Перекрестная ценовая эластичность спроса




Перекрестная эластичность спроса - это степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на какой процент изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на I %:

Исходя из изложенного выше, расширенную формулу перекрестной эластичности спроса по цене можно записать следующим образом:

где - коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса;

Qxo - объем спроса на товар X до изменения цены на товар У;

Qx1 - объем спроса на товар X после изменения цены на товар У;

Pyo- первоначальное значение цены на товар У,

Py1 - изменившееся значение цены на товар У.

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

1) положительная перекрестная эластичность спроса по цене ( > 0), относится

к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам), т.е. при росте цен на товар У объем спроса на товар X увеличивается, так как происходит переключение спроса с одного товара на другой.

2) отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене ( < 0), характерна для взаимодоп-мых

товаров, т.е. с ростом цены на товар У объем спроса на товар X сокращается и наоборот.

3) нулевая перекрестная эластичность спроса по цене ( = 0), относится к

товарам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного товара не зависит от цены другого товара (например, зубная паста и обувь, апельсины и стоимость электроэнергии и т. д.).Важными факторами, обусловливающими перекрестную эластичность спроса по цене, являются: естественные характеристики товаров и способность товаров к замещению друг друга в процессе потребления.Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене имеет большое практическое значение.Во-первых, перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Так, чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то товара, она должна обосновать, что выпускаемый ею товар обладает положительной перекрестной эластичностью спроса но цене по сравнению с товарами конкурирующих фирм. Во-вторых, значение перекрестной эластичности широко применяется в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, т. к. эти товары является взаимозаменяемым. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене для этих товаров в долгосрочном периоде составляет 0,8. В таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8%.

В-третьих, указанный коэффициент может применяться для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров (только при условии незначительного изменения цен). При больших колебаниях цен обнаруживается влияние эффекта дохода, что приводит к изменению спроса на оба товара. Например, если цена хлеба понизится в два раза, то, вероятно, увеличится потребление не только хлеба, но и других благ. Этот вариант может расцениваться как взаимодополняющие блага, что не является правомерным.

В-четвертых, определение коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене дает возможность предпринимателям, выпускающим взаимозаменяемые блага, более или менее правильно устанавливать объем выпуска одного вида блага при ожидаемом изменении цен на другое благо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: