Глава Первая. «Пропавшие в «тёмном царстве»




Алин Витальевич

Москва 2018

«Истинно богатство.

Истинное счастье»
(По произведениям А.Н Островского)

«Все чувства могут привести к любви, к страсти, все. Да, все чувства... исключая одного: благодарности.
Благодарность - долг; всякий честной человек платит свои долги... но любовь - не деньги»

И.С Тургенев.

 

Глава Первая. «Пропавшие в «тёмном царстве»

Многие мечтают о богатстве, даже не предполагая, какие последствия может оно иметь.
Не задумываясь об «обратной стороне медали». Но давайте всё-таки посмотрим на эту «обратную сторону».


Богатство – двулико. Одним «лицом» оно будет улыбаться, а другим «смеётся» со звериным оскалом над муками богатого, превращаясь в настоящего демона. Богатый человек, конечно, не мучается физически – но часто страдает душевно, часто даже не подозревая о том, что страдает.

Примером этого может служить главный «самодур» пьесы А.Н. Островского «Гроза» Дикой – один из самых богатых людей в городе. И в общении со своей семьёй, и в общении с другими жителями города он «соответствует» своей фамилии! Даже звери в дикой природе часто ведут себя друг с другом «гуманнее»! Дикой нередко «расплачивался» с работниками своей коронной фразой «Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать! А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Только никогда не приходил он в такое «расположение». А когда механик-самоучка Кулигин подошел к Дикому, чтобы попросить немного денег – не для себя, а для блага города, Савел Прокофьевич сразу же отказал и отругал просителя. Не вникая в объяснения Кулигина про громоотвод и про саму грозу, сказал «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». В этих словах отразилось только лицемерие – потому что трудно представить, что Дикой, не имеющий ни любви, ни уважения к людям, начиная с самых близких, искренне верит в Бога. Страшно звучит, что в Боге «нашел» самодур «оправдание» своей жадности, нежелания поделиться деньгами на благо общества. Но ведь Господь заповедал делиться и помогать бедным! Потому всё происходящее говорит не только о «зверином» нраве Дикого. Об ограниченности, глупости, необразованности, косности, нежелании развиваться «говорит» ещё его фамилия! Это сотворённое богатством «ограничение» ума не даёт мыслить «широко». У Дикого свой «маленький мирок». «Мирок», вокруг которого стена, построенная из денег. Деньги затмили и ограничили мировоззрение - и «живёт» там Дикой, а всё, что находится «за стеной», считает враждебным.

Умный, культурный человек никогда не стал бы «использовать» Имя Божие для оправдания греха скупости и сребролюбия!

«Гроза-то нам в наказание посылается…». Только почему-то этих слов к себе Дикой не относит, а следовало бы – в первую очередь!

Антихристианское, неуважительное отношение Дикого к людям видно в каждом поступке, в каждом слове. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», - такие словане может произносить искренне, истинно верующий человек. Но Дикой видит в себя чуть ли не «Верховное Божество», для которого все, не имеющие богатства, - «черви». Червём называет он даже Кулигина, которого знает чуть ли не каждый в городе и никто не скажет о нём плохого слова. Но Дикой не видит человека ни в Кулигине, ни в ком другом. Все люди для него ничтожество – потому лишь, что сам он богаче.

Дикой доволен собой?! Он счастлив своим богатством?!

Нет, счастливый никогда так себя не ведёт. Даже самый необщительный счастливый человек всё равно несёт людям только счастье, он «светится» своим счастьем, он источник радости для других. А Дикой для всех – «источник» горя, обиды, разочарования.

И нельзя, невозможно не вспомнить один случай, говорящий об очень многом. Дикого обругал на рынке офицер, которому самодур не смог ответить «по-своему». В результате целую неделю вся семья «по чердакам пряталась», лишь бы хозяину дома на глаза не попасться. А несчастная жена в каждое утро, можно сказать, молила всех членов семьи не рассердить мужа-тирана.

Человек должен строить, созидать семью, а не разрушать. Только не задумывается над этим упивающийся властью самодур. А потому всё уже разрушено - его семья держится лишь на «каркасе» укоренившихся обычаев, а любви нет и никогда, наверное, не было.

Дикой - олицетворение трёх смертных грехов - гордыни, гнева и алчности.

Ему затмило глаза богатство и чувство собственного превосходства. Только тогда угасает любовь, силой которой создаётся семья. А иначе, она семьёй только внешне называется. Дикой, как и многие богатые люди, «одержимы» своим богатством, мыслями о том, что бы ещё такое сделать, чтобы богатство это увеличить. Всю жизнь, гоняясь за вещественным, он и ему подобные не задумываются о духовном. Оттого в семье Дикого всё держалось на страхе. Ради денег он готов на подлость, на предательство - даже не стыдится со своим племянником Борисом обращаться хуже, чем с рабом.

А самодурство, нежелание видеть в другом человека Дикой унаследовал у своей матери – Анфисы Михайловны, невзлюбившей родного сына - брата Дикого из-за того только, что тот захотел создать семью по любви, а не по укоренившихся порочным обычаям. Потому что позволил себе пойти против этих обычаев!

Мать Дикого составила свое завещание так, чтобы ее внуки – дети «нелюбимого» сына «искупили вину» их отца «за ослушание». Чтобы они, настрадавшись, ничего в итоге н получили – потому что не были к самодуру Дикому «почтительны».

Анфису Михайловну можно назвать одним из источников несчастий в этой семье, во всей пьесе. Но и без неё, без её завещания всё равно все закончилось бы трагедией – потому что семья, созданная без любви, обречена на бесконечные муки.

Этот городок словно «пропитан» самодурством и лицемерием – и Анфиса Михайловна не была исключением – и «завещание» показывает всю её лицемерную сущность. Она словно «завещает» в наследство «тёмное царство» без любви. Вот и «унаследовал» Дикой несчастье, несмотря на богатство - да и многие в этом городе тоже.

Глава Вторая. «Свои люди… да «не сочлись».

Отсутствие любви приводит ко многим несчастьям – и примером того может послужить ещё одна семья из пьесы «Свои люди – сочтёмся», созданной десятью годами раньше.

Глава семьи Большов, не желая платить кредиторам, «продаёт» имущество своему же приказчику Подхалюзину. А для этого хочет сделать Подхалюзина ещё и зятем - и потому выдает за него свою дочь, немало не интересуясь, её желанием. Дочь выдаёт за своего работника!!!

«Так что же, Лазарь, посватать тебе Алимпияду-то Самсоновну, а?...» Когда Подхалюзин сомневается в расположении «наречённой невесты», Большов отвечает: “ Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю. Ты со мной-то толкуй. ”. Страшно! Отец воспринимал родную дочь как принадлежащую ему вещь, как товар, как «средство» выгодного «вложения», а не как человека, имеющего право на свои чувства и желания. Большов почему-то уверен, что раз дочь «кормил», то вправе распоряжаться её жизнь! Он и ведёт себя как рабовладелец. (А Подхалюзин этим и воспользовался).

Такое мышление свойственно тоже очень ограниченному человеку. Такому же ограниченному собственной гордыней сознанию, как и сознание Дикого. К сожалению, это присутствует и в современном мире, несмотря на многие изменения. Потому что грехи, как и добродетель, вне времени!

А что же дочь?! Называя сначала Подхалиюзина «дураком необразованным», Липочка очень скоро соглашается на брак с ним. Почему? Потому что воспитанная Большовым, она не воспринимает любовь и видит в человеке только «кошелёк», а деньги у Подхалюзина появились.

Но в итоге настал «пик» лицемерия - трагический момент, когда Большов понял свою роковую ошибку - вернее, её последствия. По заявлению кредиторов, он попал в долговую яму и попросил помощи у своего зятя. А зять и дочь, имея деньги, в помощи отцу отказывают. В такой момент дочь упрекает отца тем, что «до двадцати лет жила – света белого не видела».

Большов в отчаянии произносит слова, которые заставляют о многом задуматься: «Знаешь, Лазарь, Иуда — ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем...» Он сравнивает себя с Богом!!! Никогда истинно верующий человек никогда не стал бы делать такого даже в мыслях. Большов сравнил Подхалюзина с Иудой - с этим можно согласиться, но чем же сам-то лучше?! Ведь он и «породил» порочность в своём доме.

«Как мы совесть за деньги продаем...». Так он первый и продал!

Большов, видимо, настолько «напился» своим прошлым богатством, что возомнил себя Богом?! Такое сравнение безумно, кощунственно, а уж тем более после всего сотворённого зла!

А в финале зять оделся в найденный в чулане старый сюртук, в котором когда-то служил приказчиком, и пошёл «сбивать» у кредиторов цену. Вот так отсутствие любви, алчность, гнев, лицемерие породили предательство.

Большова очень жаль - он никогда не знавал любви, богатство отуманило его рассудок – и вот под конец испытал он на себя предательство человека, которому доверился. И дочери, конечно. Людей может объединять, сплачивать только что-то хорошее.

А «продавшие» главное в себе обречены на несчастье. И великий драматург словно предостерегает читателей от самого страшного заблуждения жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: