Практика формирования правового государства в России.




Важно подчеркнуть, что многие русские исследователи (Н.И. Палиенко, С.А. Котляревский и т.д.) связывали будущее своей страны с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причем не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.

Конституционализм как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречивый путь развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в., была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие XX в. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

Новизна его состоит в том, что:

а) принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР;

б) Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере;

в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Преемственность же названного процесса выражается в следующем:

а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью;

б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России (нравственно-демократический потенциал, совокупность юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод человека).

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

 

 

27. Государство и экономика: вопросы соотношения.

Государство представляет собой сложное явление, понимание сущности и содержания которого должно осуществляется с учетом различных аспектов, характеризующих наиболее значимые признаки государства как социально-культурного и политико-правового образования.

С точки зрения конституционно-правового исследования государство выступает как аппарат публичной политической власти, наделенный правоустановителъной и правообеспечителъной функциями. Рассмотрение взаимодействия государства и экономики предполагает понимание государства и в контексте представлений о нем как о форме социально-политического устройства данного общества, как о порядке, закрепляющим и обеспечивающим баланс интересов триады: во-первых, государственной власти, во-вторых, образующих социум корпораций и, наконец, в-третьих, отдельных индивидов, выступающих в качестве первичных элементов любой социальной системы.

Экономика, как правило, рассматривается в качестве упорядоченной хозяйственной деятельности, осуществляемой в целях производства и распределения материальных благ, необходимых для обеспечения социальной жизнедеятельности. Цикл экономических отношений начинается с производства товаров и услуг и завершается их потреблением, а отношения по распределению и обмену произведенного носят промежуточный характер.

В подобном понимании можно выделить ряд сущностных признаков, характеризующих экономику как явление:

а) социальный характер - экономика связана с упорядочением человеческих отношений и вне этих отношений существовать не может;

б) деятельностный характер - экономика представляет собой вид человеческой деятельности, осуществляемой в определенных целях при помощи определенных средств и методов;

в) упорядоченный характер — экономика как вид деятельности осуществляется в соответствии с существующими в обществе закономерностями и правилами поведения, посредством которых закрепляются наиболее значимые понятия и принципы экономической деятельности, определяется поря док возникновения, изменения, прекращения экономических отношений, устанавливаются меры ответственности за нарушение предписаний закрепленных в соответствующих нормах;

г) хозяйственный характер - экономика есть упорядоченное хозяйствование, т.е. деятельность в хозяйственной сфере, осуществляемая в целях при обретения и распоряжения материальными благами необходимыми для социальной жизнедеятельности.

Представляя собой форму социальной активности, экономика формируется и развивается в соответствии с правилами, в которых закрепляются типовые варианты поведения участвующих в экономических отношениях субъектов, а также устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

Представляется, что в основу всех без исключения правил, регламентирующих общественные отношения в сфере экономики, положены рыночные закономерности. Рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Рынок предполагает возможность и эквивалентность обмена, признаваемую добровольно, на основе прав участников обмена совершать его. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения, однако при этом все собственники должны быть свободны в своем праве самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Таким образом, свобода является необходимым условием и предпосылкой формирования и развития экономики.

Современная экономическая теория подчеркивает роль государства и права в стратегических и тактических решениях хозяйствующих субъектов, которые с помощью установленных и гарантированных государством правовых норм выбирают те или иные стратегии поведения. В рыночном хозяйстве предприятия и граждане соблюдают устанавливаемые государством правила (нормы) в силу целого ряда серьезных причин.

Во-первых, хозяйствующий субъект остро нуждается в устойчивой системе правил поведения для оптимизации своего выбора; при этом центральное место принадлежит так называемому «предсказательному эффекту» устойчивых норм.

Во-вторых, индивид (предприятие), естественно, стремится избежать наказания за нарушение установленных от имени государства стандартов допустимого и должного поведения. Соблюдая нормы, экономические игроки одновременно поддерживают их в актуальном состоянии, в обществе складываются стереотипы поведения, соответствующие юридическим законам. Иными словами, речь идет о воздействии государства через механизм правового регулирования на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

Характер и формы взаимодействия государства и экономики реально обусловливаются самыми различными факторами, но одним из самых существенных модифицирующих условий является тип социально-экономической системы. В свободной рыночной экономике рассматриваемое взаимодействие выражается одним способом, тогда как в административно-командной -существенно иным. Поэтому прежде чем перейти к более частным вопросам о соотношении государства и экономики в различных социальных системах, необходимо принять ту или иную типологию экономических укладов.

Особенности соотношения государства и экономики в разных социальных системах выражаются в доминировании тех или иных средств, методов, режимов. Для обществ с административно-командной экономикой, прежде всего, характерно централизованное регулирование, осуществляемое государством на императивных началах. Для обществ с рыночной экономикой, прежде всего, свойственен метод децентрализованного регулирования, при котором юридически значимым является поведение самих хозяйствующих субъектов, а функции государства сводятся к функциям «ночного сторожа» обеспечивающего упорядоченность экономических отношений путем издания общезначимых правил и охраняющих эти отношения от различного рода посягательств. Для обществ со смешанной экономикой характерна комбинация первого и второго метода, соотношение между которыми имеет своеобразие применительно к каждой конкретной стране. При этом очень важной особенностью является такое соотношение государства и экономики, при котором на практике обеспечивается достижение и поддержание баланса между объективными экономическими законами, определяющими сущность и содержание экономических отношений в различных сферах жизнедеятельности общества, и издаваемыми государством законодательными актами, посредством которых объективированные нормы получают свое формально-юридическое закрепление и практическое воплощение в конкретных правоотношениях.

Сталин подчеркивал, что если существует товарное производство и товары, то обязательно существует и закон стоимости.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: