Хотя в IX веке Багдаду было всего 50 лет, он был на пике своего политического могущества; центр обучения и ведущий медицинский центр того времени. Именно там многие важные греческие работы были переведены на арабский язык, в том числе «Материя медика » Диоскорида, которая легла в основу арабской фармакологии. Хотя исламские врачи почитали греческую медицину и редко подвергали ее сомнению, они начали добавлять комментарии и высказывать мнения в 9 веке н.э., а также свои собственные наблюдения.
Из врачей, работавших в Багдаде в ту эпоху, один выделяется как исключительный. Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийя ар-Рази (865–925 гг. н. э.; 251–313 гг. хиджры), известный в латинском мире как Разес, был назван так в честь места, где он родился и умер, — Райя, недалеко от Тегерана. Единственный среди своих современников ар-Рази указывает все свои источники, которые почти поровну разделены между исламскими писателями и древними греками (в частности, Галеном). Таким образом, он является бесценным источником более ранних, часто утерянных работ.
Аль-Рази был музыкантом и менялой до 30 лет, когда он начал изучать медицину в Багдаде. Он стал одним из величайших врачей средневековья, написав более 200 работ; половина из них по медицине, а другие по темам, включающим философию, теологию, математику, астрономию и алхимию.
Крупнейшим и наиболее важным из медицинских трудов ар-Рази является «Китаб аль-Хави фи аль-тибб» 1 («Всеобъемлющая книга медицины»), собрание медицинских заметок, которые ар-Рази делал на протяжении всей своей жизни в виде выписок из всего, что он прочитанного, а также наблюдения из собственного медицинского опыта. Переведенный на латынь в 13 веке, Китаб аль-Хави неоднократно печатался в Европе в течение 15 и 16 веков под названием Liber Continens.
|
Напечатанные в то время, когда книгопечатание было новым, сочинения ар-Рази оказали большое влияние на развитие медицинской практики в Европе.
«Китаб аль-Хави» — это огромный труд: в опубликованном виде он состоит из 23 томов, два из которых далее разделены на две объемные части. Каждый том посвящен определенным частям или заболеваниям тела, хотя группы недугов часто индивидуальны. Том, который включает, например, подагру, также охватывает болезни, связанные с большими и малыми глистами в брюшной полости, геморрой, горбатостью, варикозным расширением вен и слоновостью. Среди этих массивных папок с рабочими заметками можно найти случайные истории болезни, а также беглый взгляд на ар-Рази как на практикующего клинициста (сборник из более чем 900 историй болезни, записанных некоторыми из его учеников и изданных посмертно, существует под названием Книга опыта или Casebook).
Некоторые идеи ар-Рази имеют параллели с современными идеями. Например, он предлагает следующее:
«Врач, даже если у него есть сомнения, всегда должен заставить пациента поверить, что он выздоровеет, ибо состояние тела связано с состоянием ума».
Он предостерег от ненужного использования лекарств, особенно от полипрагмазии:
«Если врач может лечить питательными веществами, а не лекарствами, то он добился успеха. Если, однако, он должен использовать лекарства, то это должны быть простые средства, а не составные».
В отличие от полипрагмазии, пропагандируемой некоторыми другими исламскими авторами в IX веке, ар-Рази редко рекомендует составные лекарства, а если и делает, то в них мало ингредиентов.
|
Все ведущие врачи Багдада использовали лекарства, благотворное действие которых было выявлено еще в классический период. Например, они использовали опиум в различных формах, как наружных, так и внутренних, при заболеваниях и состояниях в каждой части тела, особенно при болях. 2 Опиум считался особенно эффективным при заболеваниях кишечника и глаз, но он также использовался в ряде средств для лечения подагры и болей в суставах.
Воспаление суставов, связанное с подагрой, может объяснить, почему древнегреческие врачи описывали это состояние под разными названиями, которые они, по-видимому, применяли как к подагре, так и к ревматизму. Аль-Рази дает четыре рецепта от «подагры и суставов» в «Китаб аль-Хави». Все они представляют собой пасты или повязки, которые следует наносить на болезненные участки, например, с помощью влажного листа бумаги или ткани, чтобы лекарство оставалось влажным. Во всех из них встречается опиум, в одном — белена, в двух — болиголов, в одном из которых есть еще и мандрагора. Паста, которую аль-Рази описывает как хорошую, содержит равные части опиума и жидкого стиракса (Liquidambar orientalis).
Три из четырех средств аль-Рази от подагры и суставов включают безвременник, который использовался для лечения подагры, по крайней мере, со второго тысячелетия до нашей эры. Действительно, его активный ингредиент, колхицин, до сих пор используется для лечения острых приступов заболевания.
|
«Там, где подагра сопровождается высокой температурой, рецепт содержит семена, вызывающие диурез, но не выделяющие большого количества тепла, такие как безвременник белый, арбуз и огурец. Их в равных частях смешивают с одной третью части опиума, и пероральная доза в четыре дирхема (12 г) смеси с таким же количеством сахара оказывает болеутоляющее действие и действует в течение часа».
«Там, где нет сильной лихорадки, ингредиенты перорального лекарства следующие: безвременник, опиум, бура, колоцинт, амми, аристолохия и горный тимьян».
Один из двух рецептов иллюстрирует общую черту сочинений ар-Рази: он ясно дает понять, что не был готов просто принять то, что прочитал, но хотел воздержаться от суждений о действии лекарств до тех пор, пока не исследовал их лично.
«Я слышал удивительные рассказы, среди которых следующее: врач… прописал от подагры снадобье, приготовленное из двух мискалей (4,5 г) безвременника, полдирхема (1,5 г) опиума и трех дирхемов (9 г) сахара. Говорят, что лекарство подействует в течение часа, но мне нужно убедиться в этом.
Готовность аль-Рази проверить обоснованность терапевтических утверждений и теорий на практике иллюстрируется другим отрывком из «Китаб аль-Хави». Он определил симптомокомплекс, который предвещал начало менингита — отупение и боль в голове и шее, избегание яркого света (светобоязнь), бессонницу и истощение — и задался вопросом, как лучше всего лечить этих пациентов:
«Когда тупость (thiqal) и боль в голове и шее продолжаются в течение трех, четырех, пяти дней и более, а зрение избегает света, обильное слезотечение, сильная зевота и потягивание, сильная бессонница, и наступает крайнее истощение, то больной после этого перейдет в менингит (sirsam)... Если тупость в голове больше боли, и нет бессонницы, а скорее сон, то лихорадка спадет, но пульсация будет огромной, но не частой, и он будет прогрессировать до ступора (литургхас). Поэтому, когда вы увидите эти симптомы, приступайте к кровопусканию. Ибо однажды я спас одну группу [пациентов] с его помощью, в то время как я намеренно пренебрег [обескровить] другую группу. Делая это, я хотел прийти к заключению (рай). И так все эти [последние] заразились менингитом».
Хотя сегодня мы вряд ли стали бы рекомендовать кровопускание пациентам с продромальными симптомами менингита на основании этих данных, подход ар-Рази к совершенствованию своего лечения отражает способ мышления об одном из принципов, которые следует соблюдать при выводе выводов. об эффектах лечения, а именно о необходимости сравнения
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1420785/