Внутренняя политика Ивана III




За внешними успехами последовали большие внутренние перемены.
После «стояния на Угре», после присоединения Новгорода и Твери, важнейшей задачей обеспечения существования независимого единого Русского государства была проблема уделов внутри самого Московского великокняжеского дома, где сквозь пеструю картину братоубийственных войн и ложных клятв виден главный политический стержень происходящего – прекращение феодальных усобиц, которое расчётливому Ивану III всё чаще удавалось осуществить без пролития крови [1, c.12].
В 1479 году в Москве было закончено строительство нового каменного Успенского собора. В 1485 году Иван III начал большое строительство на территории Московского Кремля. По его приказу строилась Колокольня Ивана Великого, Грановитая Палата и др. В 1492 году на побережье Балтийского моря была заложена крепость Ивангород.
По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык.
В 1497 году Иван III ввел в действие первый со времен Киевской Руси судебник, то есть свод законов государства. Он был составлен по приказу Ивана III дьяком Гусевым на основании «Русской Правды», судных грамот и традиций московского судопроизводства [2, c.116-118].
Время Ивана III ознаменовалось определённой конфликтностью отношений между руководством государства и церкви. В основе своей этот конфликт был вызван не политическими притязаниями церкви, а, наоборот, военно-политическими интересами государства. Церковь владела значительным фондом населённых земель – около 1/5 их общего количества в стране; среди церковных вотчин было немало экономически процветающих. Между тем государство остро нуждалось в населённых землях для обеспечения служилых людей – воинов Русской земли. К тому же сложные идеологические процессы привели к возникновению ересей, сторонники которых обличали церковь за её земельные и другие богатства. Сходные обвинения прозвучали и внутри самой церкви, где сформировалось течение «нестяжателей». Взгляды их совпадали с интересами великого князя, и он долгое время поддерживал «нестяжателей» и противился инквизиционной расправе руководителей церкви с еретиками.
Все противоречия между Иваном III и духовными иерархами имели место всё-таки внутри того союза церкви и государства, который соответствовал традициям как русской православной церкви, так и Русского государства. Идеологическая поддержка церкви была неоценима для государства. Активная политика национального государственного строительства шла при Иване III при самой деятельной поддержке церкви согласно византийской традиции [1,c.7-8].
Иван III был дважды женат. Первый брак с Марией Борисовной, Тверской княжной. В 1467 году великий князь овдовел, а два года спустя начал свататься за племянницу последнего византийского императора царевну Софью Фоминичну Палеолог. Переговоры тянулись 3 года. 12 ноября 1472 года невеста приехала в Москву; свадьба состоялась в тот же день. Этот брак Московского государя с греческой царевной был важным событием в русской истории. Вместе с Софьей при московском дворе утвердились порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые заметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора явился вдруг самовластным государем и возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедемина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом [4, c.38].
Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом.
Иностранцы и подданные называли Ивана III Великим князем Всея Руси и дали ему прозвище «Великий».
Н.М.Карамзин писал о нём: «Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды….сделался одним из знаменитейших государей в Европе, чтимый, ласкаемый от Рима до Царьграда, Вены и Копенгагена, не уступая первенства ни императорам, ни гордым султанам; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, дал себе мудрые правила в политике внешней и внутренней; силою и хитростию восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня, обрывая Литву, сокрушая вольность Новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения Московские до пустынь Сибирских и Норвежской Лапландии, изобрёл благоразумнейшую для нас систему войны и мира, которой его преемники долженствовали единственно следовать постоянно, чтобы утвердить величие государства. ….раздрав завесу между Европою и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые; принимал союзы, но с условием ясной пользы для России; искал орудий для собственны замыслов, и не служил никому орудием, действуя всегда как свойственно великому, хитрому монарху, не имеющему никаких страстей в политике, кроме добродетельной любви к прочному благу своего народа». Следствием было то, - утверждает Н.М.Карамзин, - что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних». [2, c.119-120].
Именно сильную державную власть так высоко ценил Н.М.Карамзин, обобщая результаты деятельности Ивана III.
Князь Иван III умер 27 октября 1505 года и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Эпоха правления Ивана III является одним из трёх великих ускорений, которые знала дореформенная Россия [1,c.5].


Заключение

В правление московского князя Ивана III Великого были разрешены две важнейшие национальные задачи, составлявшие весь смысл предшествовавшей русской истории: было завершено собирание русских земель вокруг Москвы и был положен конец татарской зависимости.
Результаты деятельности Ивана III за время его правления (1462 – 1505):

 

Завершено объединение русских земель вокруг Московского княжества.
Положен конец татаро-монгольскому игу.
Прекращение феодальных усобиц внутри Московского государства.
Построен каменный Успенский собор, начало строительства Кремля (в современном виде), Грановитой палаты, Колокольни Ивана Великого, крепости Ивангород.
Введён в действие первый со времен Киевской Руси Судебник.
Брак византийской царевной Софьей значительно укрепил международное положение Ивана III и в целом государства.
Утвердились порядки и обычаи византийского двора, в т.ч. венчание на царство.
и т.д.................

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: