Совершенная конкуренция и эффективность




Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

Долгосрочный временной интервал предполагает мобильность всех производственных ресурсов, а также изменение числа предприятий в отрасли. Новые предприятия будут вступать в отрасль, если прибыль в ней превышает ту, которую они могут получить в других отраслях. Если же экономическая прибыль в отрасли имеет отрицательное значение и фирмы получают прибыль ниже нормальной прибыли, то они покидают отрасль Когда же в отрасли экономическая прибыль равна нулю, предприятия не получают стимула для того, чтобы входить в отрасль или покидать ее.

Совершенно конкурентная фирма производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в тем случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек Соответственно при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток предприятий из отрасли. Когда же достигается равенство цены и минимально возможных в долгосрочном периоде средних издержек, для новых предприятий появляется стимул вступать в отрасль, а для функционирующих предприятий стимул - увеличивать объем производства отсутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие (рис.2.36). В долгосрочном периоде фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные затраты равны цене продукции на рынке: Р = МС = min AC.

Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что здесь все затраты имеют переменный характер. Могут также меняться масштабы производства, так как фирма может расширить свои производственные мощности. В долгосрочном периоде могут приниматься такие принципиальные решения, как сворачивание производства того или иного товара, изменение профиля предприятия, освоение новых рынков. Если фирма планирует остаться на данном рынке, то она должна определить, при каком объеме продукции она максимизирует свою прибыль.

Основные условия совершенной конкуренции делают возможным перелив капитала из одной отрасли в другую. Но, в то же время, необходимо понимать, что любая фирма, занявшая определенный сегмент рынка, не спешит ею покинуть. Для получения прибыли любому предприятию необходимы стабильность и устойчивость. Если фирмы в длительном периоде в какой-либо отрасли получают высокую прибыль, то это, безусловно, привлечет на данный рынок другие фирмы.

Рис. 2.36. Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы

Увеличение общего числа продаж может снизить цену на товар. Это приведет к тому, что мелкие фирмы с нетехнологичным производством выйдут из дела. Подобные колебания будут происходить до тех пор, пока цена на рынке не установится на уровне минимального значения средних общих затрат в длительном периоде. В таком случае, данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль. Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это означает, что они будут получать бухгалтерскую прибыль, но не получат прибыль экономическую, которая включает неявные затраты. Поэтому стимула для выхода из дела у них не будет.

Можно отметить три момента, которые лежат в основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке.

1. Спрос на рынке совпадает с предложением, и образующаяся равновесная цена устраивает как продавцов, так и покупателей.

2. Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль, то есть находятся в равновесии.

3. Все фирмы получают нулевую прибыль.

 

 

Совершенная конкуренция и эффективность

Эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: производственной эффективности и эффективности распределения ресурсов.

Производственная эффективность (Р = АС) предполагает чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом. В долгосрочном периоде совершенная конкуренция вынуждает фирмы производить в точке минимальных средних издержек производства и устанавливать ту цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно наиболее желательная ситуация, с точки зрения потребителя. Она означает, что фирмы должны использовать наилучшую, наименее дорогую технологию.

Для достижения эффективности распределения ресурсов (Р = МС) ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент товаров, которые наиболее необходимы обществу (потребителям).

Производство должно быть не только технологически эффективно, но и должно создавать необходимые товары, то есть товары, в которых больше всего нуждается потребитель. Конкурентная рыночная система распределяет ресурсы так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.

Денежная оценка любого продукта является общественной мерой или показателем относительной предельной ценности этого продукта. Также, если рассматривать "издержки утраченных возможностей", мы видим, что предельные издержки производства товара измеряют цену, или относительную ценность, других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью использованных ресурсов в производстве данного товара.

Таким образом, цена (Р) продукта измеряет пользу или удовлетворение, которые общество получает от дополнительных единиц определенного товара, а предельные издержки (МС) дополнительной единицы этого товара измеряют потерю для общества других товаров в случае использования ресурсов в производстве данного товара.

В условиях совершенной конкуренции производство каждого продукта будет осуществляться до той определенной точки, в которой цена равна предельным издержкам (Р=МС или MR = МС).

Если Р < МС, то это будет означать для фирмы получение меньшей прибыли, чем максимальное, и недостаточное использование ресурсов для производства других товаров с общественной точки зрения.

Если Р > МС, значит, общество оценивает дополнительные единицы этого товара более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы быть произведены из этих же ресурсов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: