Принцип ограниченности экономических ресурсов




Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир — все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих.


6.Кривая производственных возможностей.

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).


7.Производственная функция, ее экономический смысл.


8.Типы экономических систем и факторы их определяющие.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем. 1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства. 2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования: 1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов; 2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями; 3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. 3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. 4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции: 1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства); 2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.; 3) решало следующие задачи по стабилизации экономики: а) создание устойчивой денежной системы; б) обеспечение полной занятости; в) снижение (стабилизация) уровня инфляции; г) регулирование платежного баланса; д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний. Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.


9.Собственность: сущность, формы

Собственность — это совокупность отношений между хозяйствующими субъектами по поводу присвоения средств производства и его результатов.

Отношения присвоения охватывают все сферы воспроизводственного процесса — от производства до потребления. Исходным моментом присвоения является сфера производства. Именно здесь создается объект собственности и его стоимость. Кому принадлежат средства производства, тот и присваивает результат производства. После этого процесс присвоения продолжается через сферы распределения и обмена, которые выступают как вторичная и третичная формы присвоения.

Объекты собственности — это все то, что можно присваивать или отчуждать:

— средства производства во всех сферах экономики;

— недвижимость (дома и сооружения, отделенные водные объекты, многолетние насаждения и т. п.);

— природные ресурсы (земля, ее недра, леса, воды и т. п.);

— предметы личного и домашнего потребления;

— деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и изделия из них;

— интеллектуальная собственность, т. е. интеллектуально-духовные и информационные ресурсы и продукты (произведения литературы и искусства, достижения науки и техники, открытия, изобретения, ноу-хау, информация, компьютерные программы, технологии и т. п.);

— культурные и исторические ценности;

— рабочая сила.

Субъекты собственности — это персонифицированные носители отношений собственности:

— отдельное физическое лицо (индивидуум) — человек как носитель имущественных и неимущественных прав и обязанностей;

— юридические лица — организации, предприятия, учреждения, объединения лиц всех организационно-правовых форм;

— государство в лице органов государственного управления, муниципалитеты (органы местного управления и самоуправления);

Существуют два основных типа собственности: частная и общественная.

Частная собственность — это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, пользование и распоряжение объектом собственности и получение дохода принадлежит частному (физическому или юридическому) лицу.

Частный тип собственности выступает как совокупность индивидуально-трудовой, семейной, индивидуальной с использованием немного труда, партнерской и корпоративной форм собственности

Частная собственность во всех ее формах является мощным фактором развития общества, поскольку стимулирует у владельца предпринимательскую инициативу, интерес к увеличению личного, а следовательно, и общественного богатства, предоставляет ему экономическую свободу выбора, определенный статус в обществе, самоуважение, право наследования, утверждает реальную имущественную ответственность и т. п.

Индивидуально-трудовая собственность характеризуется тем, что физическое лицо в предпринимательской деятельности одновременно использует собственные средства производства и свой труд.

Если в хозяйстве используется труд членов семьи, такая собственность имеет вид семейной трудовой собственности (например, фермерское семейное хозяйство).

Индивидуальный частный собственник может использовать в хозяйстве и труд наемного работника (постоянно или на сезонных работах).

Партнерская собственность является объединением капиталов или имущества нескольких физических или юридических лиц с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности. Каждый участник партнерского предприятия сохраняет свою долю внесенного им капитала или имущества в партнерской собственности.

Корпоративная (акционерная) собственность — это собственность, образованная благодаря выпуску и продаже акций. Объектом собственности акционерного общества, кроме капитала, созданного за счет продажи акций, может быть также другое имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности.


10.Теория прав собственности. Внешние эффекты.

Понятие «права собственности», используемое неоинституциональной экономической теорией, не следует смешивать с юридическим значением этого выражения.

Экономическое определение прав собственности шире, чем юридическое, поскольку охватывает не только формальные правила, но и многообразные неформальные социальные нормы, которые регулируют права индивидов использовать ресурсы.

Итак, права собственности определяют нормы поведения людей (формальные и неформальные) в отношении ограниченных благ, которые люди должны соблюдать или нести издержки в виде наказания за несоблюдение этих правил.

Использование ресурсов, не разрешенное владельцем прав собственности, будет незаконным или новаторским, если действующие права собственности не охватывают эти новые способы использования ресурсов.

Таким образом, основная задача теории прав собственности состоит в анализе взаимодействия между экономическими и правовыми системами.

Вначале кратко остановимся на круге проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза.

Внешние эффекты (экстерналии) — дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.

Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.

Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.

При использовании собственности одним человеком могут возникать негативные или благоприятные последствия для других людей. Если действия одной стороны влияют или могут с определенной вероятностью повлиять на изменение благосостояния другой стороны, то в этом случае говорят, что действия одной стороны создают внешний эффект для другой стороны.

Внешние эффекты — это исключительно экономическое понятие, в юриспруденции такого понятия нет.

Закон всегда, при любой социальной организации общества, должен был провести четкую грань между теми видами деятельности, которые причиняли ущерб и являлись незаконными, и деятельностью, которая причиняла ущерб, но тем не менее осуществлялась в рамках закона. Последний вид деятельности не подлежал юридическим санкциям.

Понятие же внешних эффектов охватывает как законную, так и незаконную деятельность, игнорируя проблему их «разделительной линии».

Внешние эффекты могут быть самыми разнообразными: положительными, т. е. приносящими пользу другой стороне, и отрицательными -причиняющими другой стороне вред. Они могут возникать как в тот момент, когда создающая их сторона производит какие-либо действия, гак и в будущем, когда действие уже прекратилось; могут затрагивать одну или большое количество сторон.

Наиболее известными классическими примерами внешних эффектов являются предложенные профессорами права и экономики Гарвардского университета Л. Капловом (Iouis Kaplow) и С. Шавеллом (Steven M. Shavell).

1. Причинение неудобств. Когда человек создает неудобства для своих соседей (шумит, позволяет своей собаке бегать повсюду, из его жилища исходят неприятные запахи и т. д.), он создает отрицательные внешние эффекты, возникающие в момент этой деятельности и, как правило, затрагивающие небольшое число людей.

2. Загрязнение окружающей среды. Когда предприятие выбрасывает вредные вещества в воздух или сливает их в реку, происходит уменьшение полезности тех, кто дышит этим воздухом или ловит рыбу в этой реке. Это отрицательный внешний эффект, который может проявиться сразу или в будущем и затрагивает, как правило, большие количество людей.

3. Опасное поведение, чреватое риском несчастного случая. Определенные виды поведения при определенных обстоятельствах могут причинить вред другим людям; например, неосторожное вождение автомобиля чревато негативными последствиями для пешеходов. Недостаточные меры предосторожности причинителя вреда создают отрицательный внешний эффект для жертвы несчастного случая.

4. Использование общедоступного ресурса. Когда большое число людей пользуются ограниченным ресурсом (пастбищем, водоемом, где ведется рыбный промысел, нефтяным месторождением), возникают внешние эффекты, приводящие к истощению ресурса. Каждый человек, принимающий решение о том, чтобы воспользоваться этим ресурсом, создает внешние эффекты, которые причиняют ущерб другим людям.


11.Структура рыночного хозяйства, условия его возникновения.

В современных условиях рынок представляет собой весьма сложный хозяйственный организм. Есть различные варианты определения структуры рынка. Так, в более ранние времена рынок ассоциировался со сферой товарообмена, и было естественным разделять его по объектам рыночных отношений. Выделялись рынки: средств производства, продовольственных товаров, сырьевой и т.д. Это было оправданным, потому что марксизм как господствующая идеология ряда стран отрицал рынок труда. В бывших социалистических странах практически не использовались ценные бумаги и т.д. Сейчас положение изменилось. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звеньев рыночных отношений: рынка труда, товарного рынка, рынка валюты и ценных бумаг. Такое деление вполне оправданно для характеристики структуры рынка.

Переход к системе рыночных отношений по-иному поставил проблему занятости и безработицы. Долгое время считалось, что советский общественно-политический строй создает неограниченные возможности для обеспечения занятости населения, и задача состояла лишь в том, чтобы создать действенный механизм вовлечения работников в общественное производство. Принцип всеобщей обязанности труда создавал социальный климат для повсеместного, нужного и ненужного, включения населения в общественное производство. Переход к рынку обнажил острую проблему труда и занятости населения, потребовавшую для ее разрешения немедленное формирование бирж труда, принятия решительных экономических и социальных мер по регулированию безработицы. Ряды безработных быстро растут за счет ранее существовавшей скрытой безработицы, уволенных с предприятий из-за структурной перестройки, развития кризисных процессов и т.д. Вследствие этого рынок труда складывается как система сложных общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям. По экономическому назначению рынка: рынки благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы, жилья и т.д. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки факторов производства. По пространственному признаку: внутрирегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные. По степени ограничения конкуренции: монопольные; олигопольные; свободные; смешанные; межотраслевые рынки. По характеру продаж: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки сельскохозяйственных продуктов. По соблюдению законности: легальные, официальные; нелегальные, «теневые», «черные» рынки.


12.Преимущества и недостатки рыночного хозяйства.

Рыночное хозяйство - это экономическая система, которая основывается на принципах свободного предпринимательства и отношений со всеми хозяйствующими субъектами. Само собой полагающееся, что рыночная экономика имеет в своей основе, как достоинства, так и недостатки. Итак, рассмотрим далее более детально достоинства рынка:

1. Саморегуляция. Это говорит о свойствах и возможностях самокоррекции рынка. Рынок адаптируется к внешним факторам, при этом сохраняет свой воспроизводственный потенциал, тем самым сохраняя себя как систему.

2. Конкуренция. Благодаря множеству хозяйствующих субъектов появляется конкуренция, напрямую обеспечивая повышение качества производимых товаров и снижению цен.

3. Свобода в принятии решений, что способствует развитию предпринимательской деятельностью.

4. Эффективное размещение ресурсов обеспечивает в рыночных экономических условиях свободное ценообразование. То есть если на рынок поступает продукт (услуги, производимый продукт), то в любом случае оно может нести полезность в максимальном количестве.

5. Эффективность производства обеспечивает выбор и отсутствие дефицита.

6. Предприниматель, преследуя свои интересы, неизбежно служит интересам общества.

7. Легкий процесс обмена. Рынок способствует сокращению издержек по трансакциям обмена.

Недостатки рыночного хозяйства экономисты еще называют несовершенствами или сбоями рынка, вот все существующие несовершенства рынка:

1. Рынок не производит общественные блага, а если и производит, то в малом количестве.

2. Рынок стремится к монополизации, что напрямую способствует монопольному образованию цен на рынке.

3. Неполные рынки. Частные экономические рынки не обеспечивают страховых услуг и займов. По этой причине этой деятельностью приходится заниматься государству.

4. Рынок не обеспечивает предложение информации, что становится своего родановым общественным товаром.

5. Безработица.

6. Инфляция и нестабильность в равновесии рынка.


13.Спрос. Закон спроса. Кривая спроса, факторы, влияющие на спрос.

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают "потребность" и "спрос".

Как правило, спрос меньше пот­ребности, поскольку любая цена ограничивает число поку­пателей.

Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на верти­кальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. Это на­ходит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

В своем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого поку­паемого продукта. Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерми­нанты, или так называемые факторы изменения спроса: 1) предпочтения потребителей, их вкусы; 2) число поку­пателей на рынке; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) ожидания потребителей отно­сительно будущих цен доходов.


14.Предложение. Кривая предложения, факторы предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке. Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер. Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений. Кривая предложения может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов предложения. ФАКТОРЫПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:

· Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.

· Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

· Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.

· Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

К другим неценовым факторам предложения относят:

· Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.

· Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.


15.Цена равновесия: взаимодействие спроса и предложения. Социально-экономические последствия ограничения рыночного равновесия со стороны государства.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.


16.Эластичность спроса: содержание, факторы, виды.

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается черезкоэффициент эластичности. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

· Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);

· Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

· Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена. Существенно также и то, повышается или понижается цена: эластичность при этом может отличаться.

Товары с эластичным спросом по цене:

· Предметы роскоши: драгоценности, деликатесы

· Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника

· Легкозаменяемые товары: мясо, фрукты

Товары с неэластичным спросом по цене:

· Предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество и другие источники энергии

· Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки

· Труднозаменяемые товары: хлеб, электрические лампочки, бензин, наркотики

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

· Значимость товара для бюджета семьи.

· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

· Консерватизм во вкусах.

· Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)[1].


17.Эластичность предложения: содержание, факторы, виды.

«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плав­ность. Необходимость использования этого термина в экономиче­ской теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавли­вающих зависимость между относительными, процентными изме­нениями параметров, исключающих такие ограничения.

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. На­пример, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изме­нится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эла­стичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике
чаще всего используют процентное изменение одной переменной в
результате; 1%-ного изменения другой.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изме­нения цены характеризует эластичность предложения по цене. Ме­рой этого изменения является коэффициент эластичности предло­жения, который рассчитывается как отношение объема предложе­ния (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

где Е – коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.

Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: