Знакомство с имеющейся по теме литературой начинается с разработки замысла предполагаемого научного исследования, который находит свое выражение в рабочем плане. Это дает возможность более целеустремленного поиска источников информации по выбранной проблеме и более глубокого осмысления находимого вами материала.
Вслед за этим необходимо составить картотеку научных источников по теме. Все виды источников, связанные содержанием с темой, должны быть просмотрены. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная из сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, депонированные рукописи.
Изучение материала следует начинать с фундаментальных работ. Желательно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Ориентация на научный авторитет - это хороший способ отделения достоверной информации от ненадежной и случайной.
Не ограничиваясь изучением фундаментальных работ, вы должны заняться конспектированием научных статей по теме в периодических изданиях. Научные статьи гуманитарного характера обычно насыщены рассуждениями и аргументацией. Достоверность гуманитарного знания - принципиально иная, чем достоверность точного. В статьях такого рода важное место занимает мировоззрение автора, его этические, политические, идеологические взгляды. Ввиду того, что гуманитарные статьи обладают такой специфической достоверностью, содержащаяся в них информация может содержать неточности и преувеличения. Поэтому при работе с подобными источниками вам следует особенно внимательно отделять главное от второстепенного.
|
В дальнейшем в курсовую или выпускную квалификационную работу нет смысла включать весь проработанный материал, да и сама проработка должна осуществляться дифференцированно. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют внимательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме, могут быть представлены отдельными выписками.
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа и систематизирования полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Логическим центром работы над научной литературой является основная проблема исследования. Проблема и тема - не одно и то же. Проблема - это логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.
Вариант решения проблемы первоначально предлагается в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, которое вы должны проверить и доказательно обосновать в тексте своей работы. Указанной задаче и служит работа с литературой.
Работа с литературными источниками проходит как бы в два этапа: сначала исследователь их просматривает, затем детально изучает. Основной целью просмотрового чтения является ознакомление с большим количеством зафиксированных в рабочем списке литературы библиографических источников по теме исследования. Составьте план просмотра, который представляет собой рабочий список литературы. При составлении этого плана необходимо учитывать значение источника для удовлетворения информационной потребности исследователя и время его опубликования. Если среди источников, имеющих большую значимость, одни опубликованы в 2015 году, а другие в 2010 году, начинать нужно с последних опубликованных источников, если только вы не проводите специальное историческое исследование.
|
5. Составление предварительного варианта плана работы и утверждение графика работы
В научной работе, независимо от области исследования, выделяют следующие обязательные структурные элементы:
1. титульный лист,
2. оглавление,
3. введение, в котором раскрываются актуальность выбранной
темы, формулируются компоненты методологического аппарата:
объект, предмет, проблема, цель, задачи работы и т.д.;
4. основная часть, содержание которой определяется характером исследования (теоретическим, практическим или опытно-экспериментальным),
5. заключение, в котором излагаются итоги работы и выводы
автора, а также рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
6. список используемой литературы (не менее 20-25 источников);
7. приложения (данная часть не является строго обязательной, оформляется только по мере необходимости, но добавляет работе большую значимость).
Разработка каждой составной части исследования имеет свои особенности.
|
Курсовая работа может пока носить теоретический характер без включения практической части или проведения эксперимента.
Обучающийся совместно с научным руководителем формулирует методологию исследования, опираясь на прочитанные источники. Предварительное чтение позволяет начать ориентироваться в теме. Затем с руководителем определяется цель и задачи исследования, которые определяют логику и последовательность параграфов теоретической и практической главы. Таким образом, четкая постановка цели и задач способствует конкретизации плана всего дальнейшего исследования.
В соответствии с намеченным планом работы намечаются сроки отчетности обучающегося за каждый этап. Традиционно введение, теоретические вопросы и частично практические должны быть освещены и оформлены к концу марта для возможности участия в вузовской студенческой научной конференции с полученными результатами в апреле.
Изучение литературы
Изучающее чтение подобранных источников теоретического и практического материала предполагает внимательное прочтение. При этом делаются пометки. Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно, т.к. записи являются лучшим способом первичной обработки материалов.
Каждый исследователь создает по своей научной работе своеобразный банк данных по-своему. Одни, читая материалы, составляют выписки типа конспектов. Другие - практически переписывают те или иные работы. Третьи - выписывают лишь цитаты. Сколько исследователей - столько методов. Главное, чтобы записи в дальнейшем облегчили классификацию и систематизацию полученной информации.
Наиболее удобным является способ обработки информации методом составления информационных карточек. Такие карточки могут выглядеть следующим образом:
Название источника | Основные тезисы, проблемы, примеры | Комментарии |
или
Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. – 2-е изд. перераб. и дополн. – М. – Нальчик, 1996. – 96 с. (в графе дается полное название работы с выходными данными, количеством страниц) |
Общение – то, что обеспечивает коллективную деятельность (С.16), процесс не межиндивидуальный, а социальный; оптимальное педагогическое общение (С. 20); «демократический» и «авторитарный» стили руководства учителя (С. 24); психолингвистический анализ речевого общения учителя – какую функциональную нагрузку несут высказывания учителя (экспериментальные данные С. 34-35); психолого-педагогические концепциии, не получившие пока адекватной реализации в практике обучения языкам (С. 45-51): Концепция развивающего обучения или развивающего образования (В.В. Давыдов и др.), концепции приоритета «стратегий учащегося» перед «стратегиями учителя», Концепция социально-психологической стимуляции активности учащихся в процессе овладения языком, Концепция психологических типов учащихся (М.К. Кабардов), Концепция психологического управления усвоением (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), Концепция управления учебной деятельностью учащихся через организацию общения (Г.А. Китайгородская), Концепции многокультурного или межкультурного обучения,в России тесно связанная с развиваемым школой А.Н. Леонтьева понятием «образа мира» (В.В. Сафонова и др.), «Человек должен уметь говорить правильно и красиво на любую тему. Это означает способность строить высказывание и разворачивать свою мысль в соответствии с требованиями грамматики, культуры речи и логики независимо от того, насколько сложен и абстрактен предмет суждения» (об организованности речи С. 75). (в графе помещаются общие и ключевые термины, важные цитаты с указанием соответствующей страницы) |
Психологическая характеристика общения, виды общения (С. 16-18); Эмоциональная сторона учебного процесса (С. 17-31); Воспитательная и обучающая функции педагогического общения (С. 31-45); Новые тенденции в педагогике и психологии и их значение для методики обучения языкам (С. 45-51); Психолого-педагогический практикум – как развивать у себя умения педагогического общения (С. 62-92): - упражнения для самоподготовки учителя (С. 61-70); - психология речи перед аудиторией (С. 71-92). (в графе характеризуется общая структура всей работы) |
Изученные источники находят свое отражение не только в списке литературы, но и в описании теоретической базы исследования во введении курсовой работы.
В качестве примеров предлагаем введение к курсовой работе по теме «Использование проблемно-ориентированных заданий в формировании навыков иноязычного говорения (на материале УМК И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной ‘English -III’) ».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования, проводимого в области раннего развития коммуникативных навыков, состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к иностранному языку. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать иностранный, тем сложнее он ему дается в силу индивидуальных способностей.
В дипломной работе рассматривается необходимость раннего обучения иностранному языку, детей в возрасте 7-11 лет. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте - от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном, так и на иностранном, существуют уже до начала развития ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно…
Немаловажным является тот факт, что обучение говорению, как процессу продуктивному, требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения. Это представляет собой сложную методологическую задачу и связано с наибольшими трудностями для учащихся, и требует больших временных затрат и усилий, и здесь решающую роль играет уровень владения, и способность ребенка выражать себя по средствам родного языка…
В представленной работе рассматривается обучение английскому языку на начальном этапе изучения, на котором приоритетом являются воспитательные развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации. Основной задачей на данном этапе является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения: от осознания возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач..
Так, целью исследования является освещение процесса говорения на начальном этапе с точки зрения его структуры, содержания и характерных особенностей младшего школьного возраста.
Цель потребовала решения ряда задач:
1. На основе теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы определить структуру и содержание говорения как вида речевой деятельности;
2. Определить главные задачи обучения говорению в начальных классах;
3. Осветить особенности младшего школьного возраста и их влияние на процесс обучения иноязычному говорению;
4. На материале УМК И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной ‘English’ для третьего класса разработать коммуникативно направленные и проблемно-ориентированные задания.
Теоретическая база исследования. В ходе работы над содержательным аспектом говорения нами были использованы труды таких методистов и ученых, как: Е.И. Пассова, Г.А. Китайгородской, М.В. Ляховицкого, А.А. Леонтьева. При рассмотрении характерных черт, присущих младшему школьному возрасту, нами были изучены исследования А.А. Леонтьева, А.А. Алхазишвили. В практической части мы воспользовались трудами Г. Лозанова, Е.И. Пассова, Г.А. Китайгородской, О.Л. Королевой, Н.В. Пыстиной, И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: уточняется понятие «проблемно-ориентированное задание», выявляются его существенные характеристики; по результатам проведенного эксперимента предлагаются эффективные схемы работы с диалогами и коммуникативно оправданные установки к созданию монологических высказываний.
Теоретическая и практическая значимость: обобщение опыта методистов и учителей по проблеме развития такого качества говорения, как продуктивность в целях повышения качества владения учащимися иностранным языком. Также данный материал может быть использован в практической работе учителей общеобразовательных школ на начальной ступени обучения в процессе формирования умений как диалогической, так и монологической форм высказывания.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение
Говорение представляет собой сложный процесс, который можно охарактеризовать как облачение мысли в словарную форму; это связь между сознанием человека и окружающим его миром. Данное определение становится более понятным, когда мы говорим о младшем школьном возрасте, ведь именно здесь на
начальном этапе изучения иностранного языка формируется мотивация к последующему, более глубокому изучению английского языка.
Поскольку в своей работе мы изучаем процесс обучения говорению в младшем школьном возрасте, то целесообразным было рассмотреть характеристики данного возрастного периода, выяснить, как те или иные особенности влияют на процесс формирования и овладения речевыми навыками и умениями учащихся начальной школы.
Следующим аспектом нашей работы является рассмотрение содержания обучения говорению. В ходе исследования перед нами стояла задача определения содержания обучения говорению с точки зрения его компонентности и границ при изучении иностранного языка на младшей ступени. На основе анализа теоретической литературы по проблеме исследования в работе были описаны три наиболее емких компонента содержания, а именно лингвистический психологический и методологический. Что касается структуры говорения как вида речевой деятельности, то здесь основной задачей было осветить психологический аспект, т.е. определить предмет и мотив обучения говорению у младших школьников.
Следующей частью работы, стало исследование задач обучения иностранному языку в младших классах. Главным здесь было определить этапность обучения иноязычному говорению и выявить особенности каждого из этапов.
В практической части основной задачей явился анализ заданий УМК И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной ‘English’ для третьего класса, направленных на формирование навыков говорения. Использование материалов рассматриваемого УМК в ходе педагогической практики позволило выявить его сильные стороны и возможные трудности. В наши задачи также входил анализ речевых установок к упражнениям, адекватность их использования и функциональная значимость для развития коммуникативной компетенции
Как видно из второго примера, автор не только описывает структуру диплома, но и дает краткий обзор каждой части. Такой вариант возможен, но только в очень краткой форме.
7. Составление окончательного варианта плана
Изучение литературы позволяет не только набрать достаточный материал для написания курсовой работы, но и знакомит с терминосистемой изучаемой области. Это, в свою очередь, позволяет грамотно сформулировать окончательный вариант плана курсовой работы.
С примером оформления содержания можно ознакомиться в Приложении 3. Формулировки в содержании должны максимально точно отражать содержание глав и параграфов, сокращения слов недопустимы.