальный и т. д.), форма общения (приказ, требование, совет, просьба), приемы поощрения и наказания, установление определенной дистанции и др. [67].
Эффективность педагогической деятельности обусловлена не только продуманным выбором педагогических технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие затруднения и противоречия.
Педагогическое взаимодействие, учебно-педагогическая деятельность заключают в себе большое количество противоречивых моментов, затруднений, которые оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника, так и педагога (Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, И.А. Зимняя, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.).
А.К. Маркова определяет затруднение в общении (в деятельности) как субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможностиих продолжения [68].
И.А. Зимняя среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, включающих интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, которые могут как облегчать, так и затруднять общение, выделяет коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональную устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др. [32].
К барьерам педагогического общения относятся:
1. Барьеры неправильной установки сознания: стереотипы мышления; предвзятое представление; неправильное отношение; отсутствие внимания и интереса; пренебрежение к фактам.
2. Личностные барьеры: страха; страдания; плохого настроения; презрения; недостаточного понимания важности общения; речи.
3. Физические барьеры: физической среды; композиции физического пространства; физических состояний общающихся.
4. Социально-психологические барьеры: организационно-психологические барьеры; когнитивно-психологические барьеры; сенсорно-рецепторные барьеры; психомоторные барьеры; психосоциальные барьеры.
Преодоление этих барьеров требует от участников взаимодействия осознания вызвавших их причин и коррекции в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах (Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, А.С. Прутченков и др.).
Как результат межличностных противоречий учителя и учащихся в разнообразных ситуациях общения может возникнуть педагогический конфликт.
Причиной конфликтов могут быть следующие ошибки учителя: неумение правильно сформулировать цель управления и постановка неверной цели; неумение учитывать в работе с детьми их индивидуальные особенности; недостаточный кругозор; бестактность, а иногда грубость; неправильное использование поощрения и наказания; неспособность опираться в работе на неформальные объединения учащихся; неверное отношение к критике [99].
Установлена зависимость разрешения педагогических конфликтов отпсихологического стиля педагогического общения: монологического или диалогического. В частности, для диалогического стиля общения учителя характерны следующие показатели: личностное равенство; «субъект-субъектные» отношения; концентрация не только на своих потребностях, но и на потребностях учащихся; накопление потенциала согласия и сотрудничества; стремление к объективному контролю результатов деятельности учащихся, индивидуальному подходу и др. При монологическом стиле общения отмечаются: статусное доминирование, «субъект-объектные» отношения, эгоцентризм, принуждение учащихся посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии, догматизм, трансляция норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению, преобладание дисциплинарных приемов и т.д.
Технология управления педагогическими конфликтами проявляется в предвидении возможных коммуникативных осложнений, своевременном принятии профилактических мер, целенаправленном устранении объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивном их разрешении. Учителю бывает важно уловить уже первые признаки наметившейся дисгармонии во взаимоотношениях и понять ее истоки. От педагогатребуется не избегание или подавление конфликтов, а управление ими.
Решающим фактором в предупреждении конфликтов с ребенком выступаетпрофессионализм личности педагога, способность преодолеть психологическую несовместимость, такт, терпение, настойчивость, ориентация на положительные начала, сотрудничество. Конструктивность поведения учителя предполагает продуманный выбор речевых и неречевых реакций, предпочтительность юмора – сарказму. При использовании юмора в педагогических целях важно придерживаться этических норм: не подвергать насмешкам личность человека; не подшучивать над тем, что учащийся не может исправить (фамилию, внешность, недостатки речи); не смеяться над случайностью, неловкостью; недопустимы грубая, пошлая шутка, кривлянье и т. д.
Важным показателем конструктивного коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся являетсяблагоприятный морально-психологический климат в классе. Егопризнаками являются: 1) атмосфера творческого поиска, эмоционально-познавательная активность каждого школьника; 2) дух сотрудничества и взаимопомощи; 3) культура делового и межличностного взаимодействия; 4) взаимная удовлетворенность общением учителя и учащихся, школьников друг с другом [99].
Таким образом, управление педагогическим взаимодействием предполагает наличие взаимопонимания, сопереживания, сотрудничества между учителем и учащимися; согласование и координирование общения учащихся и учителя; стремление отвечать требованиям, предъявляемым к эффективному партнерству в общении; продуманность организации взаимодействия на уроке и во внеурочной работе.