В зависимости от степени контроля над ценами и концентрации рынка в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие ее формы, как чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары Различают следующие виды монополии:
• Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
• Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, теснo связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
• Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
• Экономическая монополия - монополия, действующая в условиях рыночной экономики.
«Административная монополия - монополия, действующая в условиях командно-административной системы. Такой вид монополии базируется на государственной собственности на средства производства и функционирует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита.
|
Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Чистая (абсолютная) монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец экономического блага, не имеющего близких заменителей, и сформированы высокие входные барьеры для вступления в отрасль. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при защите государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Понятие чистой монополии является научной абстракцией. Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:
1. Единственный производитель товара. Т.к. отрасль состоит из одной фирмы, то понятие «фирма» и «отрасль» совпадают.
2. Уникальный товар (отсутствие близких заменителей производимого товара).
3. Фирма-монополист самостоятельно устанавливает цену на свой товар, и диктует ее рынку.
4. Вступление в отрасль заблокировано, присутствуют непреодолимые входные барьеры, к которым относятся:
экономия от масштаба,
правовые ограничения; высокие издержки входа - экономические препятствия. В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало производства требует значительных затрат ресурсов, контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов.
|
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только к крупных формах. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Все это снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала XX в., будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.
В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. Монополизация фирмы имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х- неэффективности.