Виды эластичности предложения




Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

краткосрочный,

среднесрочный,

долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным измене­нием рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остает­ся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то име­ем дело с абсолютно эластичным предложением.


18.Полезность общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.

Полезность - это способность товара или услуги удовлетворять потребности человека. Общая полезность - оценка потребителем совокупной полезности приобретаемого количества товара или услуги. Поскольку общая полезность - это субъективное понятие, то при оценке одинаковых единиц (порций) одного и того же товара она будет различаться у разных людей в зависимости от их вкусов и предпочтений. Например, учебник по микроэкономике имеет достаточно высокую полезность для студентов-экономистов, но относительно низкую - для физиков. Любое конкретное лекарство обладает большой полезностью для определенной группы больных, но бесполезно для здоровых либо людей, страдающих другими видами заболеваний. Предельная полезность (МЦ) - это дополнительная, добавочная полезность, получаемая потребителем от каждой дополнительной единицы определенного вида продукции. Можно сказать, что предельная полезность - это прирост, изменение общей полезности, вызванные потреблением каждой дополнительной единицы конкретной продукции. закон убывающей предельной полезности. Он гласит: по мере потребления дополнительных единиц или порций одного и того же товара общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается все более медленными темпами, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы или порции снижается.


19.Теория потребительского выбора. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение.

Потребительское поведение это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их до­хода и личных предпочтений.

 

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребите­льскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него опреде­ленной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.

 

Потребительская корзина (или вектор потребления) — это сово­купность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством.

 

Потребительская корзина является основой для расчета минима­ксного потребительского бюджета, тогда под ней понимается не толь­ко набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворе­ния первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора действующих ценах.

 

Полезность, являющаяся целью потребления, представляет со­бой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Кривая безразличия (idifference curve) показывает различные ком­бинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Кривые безразличия дают информацию о предпочтениях потреби­теля продукту А или продукту В. Иначе говоря, кривые безразличия по­казывают, что хочет приобрести потребитель на определенный денеж­ный доход.

Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях уп­рощения мы рассмотрим лишь два блага.


20.Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Кривые Энгеля.

Изменение цены товара приводит к изменению реального дохода потребителя (т.е. количества товаров в натуральном выражении, которое он может приобрести на свой денежный доход) и, кроме того, изменяет относительные цены благ.

При снижении цены товара X с Р 1 до Р 2 (рис. 7.7) бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки K против часовой стрелки и занимает положение KL 1. Покупатель теперь может приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. Кроме того, ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки E1 в точку Е 2. Соединяя все точки оптимума, получим линию РСС, называемую кривой "цена – потребление", представляющую собой множество всех оптимальных комбинаций товаров Х и Y при изменении цены товара X.

Линия "доход – потребление" соединяет множество равновесных комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и показывает, как изменяется объем спроса на тот или иной товар в зависимости от дохода потребителя.

По реакции потребителя на изменение дохода может быть проведена классификация товаров на следующие типы:

нормальные (качественные) товары (спрос увеличивается с ростом дохода):

– товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);

– предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);

товары низшего качества (спрос снижается с ростом дохода), в том числе товары Гиффена.

Кривая "доход – потребление" позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля.

Кривые Энгеля отражают зависимость между доходом и расходами на приобретение благ или доходом и количеством приобретаемых благ (рис. 7.9).

Закон Энгеля – закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей степени, чем увеличивается доход.

На основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода Э. Энгель установил, что с ростом дохода доля сто, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода.


21.Равновесие потребителя в ординалистской теории потребительского выбора. Эффект замещения. Эффект дохода.

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие – три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А ≻ Б, или Б ≻ А, или А ~ Б, где знак «≻ » выражает отношение предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А ≻ Б, а Б ≻ В, то всегда А ≻ В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б – большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отра­жает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.


22.Потребительский выбор во времени.

Исходя из предположения, что потребитель ведет себя на рынке рационально, приходим к выводу, что он стремиться получить качественный товар при ограниченных возможностях.

Основным ограничением для потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая сумма денег) ограничен, покупатель постоянно оказывается перед выбором того или другого товара. При этом он хочет приобрести наилучший набор товаров из тех, которые позволяет ему доход.

Объективного критерия для определения наилучшего набора товаров для конкретного потребителя не существует. Из-за того, что потребитель осуществляет свой выбор со своей индивидуальной точки зрения.

Субъективный подход, конечно же, не безупречен: человек - сложное существо и далеко не всегда можно спрогнозировать его поведение на рынке товаров и услуг. Рациональность потребителя упрощает механизм взаимоотношений на рынке.

Однако следует отметить, что вести себя рационально на рынке вовсе не обозначает быть прижимистым и расчетливым. Не следует считать человека, истратившего свое состояние на миллион алых роз для своей возлюбленной, нерациональным и, наоборот, рациональным того, кто вложил деньги в коммерческий банк под высокие проценты. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если этот способ вложения средств является для них наиболее приемлемым. Ведь каждый потребитель тратит средства в меру своих предпочтений и при этом стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей.

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета. Денежные доходы, как известно, оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество приобретенных товаров. Это влияние учитывает предприниматель в ценовой политике. Он должен определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается.

Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и другими субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь классификация покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; по возрастному составу; по половому признаку; особенностям их занятости и образу жизни и т. д.

Логично и закономерно выглядит тот факт, что теория потребительского выбора рассматривает, прежде всего, категорию ограниченных ресурсов и возможностей денежного дохода, которая влияет на платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

Личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т. д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющую меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. На данном этапе каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями». Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, учитывая денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывают их с личным бюджетом покупателя.


23.Прибыль: бухгалтерская, экономическая, нормальная.

В самом общем виде прибыль – это избыток над издержками производства, или общий доход (выручка) предприятия или фирмы за вычетом издержек производства.

Нормальная прибыль – это минимальная плата, необходимая для того, чтобы удержать предпринимателя в данной области.

Нормальная прибыль – это доход, от которого отказываются владельцы предприятия в пользу использования ресурсов на своем предприятии, но который они могли бы получить, вложив свои ресурсы в другие сферы деятельности за пределами предприятия. Итак, к внутренним расходам относится и нормальная прибыль, необходима для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного производства.

Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.

Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.


24.Структура издержек фирмы: явные, неявные, экономические.

Рассмотрим издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров и услуг. Прежде всего, обратим внимание на явные и альтернативные (неявные) издержки, так как и те и другие учитываются фирмой в ее деятельности.

К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал, т.е. явные издержки включают все денежные выплаты по бухгалтерским счетам.

Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли - в виде аренды, капитала -- в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта.

Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью -- как прибыль.

Однако сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, а прибыль соответственно будет завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.

Альтернативными (вмененными, неявными) называются издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Это упущенная выгода от использования факторов производства. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный (банковский) процент.

Учет не только явных, но и альтернативных издержек позволяет более точно оценить прибыль фирмы. Экономическая прибыль определяется как разница между валовым доходом и всеми (явными и альтернативными) издержками. Проведя различие между явными и альтернативными издержками, можно определить, что понимается под прибылью в бухгалтерии. Бухгалтерская прибыль (финансовая прибыль) представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике, как правило, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.


25.Структура издержек фирмы: общие, постоянные, переменные.

Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара.

Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки


26.Средние и предельные издержки фирмы. Экономический смысл их анализа.

Средние издержки образуются путем деления валовых издержек на количество произведенной продукции.

Средние постоянные получаются путем деления постоянных издержек на количество созданной продукции.

Средние переменные определяются путем деления переменных издержек на количество изготовленной продукции. Данные издержки остаются неизменными при всех уровнях объема производства, включая нулевой. Переменные издержки возрастают в прямой зависимости от увеличения объема производства. При этом прирост переменных издержек на единицу продукции не будет постоянным. На начальном этапе переменные издержки возрастают замедленными темпами. В нашем примере ϶ᴛᴏ происходит до выпуска 5-й единицы продукции. Затем переменные издержки начинают увеличиваться нарастающими темпами, что обусловлено законом убывающей отдачи.

Не стоит забывать, что валовые издержки возрастают по мере увеличения переменных издержек. При нулевом объеме производства валовые издержки равны сумме постоянных издержек. В нашем примере они составляют 250 тыс. руб.

В западной экономике по методу оценки затрат издержки подразделяются на бухгалтерские (явные) и экономические (вмененные).

Предельные издержки – ϶ᴛᴏ дополнительные, добавочные издержки, кᴏᴛᴏᴩые вызваны выпуском дополнительной единицы продукта. Предельные издержки иногда называют дифференциальными издержками (т. е. разностными).Предельные издержки определяются как разность между последующими и предыдущими валовыми издержками.


27.Издержки фирмы в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде все ресурсы фирмы являются переменными. Фирма может нанять новое оборудование, арендовать новые цеха, изменить состав управленческого персонала, использовать новую технологию производства.

Отсутствие в долгосрочном периоде постоянных ресурсов ведет к тому, что исчезает разница между постоянными и переменными издержками. Анализ долгосрочной деятельности фирмы проводится через рассмотрение динамики долгосрочных средних издержек (LAТC). А основной целью фирмы в области издержек можно считать организацию производства "нужного масштаба", обеспечивающего заданный объем продукции с минимальными средними издержками.


28.Отдача от масштаба и структура рынка.

21. Масштаб производства определяется объемами произведенной продукции и затраченных факторов производства. Он задается производственной функцией, которая показывает, какое максимально возможное количество товаров и услуг фирма может произвести, имея в наличии строго определенное количество ресурсов. В том случае, когда производитель принимает решение о пропорциональном изменении объема используемых факторов, наблюдается процесс динамики масштаба производства.

Предположим, что изначальный выпуск продукции отдельной фирмы составил величину Q = (L;K). В этом случае производственная функция характеризуется двумя видами ресурсов: трудом (L) и капиталом (K). Увеличение масштаба производства в n раз вызывает увеличение количества труда и капитала тоже в n раз, следовательно, Q= (nL; nK). Отдача от масштаба - это количественная связь между динамикой масштаба производства и объемом произведенного продукта. Экономисты выделяют три возможные ситуации.

1. ^ Постоянная отдача от масштаба возникает при одновременном и пропорциональном изменении затрат ресурсов и конечных товаров и услуг, полученных в результате производственного процесса, т.е. фирма, увеличивая масштаб производства вдвое, получит, соответственно, двойной продукт [Q1 = 2Q = (2L;2K)]. При этом предельные затраты на единицу продукта будут постоянны.

2. ^ Возрастающая отдача от масштаба. Динамика масштаба производства не всегда совпадает с объемом выпуска. Если фирма использует в nраз больше ресурсов, а продукт производства растет более чем в nраз, то налицо положительная отдача. Она возникает при узкой специализации и напрямую зависит от применяемой технологии. Расширяя производство, фирма может себе позволить привлечение дополнительных работников в ту или иную производственную область (например, специалиста по дизайну продукции, рекламе или работе с персоналом). Кроме того, крупное предприятие применяет дорогостоящую технику, поскольку она более производительна и в результате даст наибольший прирост прибыли.

3. ^ Уменьшающаяся отдача от масштаба. Если пропорциональное увеличение факторов производства в n раз вызывает меньший рост объема продукции, имеет место отрицательная отдача от масштаба. Причиной этому являются, как правило, растущие бюрократические издержки (например, бухгалтерские). Расширение штата служащих требует увеличения затрат на заработную плату и трансфертные платежи. Существует такое понятие, как отдача от фактора. Она показывает изменение объема выпускаемой продукции по мере наращивания одного фактора, что объясняется теорией убывающей предельной производительности факторов производства. Различные отраслевые структуры рынков. Сравнительная характеристика.

 

·
Совершенная конкуренция.

·

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. Несовершенная конкуренция.

·

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка. Монополия.

·

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям. Олигополия.

 

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

 

·
Антимонопольная политика.

 

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.


29.Виды рыночных структур, их признаки.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих осо­бенности организации и функционирования того или иного от­раслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все ас­пекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты счи­тают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии ры­ночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка. • совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками;

чистая монополия — тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).


30.Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в коротком периоде.

В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма сможет работать либо с прибылью, либо с убытками. Этот факт объясняется тем, что краткосрочный период по сути своей является недостаточным временным интервалам для того, чтобы расширить или сократить производство (в том числе каким-либо образом оказывать влияние на изменение уровня постоянных издержек производства, являющихся в некоторых отраслях определяющими в отношении принятия решения о начале либо продолжении ведения бизнеса в данной отрасли), а также для того, чтобы покинуть отрасль. Тот промежуток времени, в течении которого это удастся сделать, сам по себе уже не будет краткосрочным, а будет либо среднесрочным, либо долгосрочным. Получение нулевой прибыли возможно как частный случай, поэтому предприятие стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. В обоих случаях речь идет о выборе оптимального объема выпуска продукции. Рассмотрим оба варианта.

При условии работы с прибылью (рис. 1.5) предприятие имеет положительную разницу между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Это – общая прибыль фирмы. В расчете на единицу выпуска продукции прибыль составит разницу между ценой Р и средними общими издержками АТС. Наличие прибыли означает, что линия цены (равной предельной выручке MR) будет проходить выше точки минимума средних издержек, пересекая кривую АТС (рис. 1.5).

Какой объем выпуска будет при этом оптимальным? Тот, при котором общая прибыль достигнет максимальной величины. Ситуация, отвечающая этому требованию, является равновесной. На рисунке ей соответствует точка Е, где пересекаются кривые цены Р и предельных издержек МС. Эта точка характеризуется равновесным объемом производства QE и равновесной ценой PE. Последняя (на рисунке – равные между собой отрезки OPE и QEE) включает средние издержки и среднюю прибыль MPE=KE. Общая выручка, равная произведению цены на объем производства TR=P*Q, в условиях равновесия будет представлена площадью прямоугольника OPEEQE. Общие издержки фирмы в ситуации равновесия – произведение средних издержек на объем выпуска TC=ATC*Q. На рисунке – это площадь прямоугольника OMKQE. В этом случае общая прибыль, т.е. разница между общим доходом и общими издержками, будет представлена площадью прямоугольника MPEEK. Эта площадь и соответственно объем совокупной прибыли будут максимальными в ситуации равновесия. Таким образом, величина совокупной прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MC=MR(P). Именно это равенство характеризует условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.


31.Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.

В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все факторы производства, а отрасль может менять число своих фирм. Фирма стремится расширить производство, снижая средние издержки.

В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются. При убывающей производительности они растут. Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от масштаба, то она горизонтальна; в случае отрицательного эффекта масштаба кривая устремляется вверх.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы, то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными.

Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены. Бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса.


32.Монополистическая конкуренция: сущность, методы конкурентной борьбы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: