РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ЖАНА БОДРИЙЯРА




«ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Рецензия – честная реклама. Как любая книга или текст, в которых упоминается другой печатный труд. Вообще, реклама — это торжественный гимн современного общества. Мое мнение о прочитанном, и я сама, и любой другой человек неизбежно становимся частью всепоглощающей системы потребления. Наши с ней взаимоотношения – и есть предмет исследования Ж. Бодрийяра.

Представленный материал во многом уникален. Например, ориентацией на широкую аудиторию: свое здесь найдут и экономист (в большей степени), и культуролог, и философ, и психолог, и социолог, и рекламщик, и журналист. Автор убедительно доказывает свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из научных трудов, исследований, художественной литературы, фильмов и даже статистикой. Эту книгу можно читать с любой главы, без потери смысла, поскольку каждый пункт повествования подытоживает содержание предыдущего текста. Не исключаю, что может возникнуть сложность в понимании некоторых смыслов, но это неизбежно при чтении философской литературы.

Книга написана полвека назад, но несмотря на это, её актуальность лишь возросла. Произошло это, на мой взгляд, по следующим причинам.

Во-первых, по уровню цивилизованности наша страна лет на 50 лет отстает от своих более развитых соседей. Возможно, именно поэтому труд Бодрийяра можно считать российским бестселлером 21 века. Особенно, если не обращать внимания на немного устаревшую лексику и заменить названия бытовых предметов комфорта, на более актуальные, например, стиральную машину на робота-пылесоса.

Во-вторых, в обиходе человека с каждым днем увеличивается количество предметов. Будь то техника, одежда, книги, мебель или просто безделушки. С каждой купленной вещью желание потреблять никак не удовлетворяется, напротив, разжигается. Этому пункту противоречит факт существования сторонников минимализма, но автор не упоминает о нем, как о возможном выходе из замкнутого круга сложившейся ситуации. К тому же, минималисты крайне малочисленны.

Во-третьих, благодаря колоссальному научно-техническому прогрессу, меняется характер труда человека, который «…проводит все меньше свою жизнь в труде на производстве, а все больше в непрерывном обновлении своих собственных потребностей и своего благосостояния»[1]. Из-за высокой скорости развития этого явления, сегодня, как никогда, важно оценить весь масштаб и трагичность обстановки в современном обществе.

Наиболее ценной информацией для меня было рассуждение о механизации творческого процесса. Предтечей этого явления, по Бодрийяру, стал поп-арт, который выступает производителем объектов искусства, но никак не их творцом. А икона автоматизированного искусства - это, конечно, Энди Уорхол, объявивший миру о своем желании быть машиной. Но не означает ли это конец искусства вообще? Считаю этот вопрос принципиально важным, поскольку стремление к автоматизации и роботизации всех процессов достиг сегодня своего апогея. Огромное количество произведений искусства создается поточным методом, отчего творчество заменяется ремеслом и коммерцией. Любая галерея современного искусства предпочитает вместо оригинальных объектов искусства демонстрировать их копии, сделанные с помощью какого-либо печатного оборудования. Художники создают произведения, а их копии отправляют на разные арт-площадки для продажи. Уникальным считается не только единственный экземпляр творения, но и его тираж. Особенным спросом пользуются копии с личной подписью автора, и стоят, как правило, на порядок дороже. Происходит размывание границ понятий, их подмена, обесценивание уникальности творения, растворенного в своих бесчисленных копиях. Бодрийяр подробно описывает тенденцию процесса симуляции, акцентируя внимание на наступлении времени псевдособытий, псевдоистории и певдокултьуры. Эти понятия были выработаны не на основе реальных явлений, а скорее, произведены как артефакты вследствие замены и технической манипуляции медиума. Культура в целом становится объектом потребления, она перестает создаваться для длительного существования. Практически все, что сегодня появляется, крайне недолговечно. Новый дом рухнет раньше, чем в нем проживет одно поколение; картине потребуется реставрация не через пятьдесят предполагаемых технологией лет, а через два-три года; одежда может быть непригодной для использования уже на второй день после покупки. Это свидетельство снижения качества во многих областях жизни человека. Правда, основная часть общества радостно принимает новые обстоятельства. Человек вошел в бешеный ритм жизни «…его желания и капризы постоянно меняются – он то покупает дачу, то лошадей….удовольствия он ищет во всем окружающем и вовне…»[2], человечество приобрело гедонистическую ментальность.

Содержание книги грамотно и убедительно раскрывает одну из главных проблем современного общества. Сложный феномен рассмотрен с абсолютно разных точек зрения, в чем (ещё раз подчеркну) одно из главных ее преимуществ. Здесь же нужно отметить глубину исследования, связанную с профессиональным опытом Жана Бодрийяра, поскольку он является не только социологом, но и культурологом, и философом. К тому же за французским автором закрепилось именование «гуру постмодерна», что говорит о его глубоком понимании своего времени и ближайшего будущего. Такое проникновение в суть происходящих культурных процессов - довольно редкий случай. Дилетантское графоманство встречается много чаще, нежели хорошая философская литература.


[1] Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2020. – 105 с.

[2] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 2015. – 31с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: