В результате изменения дохода устанавливаются новые положения точек равновесия потребителя, изображающих оптимальные наборы. Когда бюджет потребителя озрастает при неизменных ценах на блага, тогда бюджетная линия, перемещаясь вправо, касается все более отдаленных кривых безразличия (рис. 2.16). Соединив все точки равновесия потребителя.соответствующие разным величинам дохода, используемого для приобретения данных благ получаем линию «доход-потребление». Она показывает, как при фиксированных ценах меняется потребление индивида по мере роста его дохода.
Для различных видов благ (нормальных, неполноценных и нейтральных) линия «доход-потребление» имеет различный наклон. Потребление нормальных благ при увеличении дохода потребителя растет, поэтому рассматриваемая линия для нормальных благ будет иметь положительный наклон (рис. 2.16)
Рис. 2.16. Линия доход-потребление для нормальных товаров
Нa основе кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса (рис. 2.17). Данная кривая может быть получена из линии «цена-потребление» путем установления графического соответствия определенных оптимальных количеств данного блага и связанных с этим цен этою же блага.
А) б)
Рис.2.17. а)Линии бюдж.огрничения
б)Линия «цена-потребление»
9. Эластичность предложения: сущность иформы
Эластичность предложения но цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на какой процент увеличивается (уменьшается) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1 %:
Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, так как кривая предложения имеет «восходящий» характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.
|
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара. Выделяют три временных периода:
*текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
*короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
*долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
Различают следующие формы эластичности предложения:
1. Эластичное предложение (Еs > 1) - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода (рис. 2.6).
2. Неэластичное предложение (Еs < 1) - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности предложения характерна для короткого периода.
3. Абсолютно (соверш.) эластичное предложение - величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (рис. 2.7, линия предложения S1,) Эта форма эластичности может возникнуть на рынке рабочей силы, когда осуществляется предложение труда для отдельной некрупной фирмы.
|
4. Абсолютно неэластичное предложение (Es = 0) - величина предложения не реагирует на изменение цены (рис. 2.7, линия предложения S2). Эта форма эластичности характерна для рынка земли, так как предложение земли ограничено.
Эластичность предложения зависит от следующих факторов:
• Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения.
• Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным.
• Фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены. В коротком периоде предложение может быть увеличено лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение мало эластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна.
• Цены других благ, в том числе ресурсов, В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения.
• Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если резерв исчерпан, то реакция предложения незначительна и соответственно эластичность очень мала.