Правильный выбор сегмента рынка во много предопределяет успех предпринимательской деятельности, поэтому до открытия парикмахерской ИП должен определить потенциальную емкость целевого сегмента рынка, обеспечивающую объем заказов как минимум на уровне 22-23 млн. руб. в год.
Для определения потенциальной емкости целевого сегмента рынка необходимо определить: какая численность населения, проживающего в обслуживаемом ИП районе, возрастной состав, а также перспективы его прироста в ближайшем будущем, каков средний уровень доходов населения, какова удаленность парикмахерской от вокзала, автостанции, остановки общественного транспорта, есть ли в этом районе другие парикмахерские. ИП должен учитывать, что услугами парикмахерских пользуются примерно 70% населения, в среднем один раз в два месяца (6 посещений в год), а, учитывая высокий удельный вес самообслуживания, необходимо ориентироваться на то, что примерно 20% населения сельской местности могут быть клиентами парикмахерских. В основном это высокообеспеченные граждане и молодежь.
Если в сельском районе проживает примерно 20 000 чел., то в среднем за год количество посещений парикмахерских составит 24 000 ().
Для расчета потенциальной емкости целевого сегмента рынка (Ep) парикмахерских услуг можно использовать формулу:
Ep=C х П,
где С – средняя стоимость одной парикмахерской услуги (из расчета 9 364 руб.);
П – среднее количество посещений парикмахерских в год за получением услуг по уходу за волосами (24000).
Ер=9 364 х 24 000=224 736 000 руб.
Собственная доля ИП на целевом рынке (Др) рассчитывается по формуле:
Др=В/Ер х 100,
где В – предполагаемая выручка ИП за год при оказании парикмахерских услуг (16 518 096 руб.);
Ер – емкость целевого сегмента рынка парикмахерских услуг (224 736 000 руб.)
Др=16 518 096/224 736 000 х 100=7,35%
Небольшой удельный вес населения (около 10,0%) будет пользоваться косметическими и маникюрно-педикюрными услугами. Потенциальную емкость целевого сегмента рынка (Ер) данных услуг можно определить по формуле:
Ер=С х З х К,
где С – средняя стоимость косметической и маникюрно-педикюрной услуги
(2 606 руб.);
З – количество потенциальных заказчиков в целевом сегменте рынка (количество взрослых жителей, нуждающихся в указанных услугах – 2 000 чел.);
К – среднее количество посещений парикмахерской одним потенциальным заказчиком (5 посещений в год)
Ер=2 606 х 2 000 х 5 = 26 060 000 руб.
Собственная доля ИП на целевом рынке (Др) косметических и маникюрно-педикюрных услуг составит:
Др=6 318 000/26 060 000 х 100 = 24,24%
При высоком качестве услуг и культуры обслуживания, предоставлении скидок постоянным клиентам, а также пенсионерам и учащейся молодежи, при условии, что парикмахерская расположена вблизи молодежного общежития, вокзала или автостанции, а также при организации оказания услуг по предварительной записи, при оказании выездных услуг по месту жительства клиентов, применении других прогрессивных форм обслуживания предприниматель при наличии квалифицированного персонала и необходимой материальной базы, в перспективе сможет в 2-3 раза увеличить объем парикмахерских услуг и обеспечить двукратный прирост объемов выручки.
1.3.6 Производственный план. Расчет потребности в оборудовании, материалах и инструменте
Если ИП при открытии парикмахерской ориентирован на малообеспеченных клиентов, то нет смысла приобретать дорогостоящее оборудование: новое импортное кресло парикмахерское и рабочее место парикмахера (зеркало, полка для инструмента, подставка для ног), импортный ручной фен и мойку парикмахерскую. Однако чтобы обеспечить привлечение достаточного количества клиентов оборудование парикмахерской может быть не новым, но должно быть в хорошем техническом состоянии и иметь привлекательный эстетический вид. Поэтому можно приобретать импортное бывшее в употреблении в хорошем техническом состоянии оборудование, цены на которое на 30-40% ниже, чем на новое. Для начала предпринимательской деятельности вполне приемлемо также отечественное новое оборудование, более дешевое по сравнению с новым импортным. На белорусском рынке имеется большой ассортимент отечественного и импортного оборудования, а поэтому при наличии финансовых средств ИП все же целесообразно приобретать современное качественное оборудование, которое будет способствовать привлечению высокообеспеченных клиентов, способных оплачивать дорогостоящие услуги. Структура предлагаемого для оснащения парикмахерской импортного и отечественного оборудования и его стоимость приведена в таблице 1.3.3.
Таблица 1.3.3 – Структура предлагаемого для оснащения парикмахерской оборудования, его стоимость и расчет амортизационных отчислений
Наименование оборудования | Стоимость, руб. | Амортизационные отчисления, руб. | |
за месяц | за год | ||
Рабочее место парикмахера | |||
1 Кресло гидравлическое «Моника» (б/у) | 496 426 | 8 274 | 99 288 |
2 Подставка под ноги металлическая, окрашенная под серебро | 79 600 | 1 327 | 15 924 |
3 Блок парикмахерский БПС 2-01 | 162 250 | 2 704 | 32 448 |
3.1 Тумба к блоку БПС 2 | 109 100 | 1 818 | 21 816 |
3.2 Шкаф к блоку БПС 2 | 176 700 | 2 945 | 35 340 |
4 Мойка «Эко» (б/у) | 562 100 | 9 368 | 112 416 |
5 Стерилизатор парикмахерский | 336 359 | 5 606 | 67 272 |
6 Машинка для стрижки волос + 2 насадки (5 мм, 9 мм) «PRIMAT», модель 1230 | 142 622 | 2 377 | 28 524 |
Продолжение таблицы 1.3.3
7 Машинка аккумуляторно-сетевая + 2 насадки (3/6 мм и 9/12 мм), модель 1567 | 98 239 | 1 637 | 19 644 |
8 Фен «SPEED», 1600 Вт | 124 880 | 2 081 | 24 972 |
ИТОГО: | 2 288 276 | 38 137 | 457 644 |
Рабочее место для косметических и маникюрно-педикюрных услуг | |||
9 Кресло маникюрно-педикюрное МПК1-01 | 615 320 | 10 255 | 123 060 |
10 Кресло для мастера | 32 400 | 6 480 | |
11 Стол для косметических принадлежностей | 487 650 | 8 128 | 97 536 |
12 Ванна для ног | 30 000 | 6 000 | |
13 Подставка для ног | 79 600 | 1 327 | 15 924 |
14 Набор оборудования для косметических процедур | 169 889 | 2 831 | 33 972 |
15 Лампа-лупа | 100 000 | 1 667 | 20 004 |
ИТОГО: | 1 514 859 | 25 248 | 302 976 |
ВСЕГО: | 3 803 135 | 63 385 | 760 620 |
Амортизационные отчисления рассчитываются линейным способом исходя из срока полезного использования оборудования – 5 лет. Пример расчета размера амортизационных отчислений в месяц от стоимости, например, кресла парикмахерского (5 лет × 12 месяцев = 60 месяцев; 496 426 руб.: 60 месяцев = 8 274 руб. в месяц).
Для качественного выполнения услуг нужны хорошие красители (крем-краска, окислительная эмульсия, оттеночный препарат), препараты для завивки, шампуни для сохранения блеска и цвета волос, против перхоти, лосьон для укладки и фиксации волос, лак для волос и др. Расходы на материалы на месяц и на год приведены в таблице 1.3.4.
Таблица 1.3.4 – Расходы на материалы из расчета в среднем на месяц и на год
Наименование материалов | Расходы на материалы, руб. | |
на месяц | на год | |
1 Красители для волос Londocolor крем-краска и тонирование | 59 825 | 717 900 |
2 Londocolor окислительная эмульсия | 13 500 | 162 000 |
3 Оттеночные средства для тонирования волос | 11 328 | 135 936 |
4 Препараты для завивки и фиксирования завивки | 18 054 | 216 648 |
5 Шампунь для сохранения блеска и цвета волос | 9 368 | 112 416 |
6 Шампунь против перхоти и раздражения кожи головы | 15 100 | 181 200 |
7 Лак для волос | 4 518 | 54 216 |
8 Бальзам для волос | 8 868 | 106 416 |
9 Бальзам для окрашенных волос | 6 584 | 79 008 |
10 Окислитель | 11 148 | 133 776 |
11 Гель антибактериальный | 4 194 | 50 328 |
Продолжение таблицы 1.3.4
12 Молочко для очистки лица | 4 356 | 52 272 |
13 Крем-сатин для рук и ногтей | 6 048 | 72 576 |
14 Сливки-демакияж для лица | 5 728 | 68 736 |
15 Накидки для стрижки, синтетические пеньюары | 89 000 | 1 068 000 |
16 Воротники для стрижки | 4 602 | 55 224 |
17 Чепец для мелирования | 8 000 | 96 000 |
18 Бумага для окраски волос | 19 293 | 231 516 |
19 Губка для завивки | 2 006 | 24 072 |
20 Резинки для коклюшек | 3 599 | 43 188 |
21 Салфетки влажные косметические | 5 264 | 63 168 |
22 Бумага для макияжа глаз | 6 962 | 83 544 |
ИТОГО: | 317 345 | 3 808 140 |
Для нормальной работы парикмахерской ИП должен обеспечить приобретение качественного инструмента (ножниц, щипцов для укладки волос, расчесок, пинцетов, щипцов для педикюра и маникюра и др.). Инструмент приобретается при открытии парикмахерской, а затем обновляется по мере необходимости. Расходы на инструмент приведены в таблице 1.3.5.
Таблица 1.3.5 – Необходимый инструмент и защитные средства, применяемые при оказании парикмахерских, косметических и маникюрно-педикюрных услуг, хозяйственный инвентарь
Наименование инструмента | Стоимость на годовую потребность, руб. |
1 Сменный нож к машинке для стрижки волос модели 1230 | 51 660 |
2 Сменный нож к машинке модели 1567 | 24 500 |
3 Кисти для окраски волос | 15 340 |
4 Передник для окраски волос | 21 360 |
5 Передник для парикмахера | 26 300 |
6 Перчатки парикмахерские | 18 200 |
7 Пресс-туба для выдавливания краски | 13 200 |
8 Фольга алюминиевая | 16 000 |
9 Чашка для смешивания красителей | 5 000 |
10 Перчатки массажные двусторонние | 11 000 |
11 Подголовник к мойке для волос | 20 000 |
12 Сумка для парикмахерского инструмента | 17 000 |
13 Сеточка для волос | 3 000 |
14 Заколка для волос | 10 000 |
15 Расчески | 27 000 |
16 Бигуди | 20 000 |
17 Зажим для волос металлический | 16 000 |
18 Приспособление для очистки расчесок | 7 500 |
19 Дозатор | 7 400 |
20 Инструмент для придания формы ресницам | 14 000 |
Продолжение таблицы 1.3.5
21 Пинцеты | 15 000 |
22 Набор пилок для ногтей | 10 000 |
23 Ножницы для удаления кутикулы | 20 000 |
24 Распорки для пальцев | 5 000 |
25 Станок для педикюра с лезвиями | 11 000 |
26 Щипцы для педикюра | 38 000 |
27 Чашка для педикюра | 10 000 |
28 Емкость для хранения использованного белья | 30 000 |
29 Вешалка | 20 000 |
30 Щетки для волос | 20 000 |
31 Огнетушитель | 50 000 |
32 Стулья (б/у) | 20 000 |
ИТОГО: | 593 460 |
Расходы на инструмент, защитные средства и инвентарь в расчете на месяц составят 49 455 руб.
1.3.7 Организационный план. Расчет потребности в персонале и затрат на оплату труда
Учитывая планируемые объемы работ (обслуживание 147 клиентов в месяц по оказанию парикмахерских услуг и 202 клиента по оказанию косметических и маникюрно-педикюрных услуг) ИП один не сможет обеспечить выполнение такого объема работ. Поэтому необходимо предусмотреть обучение и трудоустройство близкого родственника, который бы выполнял преимущественно маникюрно-педикюрные работы, оказывал услуги по стрижке наголо, простой мужской и детской стрижке и другие, а также выполнял вспомогательные работы (уборку помещений, дезинфекцию инструмента, стирку белья и др.).
Предполагается, что труд работника из числа близких родственников будет оплачиваться по повременно-премиальной системе оплаты труда, при которой в соответствии с квалификацией работника и в зависимости от наличия у ИП средств устанавливается тарифная ставка, а также выплачивается премия. Среднемесячная заработная плата работника должна быть не ниже минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь, которая в расчетах бизнес-плана условно принята равной 180 000 руб. Расчет заработной платы приведен в таблице 1.3.6.
Таблица 1.3.6 – Расчет заработной платы наемного работника
Категория работников | Должность, профессия | Виды выполняемых работ | Ставка 1 разряда | Тариф-ный коэффи-циент | Пре-мия | Затраты на оплату труда, руб. | |
на месяц | на год | ||||||
Индивидуальный предприниматель | Руководитель, парикмахер (парикмахер-модельер) 5-6 разряд | Организация работы парикмахерской, оказание парикмахерских и косметических услуг | |||||
Рабочий | Мастер по маникюру и педикюру, 3 разряд | Оказание маникюрно-педикюрных услуг | 100 000 | 1,36 | 44 000 | 180 000 | 2 160 000 |
ИТОГО: | 180 000 | 2 160 000 |