Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра дополнительного образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины
«Педагогика народного творчества»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
образовательного уровня бакалавриат
Донецк 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра дополнительного образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины
«Педагогика народного творчества»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
образовательного уровня бакалавриат
УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры дополнительного образования Протокол № _ 1 _ от «_ 12 _» __ 09 ____ 2018г. |
Донецк 2018
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогика народного творчества» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование образовательного уровня бакалавриат ориентированы на формирование у студентов общих представлений и навыков в методике развития у учащихся творческого мышления, овладения ими современными методами творческой деятельности, формирование научных убеждений и исследовательских умений.
Целью учебной дисциплины является формирование глубоких знаний о теории и практике народного творчества, законах и закономерностях творческой деятельности, принципах и правилах педагогической деятельности, функциях творчества, способствовать профессиональному становлению будущих учителей и помочь им развить у учащихся творческие умения и способности.
|
Методические рекомендации составлены на кафедре дополнительного образования
Составитель:
Зав. кафедрой дополнительного образования, к. пед. н., доцент Г.В. Марченко
Рецензент: к. пед. н, доцент И.Г. Матузова
© Донецкий педагогический институт, 2018
Содержание
Темы семинарских занятий и их содержание | |
Самостоятельная работа студентов | |
Индивидуальные контрольные задания | |
Контрольные вопросы для самоподготовки | |
Критерии оценивания | |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины |
Темы семинарских занятий и их содержание
Содержательный модуль 1. Теоретические основы педагогики народного творчества
Тема 1. Роль искусства в жизни общества.
Вопросы к обсуждению:
Предмет и задачи курса.
Искусство как художественное отражение действительности.
История развития педагогики.
Педагогика народного творчества как важная составляющая народной педагогики.
Характерные особенности педагогики народного творчества.
Тема 2. Художественные направления в искусстве.
Вопросы к обсуждению:
Абстрактный экспрессионизм.
Баухауз.
Вортицизм.
Дадаизм.
«Де-Стейл».
Импрессионизм.
Кинетическое искусство.
Концептуальное искусство.
Конструктивизм.
Кубизм.
Ландшафтное искусство.
Минимализм.
Неоэкспрессионизм.
|
Оп-арт.
Орфизм.
Перфоманс.
Поп-арт.
Постимпрессионизм.
Пуантилизм.
Символизм.
Социалистический реализм.
Супрематизм.
Сюрреализм.
Фовизм.
Футуризм.
Экспрессионизм.
Тема 3. Художественное творчество как средство народной педагогики
Вопросы к обсуждению:
Графика.
История графики как самостоятельной области изобразительного искусства.
Рисунок.
Печатная графика.
Виды графики.
Живопись.
Монументальная живопись.
Миниатюра.
Станковая живопись.
Скульптура.
Виды скульптуры, их специфика.
Материалы и техника.
Архитектура.
Специфика.
Основные конструктивные элементы.
Экстерьер и интерьер.
Цвет в архитектуре.
Декоративно-прикладноеискусство.
Виды, материал, обработка, техника исполнения.
Значение в пластике и точности рисунка.
Жанры изобразительного искусства.
Содержательный модуль 2. Теоретические основы обучения детей народному творчеству
Тема 4. Методы обучения изобразительной деятельности в исторической ретроспективе
Вопросы к обсуждению:
Подходы к обучению рисованию в России в ХVIII-XIX вв.
Идеи «свободного воспитания».
Вопросы детского творчества, психологии, экспериментальной педагогики.
Тема 5. Методические основы преподавания народного искусства
Вопросы к обсуждению:
Цели, задачи, необходимость использования системы, оптимальной методики работы со дошкольниками, учёта возрастных особенностей.
Использование альтернативных программ в обучении дошкольников изобразительному искусству.
Рисование с натуры.
Декоративное рисование.
Рисование на темы.
|
Беседы об искусстве.
Рисунок как вид графики.
Восприятие и изображение формы.
Свет и тень.
Пропорции.
Перспектива.
Организация изобразительной деятельности в воспитательной работе. Декоративное рисование.
Спектр.
Цветовой круг.
Луч света пропущенный через трехгранную стеклянную призму, распределяется на сложные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, размещенные на противоположных концах спектрального круга – цветовая гамма называется дополнительной.
Колорит – это сохранение выразительности цвета в изображении.
Последовательность изображения натюрмортов из бытовых предметов, фигуры человека, пейзажа (акварель, гуашь).
Место народного и декоративно-прикладного искусства в культуре.
Композиция и искусство орнамента.
Многообразие и единство мотивов разных стран и народов.
Стилизация природных форм.
Изучение истории возникновения игрушки.
Лепка и декоративная роспись игрушки.
Многообразие стилей народного творчества игрушки, стилей и законов росписи согласно региону.