Традиционно принято отождествлять речь со словом, между тем, звуковая речь как средство общения невербально несет слушателю весьма значимую и важную для него информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету разговора, о самом себе и т. п.
Ученые, изучающие паралингвистические средства общения (качества голоса, интонацию и др.), выделяют следующие характеристики устной речи:
1. Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение человека к предмету разговора, т. е. приятно ли нам беседовать о чем-то.
2. Биофизические отличия позволяют определить пол, возраст, темперамент, внутреннее состояние человека, состояние его здоровья.
3. Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого.
4. Социально-профессиональная система показателей связана с положением человека в обществе, с его профессией. Голос может подсказать, что человек думает о себе.
5. Национально-социальные характеристики голоса выдают по акценту представителей разных стран. Эта характеристика непроизвольна и формируется еще в глубоком детстве, от нее трудно избавиться, даже в совершенстве зная язык. Сюда же можно отнести различия в речи городских и сельских жителей.
В настоящее время разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь в основном на опыт театральной педагогики, представляет собой комплекс умений и навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, применяемых для оптимального звучания речи, владения приемами эффективного использования речевого аппарата.
Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, одновременно являясь и энергетической базой речи. На уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать учащением пульса, появлением одышки.
|
Речевое (фонационное) дыхание – этодыхание в процессе речи, отличающееся от обычного (физиологического) более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и значительным сближением на выдохе.
Организация выдоха, в процессе которого образуются звуки речи, имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие речевое дыхание, укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы (см.: Тренировочные задания в конце главы).
Голос человека – явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом человека; вместе с дыханием и артикуляцией служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. Голос является важным компонентом экспрессивной речи, обеспечивающим ее разборчивость, выразительность и эмоциональность.
В лингвистическом смысле голос является дифференциальным признаком звуков речи, обеспечивает различение ударных и безударных слогов, материализуетинтонацию. В психологическом аспектеголос, если расширить это понятие включением в него особенностей произношения(дикции), составляет звуковой облик человека. Голос каждого человека индивидуален, он почти не изменяется с возрастом.
|
Голос является важным средством звуковой коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт садресатом речи. В коммуникативном плане голос обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, не имеет однонаправленности и потому может быть обращен сразу ко многим участникам коммуникации. С помощью голоса, при известных условиях, можно расположить к себе собеседника и тем самым облегчить взаимопонимание.
Голос характеризуется силой, высотой, тоном, тембром, резонансом, способом подачи.
Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Динамика голоса характеризуется различной степенью силы звучания, громкости. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышечных напряжений.
Сила голоса (громкость) зависит главным образом от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
Тембр – индивидуальная звуковая окраска голоса человека, с помощью которой передается разнообразная информация о самом говорящем и о предмете его речи. Тембр отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний голосовых складок. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев. Тембровые различия носят название голосовых регистров. В человеческом голосе различаются три регистра: грудной, головной и средний (смешанный).
|
Способ подачи голоса называется атакой звука. Различают три типа голосоподачи:
1) придыхательная атака, когда голосовые складки смыкаются и начинают колебаться после легкого выдоха (голос звучит после легкого шума);
2) твердая атака, когда сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводящий складки в колебания;
3) мягкая атака, наиболее употребительная и физиологичная, когда совпадает момент смыкания голосовых складок и начало выдоха.
Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов, является основным рабочим инструментом учителя. От того, насколько он им владеет, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) – те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие.
Термин «педагогический голос» как разновидность профессионального голоса означает «профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения», параметрами которого являются «потенциально высокий уровень громкости, широкий динамический и высотный диапазон, разнообразие тембров, благозвучность, полетность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптивность, гибкость, выносливость» [86].
По мнению психологов, эффективность коммуникации учителя и учащихся на 55% зависит от визуальных впечатлений учащихся от невербального поведения учителя, на 38 % обеспечивается качеством голоса и другими ритмико-мелодическими характеристиками речи учителя и только на 7 % определяется смыслом его речи. Учащиеся чутко улавливают интонационные тонкости речевого поведения учителя, четкость его произношения, чистоту, правильность, мелодичность речи. Е.Н. Ильин подчеркивает: «Дотянуться до самых тончайших, сокровенных дум школьника по силам лишь учительскому голосу, когда он есть и когда художественно, а не просто фонетически поставлен» [36].
Звучность речи педагога зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и от настроения, эмоционального состояния. Речевое обаяние учителя зависит и от тембра голоса, который может быть не только теплым, глубоким и мягким, но и глухим, скрипучим, «стеклянным».
Для профессионального владения голосом необходима специальная работа, обеспечивающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрессию. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резонирования) может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить общий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.
Как показывают специальные исследования, наблюдается тенденция увеличения заболеваемости голосового аппарата у лиц «речевых» профессий (с 30-40% в 30-е годы до 55-60% в 90-е годы 20 века). Подобная тенденция объясняется стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни; большой голосовой и нервно-эмоциональной нагрузкой; неблагоприятными условиями труда; несоблюдением правил гигиены голоса, отсутствием навыков техники речи и т. д. К нарушениям голоса педагогов, затрудняющим их профессиональную деятельность и вызывающим эмоциональные расстройства, относятся не только изменение тембра звучания, охриплость (дисфония), потеря голоса (афония), повышенная голосовая утомляемость (фонастения), но и субъективные неприятные ощущения: сухость, першение, ощущение инородного тела в горле, навязчивое откашливание.
О.С. Орлова считает одной из причин высокой распространенности нарушений голоса у педагогов и представителей других «речевых» профессий недостатки профотбора абитуриентов в высшие и средние учебные заведения, а также отсутствие специальных курсов по постановке голоса в период обучения, недостаточное знакомство будущих специалистов с механизмами голосообразования и гигиены голоса. При проведении фониатрического обследования студентов-дефектологов у 25,3% обследованных были выявлены прямые или косвенные недостатки в голосовом аппарате, отрицательно влияющие на качество звучания голоса, что свидетельствует о необходимости специальных занятий по обучению технике речи и воспитанию выносливости голоса уже в период обучения в вузе [83].
Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе, например, помнить, что вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной и т. д. При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3–4 часов работы и исчезает через 1 часа полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее – через 2–3 часа и отдыхает дольше – до 2 часов. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2–3 часов избегать продолжительных разговоров.
Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Не рекомендуется быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают раздражение слизистой оболочки полости рта, глотки.
Учителю-логопеду необходимо не только владеть техникой ритмико-интонационных средств собственной речи, но и технологией формирования и коррекции интонационной стороны речи у детей и подростков с различной речевой патологией.
При нарушениях голоса у детей и взрослых на подготовительном этапе логопедических занятий используется разъяснительная психотерапия, артикуляционная гимнастика для выработки четкости и правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и координации его работы с органами дыхания и голосообразования, дыхательная гимнастика и массаж.
В частности, для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется сегментарный массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев: а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы; б) от переносицы к околоушной впадине; в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно; г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука [м]. Для улучшения движений гортани и голосовых складок проводятся: а) поглаживающий массаж гортани с помощью ритмичных, энергичных движений пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща; б) кашлевые движения, подражание стону, мычанию в сочетании с вибрационным массажем гортани.
Множество нервных окончаний, участвующих в процессе голосообразования, находится непосредственно в области лба, носа, щек, языка, твердого неба, десен. С помощью массажа мышцы, участвующие в процессе голосообразования, разогреваются и предупреждаются мышечные зажимы. При гигиеническом, поглаживающем массаже активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже, при вибрационном и точечном массажах «разогреваются» и подготавливаются к действию нервные окончания, расположенные глубже. Гигиенический и вибрационный массажи помогают, с одной стороны, расслабить мускулатуру речевого аппарата, с другой – активизировать нервные окончания, которые разогревают, готовят речевой аппарат к звучанию (мышцы шеи, затылка, челюстей, дыхательные мышцы, зоны резонирования).
Методические рекомендации к проведению массажа и самомассажа следующие: 1) кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми; 2) все движения массирующей руки следует проводить по рекомендуемым направлениям; 3) массируемые мышцы должны быть расслаблены; 4) массаж делается медленно, плавно.
1. Гигиенический (поглаживающий) самомассаж (каждое упражнение повторяется 4–6 раз):
а) верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам;
б) слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны;
в) твердого неба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно;
г) шеи. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок; затылочную область шеи обеими руками от середины до подмышечных впадин; боковую поверхность шеи, поворачивая голову то вправо, то влево.
2. Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком:
а) постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба, там, где помещаются лобные пазухи, к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м];
б) постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам, протягивая одновременно на выдохе поочередно [м] или [н] с гласным [у];
в) постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» на выдохе согласный [в];
г) постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и протяжно произносить на выдохе согласный [з];
д) постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и «тянуть» на выдохе согласный [ж] или [м];
е) постукивать ребрами ладоней обеих рук по боковой части грудной клетки снизу вверх и одновременно произносить согласный [м].
Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, вследствие работы мимических мышц, раздражения кожи лица повышается тонус голосовых мышц.
Параллельно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата: для языка, губ, челюстей, мягкого неба. Выполняются упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей речевого аппарата с одновременной регулировкой дыхания: произнесение гласных сначала одной артикуляцией, затем шепотом и громко, произнесение слогов и слов на выдохе, шепотом и громко; произнесение пословиц, поговорок, скороговорок беззвучно, на шепоте, громко; произнесение гласных, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (шепотом и громко).
Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2–3 занятия) проводится дыхательная гимнастика (статическая и динамическая). При ее проведении необходимо соблюдать ряд правил: не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц; производить движения плавно, под счет; заниматься в проветренном помещении.
Статические упражнения производятся при полной неподвижности тела или сопровождаются легкими движениями. Их целью является выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, отработка навыков речевого нижнереберно-диафрагмального типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха. Упражнения включают дутье на вату, надувание шаров, мыльных пузырей, игру на дудочке, губной гармошке и т. д. Далее произносятся гласные (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие и звонкие взрывные согласные в прямых слогах с гласными.
Упражнения динамической дыхательной гимнастики связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы, снижают мышечную напряженность окологортанной мускулатуры, что благоприятно воздействует не только на голосовые функции, но и на работу головного мозга.
Дыхательные упражнения со звуком:
1. Наклониться вперед, расслабив мышцы туловища, руки за голову, сделать вдох. Выпрямив спину, подняв голову и разведя локти в стороны, посчитать вслух: от 1 до 5, сделать выдох. Повторить 5 раз.
2. Наклониться вперед – вдох, расслабить все мышцы туловища и рук – выдох. Протяжно «тянуть» на выдохе [змм] или [вмм]. Выпрямить спину, поднимая голову и руки вверх. Повторить 5 раз.
3. Наклониться вперед, расслабить все мышцы, руки развести в стороны – вдох, выпрямиться, поднять голову, руки в стороны – выдох. На выдохе протяжно «тянуть» [зннн] или [бннн] (5 раз).
4. Стоя прямо, развести руки в стороны, повернуть ладони вверх. Сделать несколько вдохов и выдохов, не опуская рук. Вдох и выдох – носом, при открытом рте.
5. Стоя прямо, сделать то же самое, поднять руки над головой. «Тянуть» на выдохе сочетание звуков [гмм] или [бмм] или [жнн], [дннн], поворачивая голову то к левому, то к правому плечу.
6. То же самое, постукивая кончиками пальцев по груди, лицу, голове.
7. Небольшой вибрационный бег. Мышцы шеи, плеч, рук, ног расслаблены. Протяжно произносить [м] или [н] в течение 30 секунд [44].