На сегодняшний день Беларусь является единственной страной в Европе и в СНГ, в которой до сих пор применяется смертная казнь. Смертная казнь не применяется также в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Аргентине, Турции и ряде других стран Азии, Африки и Америки. При этом из-за действия смертной казни Беларусь также является единственной европейской страной, не входящей в Совет Европы.
В соседних с Беларусью странах людей не казнят уже более 15 лет. Так, в Польше последний смертный приговор привели в исполнение в 1988 году, в Литве – в 1995-м, в России и в Латвии – в 1996-м, в Украине – в 1997-м.
Согласно данным правозащитников, в Беларуси с 1991 года было казнено около 400 человек. Особо острую полемику в обществе вызвала казнь в марте этого года обвиненных в терроризме Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова.
Против смертной казни в стране, кроме правозащитных организаций и ряда оппозиционных политических партий и движений выступают также и религиозные деятели. Так, в декабре 2011 года глава Католической церкви в Беларуси митрополит Тадеуш Кондрусевич призвалбелорусские власти отменить смертную казнь, "заменив пожизненным лишением свободы, и помиловать всех осужденных к высшей мере наказания". А Минская епархия Белорусской православной церкви выступила с заявлением, согласно которому отказ от смертной казни "исключает совершение непоправимой ошибки правосудия и предоставляет больше возможностей для пастырского душепопечения о преступниках".
Ярким же доказательством того, что такие ошибки случаются, является дело "витебского душителя" Геннадия Михасевича, который за 14 лет с 1971 года по 1985-й совершил 36 убийств. При этом за его преступления были осуждены 14 человек, одного из которых даже расстреляли.
|
Согласно статье 59 Уголовного кодекса Беларуси смертная казнь в стране в качестве исключительной меры наказания допускается в виде расстрела "за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах (до отмены смертной казни)". В частности казнить могут за: подготовку либо ведение агрессивной войны; теракт против представителя иностранного государства; международный терроризм; геноцид; преступления против безопасности человечества; применение оружия массового поражения; нарушение законов и обычаев ведения войны; убийство из корыстных побуждений, либо по найму, либо сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом; терроризм; измену государству; заговор или иные действия с целью захвата власти; теракт; диверсию; убийство сотрудника внутренних дел.
При этом казнить запрещено женщин, а также мужчин, совершивших преступления в возрасте до 18 лет или достигших ко дню постановления приговора 65 лет.
Чаще всего сторонники применения смертной казни заявляют о необходимости эквивалентного наказания для тех, кто лишил жизни других людей, и нецелесообразности их содержания в тюрьмах. Кроме того, по их словам, смертная казнь выступает в качестве сдерживающего фактора в отношении преступников. В то же время их противник отмечают, что за тысячелетия смертная казнь так и не искоренила преступность, а лишь дегуманизировала общество. При этом они считают, что смертная казнь не дает возможность исправить возможные ошибки.
|
Вместе с тем некоторые из противников смертной казнь иногда резко переходят в другой лагерь, когда совершенные преступления касаются их или их близких или же масштаб преступления поражает своей чудовищностью и бесчеловечностью. Так произошло в сравнительно спокойной Норвегии, где после теракта Андерса Брейвика, которому 24 августа суд вынесет приговор, многие всерьез задумались о возврате к смертной казни (о том, что думает об этом генеральный секретарь Христианско-демократической партии Норвегии читайте вскоре на Telegraf.by).
Между тем президент Беларуси Александр Лукашенко в декабре 2011 года заявил, что смертную казнь в стране можно отменить только через референдум. "Для меня это закон", - подчеркнул он. А на прошедшем в ноябре 1996 года референдуме 80,44% его участников высказались за смертную казнь, тогда как против – лишь 17,93%. Вместе с тем бывший генеральный прокурор и председатель Конституционного суда Беларуси Григорий Василевич в апреле 2012 года заявил, что решение референдума 1996 года было не обязательным, а рекомендационным. Согласно же соцопросу НИСЭПИ, проведенному в марте 2012 года, против смертной казни в Беларуси выступает 49,7% белорусов, за – 40,8%.
Глава государства также заявил, что смертную казнь в Беларуси отменят сразу же после того, как это сделают США. Пока же это сделали лишь 17 из 50 американских штатов.
Что же думают по поводу смертной казни гости нашей рубрики "За или Против". Сегодня наш вопрос звучит следующим образом:
"Вы за или против смертной казни? Почему?"
|
Пит Павлов, музыкант, лидер музыкальных групп Pete Paff, Garadzkija, N.R.M.
В наших условиях я против, а вообще я за. Человечество еще не настолько гуманизировано, чтобы обойтись без этой крайней меры. И некоторые действия должны иметь соответствующее противодействие. Есть человеческие личности, которые просто не заслуживают того, чтобы остаться живыми. Поэтому в некоторых случаях должна быть эта крайняя мера. Но в нашей стране я против смертной казни. Эта мера у нас сейчас применяется хаотично и, на мой взгляд, беззаконно. Поэтому у нас надо не отменить смертную казнь, а ввести мораторий годков на десять. Пусть осужденные посидят и подождут, пока появится более цивилизованная правовая база, и тогда будет возможность еще раз к этому вернуться.
Андрей Дмитриев, зампредседателя гражданской кампании "Говори правду!"
Я точно против смертной казни. Мы почти единственное государство, которое еще не отменило это. Я надеюсь, что сделано это будет намного быстрее, чем мы придем к власти.
Юрий Хащеватский, кинорежиссер, сценарист
Я категорически против. Я хочу всем напомнить, что жизнь дается человеку не людьми: кто-то скажет Природой, кто-то Богом. И только Они вправе решать, как человеку жить. Я думаю, что наказание в виде пожизненного заключения – страшное наказание, которое намного страшнее смерти. И общество может обеспечить данный вид наказания. Я категорически против убийства.
Владимир Денисов, защитник ХК "Динамо-Минск", капитан национальной сборной по хоккею
Я за смертную казнь, правда, смотря за какие преступления. Если люди совершили акт терроризма, изнасилование, зверские убийства, то я считаю, что им нет места.
Елена Кот, музыкальный руководитель в детском дошкольном учреждении
Я против смертной казни, потому что никто никому не давал права убивать. Это даже не обсуждается. В Библии в заповеди конкретно написано: "не убий" - и точка.
Александр Шатько, заместитель председателя РОО "Белая Русь"
По природе своей как человек я против смертной казни. Я считаю, что наказание для человека в виде одиночной камеры или чего-то подобного – это более страшное наказание, чем просто смертная казнь. Но, по всей видимости, общество наше еще не готово к ее отмене. Может быть, мы еще не дошли до этого уровня.
Василий Силиверст, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС
Согласно социологическим исследованиям Олега Манаева, половина граждан Беларуси выступает за смертное наказание, вторая половина – против. Я отношу себя ко второй половине. Бог дал жизнь, и Он ее только может забрать. Кроме того, есть много случаев, когда после приговора находят новые доказательства, которые доказывают невиновность осужденного. Поэтому демократические страны только принимают административные решения, а не лишают жизни людей.
Максим Веремей, ведущий специалист отдела розничной торговли ООО "Евроторг"
Я за смертную казнь. Я считаю, что есть такие преступления, которые требует высшей меры наказания. Иначе получается, что человек совершил какое-нибудь преступление, а в итоге его содержание ложится на плечи обществу. И общество его и поит, и кормит, и помогает дальше жить. Тем более, как я недавно читал, в белорусских тюрьмах не так уж и плохо жить, хотя, конечно же, это не чета европейским. К тому же смертная казнь может отвратить от преступления других людей, которые будут знать, что, даже если ты что-то и совершил, то тебя максимум посадят, а потом ты еще можешь и по амнистии выйти. А если будет смертная казнь, то хотя бы часть из них, я считаю, остановится перед совершением преступления.
Сергей Чалый, экономист
Я против смертной казни по той простой причине, что восстановить справедливость у человека расстрелянного уже нет никакой возможности. И мы же знаем, что бывали случаи пересмотра дел через десяток лет, когда выясняется, что расстрелянный человек совершенно невиновен. Мы же знаем историю витебского маньяка, когда несколько человек было расстреляно, пока не выяснилось, кто же на самом деле все это делал. Особенно это важно в наших условиях, когда правоохранителям важно закрыть дело, а не столько восстановить справедливость. Поэтому я считаю, что надежда на то, что появятся какие-то новые доказательства и наказание будет смягчено, должна быть до конца. Тут даже не религиозный аргумент важен, потому что его можно использовать и в обратную сторону: есть же слова "око за око". Так что религиозный аргумент можно и так, и так вертеть.
Другое дело, что пожизненное заключение, которое в наших условиях является альтернативой, является пыткой и иногда может быть страшнее казни. Но тут ничего не сделаешь, надо выбирать. К тому же надо улучшать условия наказания и облегчать Уголовный кодекс. Ведь у нас сажают за всякую ерунду, хотя можно было обойтись общественными работами, штрафом или даже телесными наказаниями. Но вовсе не нужно помещать человека в ту среду, которая фактически с точки зрения всех юридических международных норм является пытками.
Александр Шимбалев, протоиерей, глава отдела образования и катехизации Минской епархии Белорусской православной церкви
Я против. Я против смертной казни, потому что человек не по своей воле приходит в этот мир и, значит, нельзя лишать жизни человека насильственным путем. Я против того, чтобы людей убивали, где бы то ни было: на войнах, в результате терактов или просто в результате какого-либо приговора. Этим самым мы лишаем человека возможности изменить себя, даже если он преступник и негодяй. Мы можем ненавидеть грех, который есть в человеке, но мы не можем ненавидеть самого человека. Таким образом, мы все-таки должны оставить ему шанс измениться, осознать свой грех и прийти к покаянию. И Господь будет судить человека, может, по последним словам, которые сорвались с его уст. В таком случае, смертная казнь мне кажется насильственным процессом вторжения в эволюцию человеческого духа. Надо было бы все-таки дать возможность человеку самому осознать свою вину.