Анализируя рынок монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде, следует сделать несколько уточнений:
1. Рассматривается чистая (абсолютная) монополия, для которой характерно единственный производитель уникального товара, контроль над рыночной ценой, непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.
2. Отсутствие ценовой дискриминации.
Поскольку предприятие-монополист является единственным производителем данной продукции, то спрос на его продукцию будет совпадать с рыночным спросом.
Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста отражает суммарный объем продукции, поставляемый монополистом на рынок при каждом значении цены Особенностью этой кривой является то, что она убывающая: объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены (рис. 2.37).
Рис. 2.37. Цена и предельный доход в условиях монополии
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего (AR) и предельного (MR) доходов и цены. Для монополии - кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода расположена ниже нее.
Совершенно конкурентная фирма не может повлиять на цену, и тем самым изменить объем продаж. Фирма - монополист может увеличивать свои продажи, назначая более низкую цену за единицу продукции. Этот факт является причиной того, что предельны;' доход меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого.
Так как предельный доход - это прирост валового дохода, связанный с каждой дополнительной единицей продукции, снижающиеся значения предельного дохода означают, что валовой доход будет расти замедляющимся темпом (рис. 2.38)
Рис. 2.38. Спрос, предельный и общий доход фирмы в условиях монополии
|
Исходя из рисунка 2.38. наблюдаем, что при эластичном спросе снижение цены ведет к росту общего дохода, при неэластичном спросе снижение цены ведет к снижению общего дохода. Поэтому монополист будет избегать неэластичный участок кривой спроса.
Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящееся к прибыли предприятие в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение общих издержек. Предприятие будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам (рис. 2.39). Сравнение предельного дохода и предельных издержек показывает, что максимизирующий прибыль объем производства составляет количество Qm. Цена, при которой количество Qm может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска, а затем под прямым углом от точки, которой он достигает до кривой спроса, по вертикальной оси. При этом цена Рm всегда превышает предельные издержки
Рис.2.39. Определение объема производства и цены в условиях монополии
Монополисту, реализующему свою продукцию, в точке равенства предельного дохода и предельных издержек, не всегда гарантировано получение только прибыли (рис. 2.40), возможны и убытки (рис. 2.41). Это зависит от соотношения цены и средних валовых издержек конкретного предприятия.
Рис. 2.40. Получение прибыли в условиях монополии
|
На рисунке 2.40 цена (Рm) выше средних общих издержек (АТСm) при выпуске количества (Qm), поэтому общий доход (прямоугольник OPmN Qm) больше общих издержек (прямоугольник О АТСm К Qm) на величину прибыли (прямоугольник АТСm РmNК).
Рис. 2.41. Убытки в условиях монополии
На рисунке 2.41 цена (Рm) ниже средних общих издержек (АТСm) при выпуске количества (Qm,), поэтому валовой доход(прямоугольник ОРmКQm) меньше валовых издержек (прямоугольник О ATCmN Qm) на величину убытков (прямоугольник Рm АТСmNK).
В долгосрочном периоде монополия не сталкивается с угрозой конкуренции и максимизирует прибыль, выпуская такое количество товара, при котором долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Поскольку спрос имеет большую эластичность на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных, и цена, обеспечивающая максимизацию прибыли на долгосрочном интервале, может быть ниже той, которая максимизирует прибыль на краткосрочном временном интервале.
Для совершенно конкурентной фирмы, как было выяснено в предыдущей теме, характерно равенство предельного дохода и цены (MR=P), следовательно, каждая фирма уравнивает МС с MR и Р. При этом объем максимизирующий прибыль равен Qc, цена Рс (рис. 2.42). Фирма действующая в условиях абсолютной монополии максимизирует прибыль производя объем равный QМ, при цене РМ. Сравнивая долгосрочное равновесие конкурентной и монопольной фирмы (условия построения модели одинаковы) наблюдаем следующие экономические последствия монополизации отрасли:
сокращение производства по сравнению с эффективным уровнем (QМ <QC);
повышение рыночных цен (РМ> Рс);
перераспределение благосостояния в пользу монополии (площадь прямоугольника PМAFPC);
сокращение общего благосостояния (социальная стоимость монополии составляет площадь треугольника ABC).
Рис. 2.42. Конкурентное и монопольное равновесие