Тема: теория производства.




1) Производственная функция фирмы.

2) Изокванта, изокоста, равновесие производителя.

3) Общий, средний и предельный продукт.

Вопрос 1.

Теория производства изучает каким образом производитель тратит свой доход на приобретение факторов производства с целью минимизации этих затрат и получения максимально возможного физического объема произведенной продукции. В создании продукции участвуют основной и оборотный капитал. Под основным капиталом понимаются все затраты на средства труда: производственные здания, сооружения, оборудование, инструменты. Под оборотным капиталом понимаются затраты на предметы труда:материалы, сырье. Все эти элементы капитала приводят в движение фактор производства рабочая сила или труд. Организацию производства осуществляет фактор предприниматель. Производственная функция фирмы характеризует техническое соотношение между количеством вещественных и личных факторов производства и объемом выпущенной продукции в физическом выражении(в натуральных единицах). Такое соотношение определяется эмпирическим опытным путем для каждого технологического процесса на каждом предприятии. В общем виде функция выглядит так: Q=P(x1;x2…xn)

Она имеет следующие особенности:

1)увеличение объема продукции при данном уровне технологии за счет роста затрат на один фактор производств при неизменности других факторов производства имеет предел.

2) Факторы производства взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Существует предел взаимозаменяемости и взаимодополняемости.

3) Влияние изменения факторов производства на объем выпускаемой продукции более существенно в долгосрочном периоде,чем в краткосрочном.

В теории производства преимущественно используются двухфакторные производственные функции, учитывающие факторы труд и основной капитал. Фактор оборотный капитал не учитывается, так как он уже определяется этими факторами. Наиболее известной двухфакторной функцией является функция Коба-Дугласа. Она была разработана в 1928 в США на основе изучения соотношения динамики физического объема продукции, размеров основного капитала и количества отработанных человеко-часов в обрабатывающей промышленности США за 1899-1922 гг. При построении этой функции учитывались неизменность производительности труда и эффективности использования основного капитала. В результате была получена функция. Физический объем продукции определяется на основе динамики производства года принятого за базу.

А-влияние на физический объем продукции всех других факторов кроме капитала и труд(в расчетах применяется 1), К-основной капитал, L-труд, альфа-коэффициент эластичности, показывающий влияние на физический объем основного капитала, бета- коэффициент эластичности, показывающий влияние на физический объем фактора труд.

Альфа+Бета=1.

Вопрос 2.

Графическое изучение выполняется за счет линий равного выпуска продукции.

Изокванта- линия, отражающая все различные варианты комбинации факторов труд и капитал, которые могут быть использованы для производства данного объема продукции. Ряд изоквант отражающих максимально возможные объемы продукции называется картой изоквант. Имеется 3 изокванты:

· Изовканта 100 единиц

· Изокванта 200 единиц

· Изокванта 300 единиц.

Чем дальше от начала координат, тем больший объем она характрезует. Изокванта 200 характеризует все различные варианты соотношения факторов труд и капитал, позволяющие произвести 200 единиц продукции. Например точка А характеризуется тем, что используется 4 рабочих, 3 станка. Изокванты имеют отрицательный наклон и все параллельны. Угол наклона изокванты характеризуется показателем предельная норма технического замещения. От какого количества капитала придется отказаться, чтобы увеличить фактор труд. Угол наклона определяется по касательной в данной точке кривой изокванты. Если факторы производства абсолютно взаимозаменяемы, то MRTS = const и изокванта имеет вид прямой с отрицательным углом наклона.

Анализ производства только с помощью изоквант является недостаточным, т.к. они строятся на основе натуральных показателей затрат факторов производства и выпущенной продукции. Необходимо учитывать издержки производителя, которые характеризуют его затраты на факторы – ТРУД и КАПИТАЛ. Учет издержек, т.е. денежных затрат производителя отражается на графике с помощью построения прямых линий равных издержек, называемых изокосты. Она показывает все возможности расходов денежных средств фирмы на приобретение факторов ТРУД и КАПИТАЛ по соответствующей. ТС = PL * L + PK*K. Все изокосты прямые параллельные линии, чем выше изокосты от начала координат, тем больший размер издержек она характеризует. Угол наклона изокост = PL\ PK

Производитель имея варианты приобретения факторов производства при данном уровне издержек, двигаясь по изокосте должен найти оптимальную точку, которая называется точка равновесия производителя. Эта точка является точкой касания изокванты и изокосты.

Точка касания А – лучшая точка для производителя, в этой точке изокванты и изокосты имеют одинаковый уровень наклона. Условия равновесия: -дК\дL = -PL\Pk

Общий продукт фирмы - общий оббьем произведенной продукции в физическом выражении – TP. На него влияют факторы – ТРУД и КАПИТАЛ.

Средний продукт капитала – APc – average product capital. Сколько произведено продукции на единицу капитала.

Средний продукт труда – Apl – average product labor. См. Телефон – формулы.

Предельный продукт – MPl - marginal product labor дTP\дK. Показывает прирост общего обьема производства при увеличении работников на 1 человека.

 

 

Фактор Труд Общий продукт TP Предельный продукт труда Mpl Средний продукт труда Apl
    - -
       
       
      7.6
      7.25
      6.8
      5.6
    -2 4.57
         

 

 

Кривая ТР имеет 3 фазы:

1) Рост затрат труда ведет к опережающему росту ТР, от 0 до 2.

2) Рост затрат труда сопровождается замедлением темпов роста ТР, от 2 до 5.

3) Рост затрат труда при неизменности других факторов ведет к уменьшению ТР.

 

Ко второму графику 3 фазы:

1) МПл растет быстрее АПл

2) Апл снижается медленнее МПл

3) Мпл приобретает отрицательное значения.

 

Правило – если МПл больше АПл, то АПл растет и наоборот, если МПл меньше АПл, то АПл снижает

 

Тема: Теория издержек.

Вопрос 1.Понятие издержек в микроэкономике.

Вопрос 2.Издержки в краткосрочном периоде

Вопрос 3. Издержки в долгосрочном периоде.

Все издержки производства в связи с ограниченностью ресурсов являются альтернативными. Для того, чтобы получить ресурсы необходимо оплатить их стоимость в соответствии с равновесной ценой. Приобретение и использование ресурсов в данном производстве означает невозможность их использования в других альтернативных сферах деятельности. В микроэкономике используется категория экономические издержки, которая включает в себя 2 вида издержек в зависимости от собственности на составные элементы издержек.

1) Явные(внешние, бухгалтерские)-это затраты на ресурсы, собственность на которые принадлежит внешним поставщикам. Они включают в себя: затраты на оплату труда наемного персонала, затраты на элементы основного и оборотного капитала внешних поставщиков, затраты на оплату всех видов услуг, оказываемых предприятию.

2) Неявные(внутренние)- это издержки, использования ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы:

· Неявная зарплата- это зарплата, которую мог бы получить собственник фирмы, используя свои способности в альтернативных видах деятельности.

· Неявный процент на денежный капитал- процент на капитал, от которого отказался го собственник, вложив капитал в свое дело.

· Неявная рента- доход от которого отказался собственник недвижимости, земли.

Неявные издержки не учитываются в бухучете. Сам собственник ресурсов должен посчитать неполученную выгоду. Сумма внешних и внутренних издержек образует общие издержки фирмы:1) ТС(Total cost)

ТС делится на постоянные и переменные:

2)ТFC(Total fixed cost)-общие постоянные издержки, которые не зависят от изменения объем производства. Сюда входят амортизационные отчисления, страховые платежи, арендная плата, зарплата административно-управленческого персонала

3) TVC(Total Variable cost)-общие издержки, зависящие от объема капитала: затраты оборотный капитал, зарплата сдельщика и повременщика.

Вопрос 2. Издержки в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде предприниматель не успевает провести техническую реконструкцию и обновить основной капитал. Может измениться только численность рабочей силы, а также объем потребляемого оборотного капитала. Поэтому увеличение объема производства происходит в основном за счет экстенсивного и интенсивного использования основного капитала. В краткосрочном периоде все издержки рассматриваются как постоянные и переменные. Также ведется расчет средних издержек и предельных издержек.

4)ATC(average total cost)=TC/Q

5) AFC=TFC/Q

6) AVC=TVC/Q

7) MC(marginal cost)= delta TC/delta Q

Q TC TFC TVC ATC AFC AVC MC
               
               
               
          3.3 12.66  
          2.5 12.5  
               
          1.7 18.33  
               

На первом этапе TFC AVC растут больше, на втором этапе рост издержек TFC TVC идет медленнее чем рост Q, т.к. действует фактор экономии издержек связанный с масштабом производства (положительный эффект масштаба). На третьем этапе действует отрицательный эффект масштаба, издержки TC, TVC растут быстрее Q.

TFC - горизонтальная линия. AFC – постоянно снижается. ATC и AVC в начале снижаются, потом увеличиваются. МС – в начале снижается, потом начинает расти быстрыми темпами.

Вопрос 3. Издержки в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде все издержки считаются переменными, т.е. они изменяются. LTC, LATC, LMC – long time total, marginal, average cost.

Имеется 5 краткосрочных кривых ATC, характеризующий минимально возможные объемы производства. В долгосрочном периоде фирма может изменять объем производства от Q1 до Q5. В соответствии с линией долгосрочных средних издержек LATC. Эта линия, кривая является касательной для всех линий ATС (огибающая кривая). LMC связана с LATC – если LMC < LATC, то LATC снижается и наоборот. Изменение LATC связано с действием эффекта масштаба.

Существует:

1) Неизменный эффект масштаба, когда рост производства осуществляется такими же темпами, что и рост издержек.

2) Положительный эффект масштаба означает, что объем производства растет более быстрыми темпами, чем растут издержки. В результате LATC снижается.

3) Отрицательный эффект масштаба означает, что рост производства идет более медленными темпами, чем рост издержек. В результате LATC возрастает.

На различных рынках возможны различных варианты LATC:

График1 - неизменный положительный эффект масштаба

График2 - короткий положительный эффект масштаба

График3 положительный эффект масштаба длительный

 

 

 

 

Тема: Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Вопрос 1. Классификация рыночных структур. Особенности рынка совершенной конкуренции.

Вопрос 2. Доходы и прибыль фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Вопрос 3. Определение цены и объема производства фирмы на рынке совершенной конкуренции.

 

Вопрос 1.

Рыночные структуры характеризуются количеством продавцов и покупателей в зависимости от их соотношения выделяются следующие типы рынков:

1) Большое количество продавцов и большое количество покупателей называется рынок совершенной конкуренции.

2) Достаточно большое количество продавцов дифференцированной продукции и большое количество покупателей- рынок монополистической конкуренции.

3) Несколько продавцов и большое количество покупателей- олигополия.

4) Один продавец много покупателей- монополия.

5) Один покупатель, несколько продавцов- монопсония.

6) Один продавец, один покупатель- двусторонняя монополия(монопсония).

Рынок совершенной конкуренции впервые был рассмотрен классиками Смитом, Рикардо, а также Марксом. Он также он анализировался неоклассиками, в частности Маршаллом. Совершенная конкуренция-это теоретическая абстракция, а чистом виде совершенной конкуренции не существует, т.е. на практике любой рынок является не совершенным. Однако модель рынка совершенной конкуренции используется в экономическом анализе как рыночная структура, обеспечивающая наивысшую эффективность распределения ресурсов(аллокативную эффективность). Рск имеет следующие особенности:

· Неограниченно большое количество продавцов и покупателей. Такой рынок характеризуется независимостью этих субъектов друг от друга. Примерами могут быть высокоорганизованные рынки. Например: биржевой рынок зерна, фондовая биржа, валютный рынок.

· На этом рынке продается и покупается абсолютно идентичная продукция, стандартизированная продукция. Поэтому покупателям безразлично у какого продавца покупать товар. В связи с этим конкуренция может носить только ценовой характер и выигрыш получают, те продавцы, которые предлагают более низкую цену. Неценовая конкуренция невозможна в связи со стандартизированностью товара.

· Каждый продавец предлагает на рынке незначительную долю от совокупного предложения. Рыночная цена не контролируется отдельными фирмами, т.к. увеличение или уменьшение предложения не оказывает какого-либо заметного влияния на уровень предложения и цены. В связи с этим каждый продавец находится во власти рынка, цена ему диктуется самим рынком.

· Свободный вход на рынок и выход с рынка. Отсутствуют барьеры входы и выхода.

· Все продавцы и покупатели владеют полной информацией о конъюнктуре рынка.

Рынок совершенной конкуренция- образец или стандарт рыночной структуры, на который не оказывает влияние внешние факторы(гос-во, крупные фирмы), этот рынок постоянно сбалансирован. Поэтому невозможно перепроизводство.

 

Вопрос 2.

 

Доход(выручка фирмы)-это денежное выражение стоимости реализуемой продукции услуг. Различаются следующие показатели дохода:

· Общий(валовый) доход фирмы- доход, полученный от продажи всей произведенной продукции. TR(total revenue)= P*Q

· Средний доход. AR= TR/Q. Для рынка совершенной конкуренции= Р.

· MR = дTR/дQ=P (marginal revenue)

Таким образом в условия совершенной конкуренции каждая дополнительная проданная единица товара добавляет к общему доходу величину равную цене P.

AR=MR=P Для рынка совершенной конкуренции.

Прибыль рассматривается в разных аспектах:

А) бухгалтерская прибыль фирмы Profit (Р) = TR(Общий доход) – TC(бух. Издержки)

Б) экономическая прибыль – разница между общим доходом и всеми издержками TR – TC

В) чистая экономическая прибыль = P(бух.прибыль) - TC(неявные издержки)

 

Если общий доход фирмы TR=TC, то чистая экономическая прибыль = 0. Значит фирма имеет нулевую прибыль. Нулевая прибыль – это элемент полных издержек фирмы. Так же называется нормальной прибылью фильмы. Это минимальный уровень фирмы, который необходимо получить предпринимателю, чтобы работать в данной сфере бизнеса. Нормальная прибыль = неявным издержкам. Существуют 2 подхода к ее определению:

А) в широком смысле нормальная прибыль = всем неявным издержкам;

Б) в узком смысле нормальная прибыль = неявному проценту на вложенный собственный капитал, либо неявной зарплате.

Вопрос 3. Определение цены и объема производства на рынке совершенной конкуренции.

Существует 2 подхода к решению этого вопроса:

1) Сопоставление общего дохода и общих издержек TR и TC.

2) Сопоставление MR и MC.

Таблица дальше

 

Кол-во выпущенной продукции Q Цена P Общий доход TR Общие издержки TC Прибыль Pr Предельные издержки MC Предельный доход MR
        -50 - -
        -60    
        -48    
        -28    
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

График прибыли

Точки 4,12- точки критического объема производства. При Q=8 фирма максимилизирует прибыль.

Второй тип анализа MR MC

Если прирост общего дохода превышает прирост общих издержек при производстве дополнительной единицы продукции, то это свидетельствует о том, что MR>MC, поэтому для определения оптимального объема производства, максимизирующего прибыли или минимизурующего убытки можно сравнивать MR MC. Если MR>MC,фирма должна увеличивать объем производства, если наоборот, то сокращать. Оптимальной точкой объема является та, где MR=MC. В зависимости от рыночной цены р и уровня средних и предельных издержек фирмы возможны следующие типы фирм на рынке совершенной конкуренции:

1) Предельная фирма. P=MC=minAVC

Рыночная цена Pa предельной фирмы позволяет при объеме Qa позволяет покрыть минимум AVC при этом она не покрывает постоянные издержки фирмы, поэтому линия ATC находится выше линии цены.Площадь заштрихованного прямоугольника показывает размер убытков, которые несет фирма при выпуске Qa продукции и эти убытки минимальны. Фирма должна решать, что ей делать в данной ситуации, она может либо прекратить производство, либо снизить издержки.

2) Запредельная фирма P<minAVC. (Фирма-банкрот)

.

3) Допредельная фирма, получающая нормальную прибыль. P=minATC. Производя Qa продукции фирма, получает нормальную прибыль у нее TR=TC.

4) Допредельная фирма, получающая чистую экономическую прибыль P>ATC. Фирма получит максимальную экономическую прибыль, производя Qa единиц продукции. Площадь заштрихованного прямоугольника- чистая экономическая прибыль.

 

Тема: Рынок чистой монополии.

1) Сущность и виды монополий.

2) Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде на рынке чистой монополии.

Вопрос 1.

Чистая монополия - рыночная структура, где одна фирма является поставщиком на рынок продукции, не имеющей субститутов. Чистый монополист может диктовать цены, проникновения в отрасль чистой монополии конкурентов заблокировано технологическими, экономическими, административными барьерами.

Барьеры:

· Особенности технологического процесса, которые приводят к неэффективности конкуренции в связи с сетевым характером производства.

· Высокий положительный эффект масштаба.

· Наличие патентов и лицензий.

· Собственность на важнейшие виды сырья.

Чистая монополия - редкое явление в экономике, в основном выступает в роли государственной монополии. На практике к монополизированному рынку относятся рынки с доминированием отдельных фирм или группы фирм. Монополии различаются открытые и закрытые.

Закрытая монополия- монополия, имеющая специальную защиту от конкуренции в виде патентов, лицензий, авторских прав.

Открытая монополия- монополия, создающаяся на некоторый период времени в связи с получением преимуществ, но она не имеет специальной защиты от конкурентов.

Монополии отличаются естественные и искусственно-созданные.

Естественные монополии- такой вид рынка, когда одна фирма обеспечивает весь объем рыночного спроса, при этом ее долгосрочные средние издержки являются минимальными, при этом конкуренция не эффективна вообще. Зачастую это отрасли траснпортировки(газо,энергопроводы).

Искусственно созданные - объединение несколько фирм для монополизации рынка и получения большей прибыли. Виды:

1)Картель- объединение фирм одной отрасли, выпускающее один вид продукции. Имеет следующие особенности:

· Фирмы, входящие в картель, сохраняют производственную, сбытовую и юридическую самостоятельность.

· Каждая фирма имеет квоту производства от общего объема.

· Разделение рынков сбыта.

· Единая цена.

· Картель максимизирует прибыль путем ограничения производства и сбыта продукции.

· Картель неустойчив, т.к. трудно контролировать выполнение его условий

· Картели запрещены антимонопольным законодательством во всем мире, поэтому явных картелей нет, но существуют скрытые картельные соглашения.

2)Синдикат-объединение фирм одной отрасли, выпускающее одну продукцию.

· Сбыт осуществляет головная фирма.

3)Трест-объединение фирма в одну более крупную.

4)Концерн-объединение фирм одной (одноотраслевой) или нескольких отраслей (многоотраслевой) в силу финансовой зависимости от головной фирмы. М- материнская компания. Д- дочерние компании.

 

5)Конгломерат-объединение фирм разных сфер экономической деятельности в целях максимизации совокупной прибыли.

Монополии различаются международные ТНК, национальные монополии, региональные монополии, локальные монополии.

Вопрос 2.

Линия спроса монополиста является линией спроса всего рынка и имеет отрицательный наклон. Линия предельного дохода так же имеет отрицательный наклон, выходит из одной точки с линией спроса, делит отрезок от 0 до точки пересечения линии спроса пополам

Если эластичность спроса по цене >1, то монополист должен уменьшить цену.

Максимилизация прибыли.

BC-монопольная прибыль с единицы продукции. Заштрихованная фигура- общая сверхприбыль монополиста

 

В краткосрочном периоде при неблагоприятной конъюнктуре рынка монополист может не получить прибыль, поэтому его целью становится минимизация убытков. Линия спроса на продукцию монополиста в этом случае находится ниже линии средних общих издержек – ATC. Для минимизации краткосрочных убытков фирма должна произвести Qa единиц продукции, при котором MR=MC. В этом случае размер убытков будет равен площади прямоугольника на графике. Почему здесь убытки? Всегда ли она будут? – Нет, конъюнктура рынка может изменяться, линия спроса может подняться вверх, либо монополист будет снижать издержки.

Фирма монополист на рынке может проводить следующие стратегии:

1) Для максимизации краткосрочной прибыли необходимо повысить цену и получить чистую экономическую прибыль, но для этого необходимо постоянно предлагать на рынок новые виды продукции не имеющие аналогов.

2) Фирма монополист может установить цену ниже максимально возможной для блокирования входа на рынок конкурирующих фирм. Это стратегия – лимитирующая ценообразования.

3) Фирма монополист вначале может установить максимальную цену, а затем по мере появления конкурентов начинает понижать цену. Стратегия – скользящей цены монополиста.

4) Фирма монополист может проводить политику ценовой дискриминации – это продажа одной и той же продукции произведенной с одинаковыми издержками по разным ценам.

 

Условия ценовой дискриминации:

1) Фирма монополист должна контролировать ценообразование

2) Фирма монополист может сегментировать покупателей на группы, каждый из которых характеризуется различным коэффициентом эластичности спроса по цене. Если у группы покупателей коэффициент эластичности спроса по цене > 1, то монополист предлагает более низкую цену. Если коэффициент < 1, то назначается более высокая цена.

3) Покупатель продукции монополиста не может ее перепродавать, поэтому ценовая дискриминация применяется в сфере услуг.

 

3 модели ценовой дискриминации:

1) Совершенная дискриминация – каждому покупателю монополист назначает свою цену в соответствии с индивидуальным заключенным договором, в основном на продукцию, предлагаемую в единичном кол-ве.

2) Выделяется группа покупателей в зависимости от эластичности спроса по цене и проводится дисконтная политика, где мы видим дисконт (скидки).

3) Территориальная дискриминация – не везде все одинаково продается, все варьируется в зависимости от доходов населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: