ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ




ЭП характеризует степень изменения предложения при изменении цены на 1%.

Eps – ЭП

Eps ´= 0 –абсолютное не эластичное предложение

1>Eps >0 - не эластичное предложение

Eps = 1 – единично еластичная

Eps > 1 – эластичное предложение

 

На коэффициент эластичности влияет:

1) Фактор времени – в длительном периоде времени предложение является эластичным, а в коротком периоде – не эластичным.

2) Издержки производства – если расширение производства определенного товара связано с удорожанием производства, то эластичность предложения такого товара будет низкой, т.к. производители смогут увеличить производство товара только в случае значительного роста цены на этот товар.

 

 

РАВНОВОВЕСИЕ НА ИНВИДУАЛЬНОМ РЫНКЕ

План:

1) Сущность и цена равновесия

2) Возможность равновесия, единственность и множественность равновесия

3) Устойчивость и сдвиг равновесия

4) Равновесие в трех периодах времени

5) Влияние гос-ва на цену равновесия

 

 

ВОПРОС 1.

Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения Qd=Qs. В этом состоянии рынок сбалансирован, т.е. продавцы и покупатели. Продавцы и покупатели не заинтересованы в изменении условии купли продажи.

Варианты Цена на рынке Объем S Обьем D Избыток товара +, дефицит - Давление на цены  
A       +9  
B       +6  
C          
D       -8  
E       -20

 

Равновесная цена на рынке равна 3. Равновесный объем 12. При любой другой цене на рынке возникает избыток товара или дефицит.

Пусть цена на рынке = 2 – ниже равновесной. Значит дефицит -8.

В условиях дефицита при свободной конкуренции покупатели начинают конкурировать между собой за право купить товар. Некоторые покупатели начинают предлагать за товар цену больше двух. – Цена начинает расти – предложение расти – спрос падать. Рынок возвращается в прежнее состояние равновесие.

Пусть цена на рынке = 4

Избыток товара +6. Производители снижают цену. Падает предложение – растет спрос – рынок возвращается в состояние равновесия.

 

Образование цены равновесия процесс требующий определенного времени, если конкуренция свободная и не ограничена, то рынок быстро восстанавливает нарушенное равновесие. Если конкуренция ограниченная, то восстановление равновесия может не быть.

Формирование цены равновесия впервые в экономической теории рассмотрел австрийский экономист – Бем-Баверк. Он рассмотрел образование цены равновесия на конском рынке. На этом рынке имеется 10 покупателей и 8 продавцов. Все лошади являются одинаковыми. Продавцы оценивают лошадь по разному в зависимости от ее полезности. Сделка совершается при условии ее максимальной выгодности.

Покупатели Цена спроса Продавцы Цена предложения
А1   Б1  
А2   Б2  
А3   Б3  
А4   Б4  
А5   Б5  
А6   Б6  
А7   Б7  
А8   Б8  
А9      
А10      

 

Чем больше благ доступно – тем меньше полезности для индивидуума.

Цена равновесия на конском рынке определяется в точке объема спроса и объема предложения. Результаты установления цены равновесия выигрывает часть потребителей и часть производителей. Разница между ценной спроса отдельных покупателей и ценой равновесия образует выигрыш потребителя, излишек потребителя, ренту потребителя. Выигрыш производителей, излишек, рента- это разница между ценой равновесия и ценой предложения.

Вопрос 3. Возможности равновесия.

Равновесие считается возможным если имеется хотя бы одна точка пересечения линий спроса и предложения в положительной квадранте графического пространства товаров. Равновесие считается невозможным, если отсутствует хотя бы одна точка пересечения. Объем предложения больше объема спроса при любой неотрицательной цене. См у янчика Цена предложения больше цены спроса при нулевом предложении. См у янчика 2. Если линии спроса и предложения имеют единственную точку пересечения, то это единственное равновесие на рынке. Если имеется больше одной точки, то это не единственное равновесие. Например, две точки равновесия. Спрос на рынке труда на линии D его предъявляют работодатели, предложение на рынке труда осуществляют сами работники. Равновесие изначально установлено в точке А, это равновесие занятости и зарплаты. Линия предложения вначале имеет положительный наклон, а затем отрицательный наклон- это объясняется повышением зарплаты от W до W1 за счет сверхзанятости. За большую зарплату готово работать меньшее количество людей. Равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Qa до Qb. Равновесие устанавливается при любой цене в интервале от Pa до Pb.

Вопрос 4. Устойчивость и сдвиг равновесия.

Равновесие является устойчивым, если при его нарушении в результате действия механизма цен, рынок возвращается в свое прежнее состояние. Равновесие считается неустойчивым, если при его нарушении, рынок не возвращается в прежнюю точку равновесия. Равновесие может быть локальным(отдельный рынок) и глобальным(национальное и мировое). В современном мире рынке находятся в неравновесном состоянии. Особенно влияет циклическое развитие экономики. На равновесие влияет государство путем проведения экономической политики. Устойчивое и неустойчивое равновесие графически иллюстрируются с помощью паутинообразной модели. Эта модель характеризует рынки, которые отражают объем производства и предложения в зависимости от изменения уровня цен в прошедшем периоде.

Устойчивое равновесие. Равновесие является устойчивым, если угол наклона линии S меньше угла наклона линии D к оси P. Bs < Bd. Qd = 20 – 4p. Qs = 2 + 2p. 6p= 18. P=3. Qd – Qs = 8. СМ СЭРГЕЙ.

Равновесие на рынке устанавливается в точке A. Равновесный оббьем – 8. Будем выводить рынок из равновесия. P =1, Qd = 4, Qs = 10.

Угол наклона D линии меньше угла наклона линии S. Bs> Bd.

Пример: Qd = 20- 2p. Qs= -4+4p. СМ СЭРГЕЙ.

Углы наклона равны. Qd = 20 -4p. Qs = 4+4p. 3p = 16. P=2.

Сдвиг равновесия. Определяется сдвигами линии D и S. Имеется несколько вариантов:

1) Изменение спроса при неизменном предложении. D↑↓ S=const.

2) D = const, S ↑↓

3) S↑ D↓: дS > дD, < или =

4) D↑ S↓: дD > дS < или =

5) D↑ S↓: -//-

6) D↓S↓: -//-

Вопрос Равновесие в трех периодах времени.

Впервые характеристику периодов времени и соответственно равновесия в них рассмотрел А. Маршалл. Он выделил:

· Мгновенный период- это период времени, в течение которого все факторы производства считаются неизменными. В связи с этим не меняется объем производства и предложения на рынке.

· Краткосрочный период- период времени, в течение которого фактор производства- основной капитал, определяющий производственную мощность предприятия, считается неизменным, а другие факторы, относящиеся к оборотному капиталу, а именно- сырье, материалы и рабочая сила- считаются переменными, т.е. изменяющимися. Поэтому объем производства и предложения растут за счет изменения оборотного капитала

· Долгосрочный период. В этом периоде все факторы производства считаются переменными, т.е. они изменяются. Поэтому объем производства и предложения растут очень быстро.

Равновесие в трех периодах времени(график в тетради)

Изначальная точка равновесии А. В Мгновенном периоде линия S имеет вертикальный вид, так как в этот период не увеличивается объем производства и предложения, при увеличении спроса линия D перемещается в D1. Равновесие в мгновенном периоде перемещается в точку А1, она характеризуется ростом равновесной цены и неизменной величиной спроса и предложения.

В краткосрочном периоде линия предложения имеет вид S2- линия с положительным наклоном, что говорит об увеличении предложения. Новое равновесие в краткосрочном периоде устанавливается в точке А2. РА2<PA1. Qa2>Qa1.

S3-линия предложения в долгосрочном периоде. Равновесие в точке А3. Pa3<Pa2 Qa3>Qa2. Объем возрастает больше, чем цена в краткосрочном периоде.

Вопрос.

Государство активно влияет на развитие рыночной экономики путем проведения экономической политики. Государство проводит:

· Бюджетно-налоговою(фискальную) политику путем установления различных видов налогов.

· Денежно-кредитную политику путем регулирования денежной массы в стране, что влияет на размер процентных ставок.

· Социальную политику путем регулирования доходов населения.

В результате государство уменьшает недостатки рынка(провалы рынка). Будем рассматривать влияние установления налога на производителей на рыночное равновесие.

Первоначальное равновесие на рынке установлено в точке А, характеризуется ценой Ра и равновесным объемом Qa. Правительство вводит налог в Т рублей м единицы продукции. В результате введения налога, увеличваются издержки производителя и линия предложения перемещается в положение S1- параллельный сдвиг на Т единиц. Появляется новое равновесие в точке А1. Точка А1 характеризуется Ра1= Ра+ Т. Qa1<Qa. Точка В показывает по какой цене(Рв) мог бы производитель мог бы производить и продавать на рынке в объеме Qa. Цена Рк показывает какую цену получит производитель после уплаты налога. Рк=Ра1-Т.

S pa1A1KPk=Сигма Т

S Pa1A1MPa= T потребителя

S Pa M K Pk= Т производителя

Соотношение частей налога, уплачиваемых потребителем и производителем зависит от эластичности спроса и предложения, от наклона линий D S

1)Epd>1, то большую часть налога платит производитель, так как при росте цены на данный товар покупатель может переориентировать свой спрос на альтернативные товары.

2) Epd<1, то большую часть налога будет оплачивать потребитель, так как отсутствуют взаимозаменяемые товары.

3) Eps>1,то большую часть налога оплачивает покупатель, так как производитель может переместить свои ресурсы в другие альтернативные производства.

4) Eps<1,то большую часть налога оплачивает производитель, так как перемещение ресурсов затруднено.

Вывод: Чем больше наклон линии спроса и меньше наклон линии предложения, тем большую часть налога оплачивает потребитель.

Влияние государственных дотаций. Государственные дотации получает производители, выпускающие товары первой необходимости.

На рынке социально-значимого товара рыночное равновесие устанавливается в точке, т.е. по цене Ра. Объем спроса=Объему предложения= Qa. По этой цене не все могут его приобрести. Поэтому государство или местные власти устанавливают цену на уровне Р1, меньшую чем Ра. По этой цене готовы предъявить спрос все нуждающиеся в нем. Qk человек смогут, по этой цене производители готовы поставить на рынок Qb продукции. Возникает дефицит. Для устранения этого дефицита государство вводит дотации в денежном выражении, то есть доплачивает производителю за каждую единицу продукции Рм-Р1 рублей.

Тема: Теория потребительского выбора.

Вопрос 1. Кривые безразличия и норма замены.

Вопрос 2. Бюджетная линия.Равновесие потребителя.

Вопрос 4. Поведение потребителя на индивидуальном рынке

Теория потребительского выбора (ТПВ) объясняет как потребитель тратит свой доход с целью максимального удовлетворения своих потребностей. Эта теория показывает, каким образом на выбор потребителя влияет цена товара, доход, предпочтения потребителя. Эта теория используется при формировании экономической политики государства в области ценообразования и доходов. В основе этой теории лежат аксиомы ординалистского, порядкового подхода к анализу полезности и спроса.

Аксиомы порядкогового, ординалистского подхода:

1) Аксиома полной упорядоченности - каждый потребитель способен определить приоритетность потребления доступного для него набора благ.

2) Аксиома транзитивности(перехода) – если благо А более предпочтительнее Б, а благо б предпочтительнее С, то А предпочтительнее С. Волнистая линия- равноценные.

3) Аксиома ненасыщения. Если потребитель имеет возможность потребить (н+1) блага, то это предпочтительнее н.

4) Аксиома независимости потребителя. На поведение потребителя влияет только эндогенные факторы, а именно: его предпочтения, доход и т.д. и не влияют внешние факторы: советы окружающих.

ТПВ предполагает что каждый потребитель ведет себя рационально. Он может наиболее оптимально распределить свой доход на покупку необходимого набора товаров, чтобы получить максимальную общую полезность. Теория потребительского выбора базируется на теоритической концепции кривых безразличия. Ее создали экономисты: Эджуорт, Парето, Хикс. Кривая безразличия(кривая равных полезностей)-это линия, каждая точка которой характеризует комбинации товаров х, у, имеющие для потребителя одинаковую общую полезность(потребителю безразлично какую комбинацию товаров выбрать).

Пример:

Комбинации товаров Пища(Х) Одежда(У)
А    
В    
С    
Д   1,5

 

Точки А, В, С, Д равноценны для потребителя с точки зрения общей полезности.

Свойства:

1) В графическом пространстве товаров может находится несколько кривых безразличия, расположенных ближе или дальше к началу координат. Несколько кривых безразличия называется карта кривых безразличия. Все они являются параллельными линиями.

2) Через любую точку графического пространства товаров можно провести соответствующую кривую безразличия, т.е. для данной точки можно найти другую точку, характеризующую комбинации товаров х, у, дающую для потребителя такую же общую полезность.

3) Кривые безразличия никогда не пересекаются.

 

Предположим, что одна кривая – кривая безразличия. Точка А безразлична С и безразлична точке В. Точка В предпочтительнее точки С, т.к. Ув > Ус;

Хв > Xc, следовательно кривые безразличия пересекаться не могут.

 

4) Кривые безразличия находящиеся дальше от начала координат являются больше предпочтительными для потребителя.

5) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Касательные проведенные к любой точке кривой безразличия имеют отрицательный угол наклона.

6) Кривые безразличия выпуклые к началу координат. Наклон координат уменьшается при движению к оси Х.

 

Кривые безразличия графически характеризуют действия в экономике закона замены одного товара другим. Чем больше потребность в товаре у потребителя, тем выше относительная стоимость его замены. Количественное выражение закона замены характеризуется показателем – предельная норма замены (MRS – marginal rate of substitution).

 

1)MRS xy = -дY\дX Предельная норма замены товаром Y товаром Х называется такое кол-во товара Х, от которого потребитель готов отказаться, чтобы увеличить потребление товара Y на одну единицу.

2) MRS yx = -дX\дY Предельная норма замены товара X товаром Y называется такое кол-во товара Y, от которого потребитель готов отказаться, чтобы увеличить потребление товара X на одну единицу.

 

 

Переход от одной комбинации к другой дY дX MRS xy MRS yx
A – B     1\3  
B - C        

Расчет предельной нормы замены – таблица.

 

Предельная норма замены уменьшается и она характеризует наклон кривой безразличия. Существует различные варианты кривых безразличия:

1) Товары X Y являются совершенно взаимозаменяемыми. X – чай, Y – кофе. В этом случае

MRS xy = const = 2.

X Y dX xY MRS xy
      -2  
      -2  
      -2  
      -2  

 

Потребитель всегда готов заменять 1 чашку чая на 2 чашки кофе и наоборот.

Вариант2: MRS xy = 0 Прямая параллельная X. 6 чашек кофе = const.

Вариант 3: MRS xy = бесконечность. Потребитель как константу имеет 2 чашки чая и не согласен менять эти 2 чашки на кофе в любом количестве. Прямая параллельная Y.

Вопрос 2.Покупатель,выходя на рынок, приводит в порядок наборы желательных товаров и соотносит эти наборы со своими бюджетными возможностями. Обозначим доход потребителя М. Весь доход тратится на 2 товара: х, у. Со стоимостью Рх, Ру. М= Рх*х+Ру*у Приводим уравнение к виду у+М/Ру- Рх/Ру*х

-Рх/Ру- угол наклона бюджетной линии к оси х.

Пример:доход= 6 долларов в день, Рх=1,5 доллар, Ру=1 доллар

Х(пища) 0,1,2,3,4
У(одежда) 6, 4,5;3;1,5;0

Бюджетная линия-линия возможностей потребителя. Все точки этой линии соответствуют возможности потребителя расходовать 6 долларов в день. Точки находящиеся выше этой линии недоступны для потребителя, так как соответствуют более высокому бюджету. Точки ниже линии не рассматриваются, так как бюджет 6 долларов тратится полностью. Потребитель может выбирать любые точки на этой линии, но при этом только одна точка на бюджетной линии будет являться наилучшим вариантом и будет называться точка равновесия потребителя. Это точка касания кривой безразличия. Точка характеризует желание потребителя приобрести 2 единицы пищи и 3 единицы одежды с его реальными финансовыми возможностями. В этой точке угол наклона кривой безразличия=соотношению цен

-дХ/дУ=-Рх/Ру

Показатель нормы замены показывает в какой пропорции потребитель хочет заменить один товар другим=1,5. Соотношение цен показывает в какой пропорции потребитель может сделать замену одного товара другим. Таким образом, равновесие потребителя- это такая ситуация, когда у потребителя нет мотивов замены равновесного набора товаров х, у любым другим набором.

Вопрос 3. Поведение потребителя на индивидуальном рынке.

Равновесие потребителя в предыдущим вопросе было рассмотрено при неизменном доходе и ценах. На практике уже в краткосрочном периоде происходит изменение доходов и цен.

1)Реакция потребителя на изменение дохода.

В данном случае М- переменная, Рх Ру- константа. В случае изменения дохода происходят параллельные смещения бюджетных линий вверх и вниз. Линия ОК, проходящая через точки равновесия потребителя в случае изменения его дохода, называется линия «доход-потребление». Если линия ОК имеет положительный наклон на всем своем протяжении, это значит что товары х, у являются нормальными товарами, то есть их потребление растет при росте дохода. В зависимости от величины дохода все товары условно можно разделить на нормальные и низкокачественные. Низкокачественные товары-это такие товары, потребление которых уменьшается при росте дохода. На практике имеются ситуации, когда нормальные товары с точки зрения дохода превращаются в низкокачественные при увеличении дохода.

 

Реакция потребителя на изменение цен. Доход M = const. Меняется Px, Py.

1) Меняется Рх, тогда происходит смещение бюджетных линий в доль оси Х. Два варианта:

А) увеличиваются закупки товара, при уменьшении цены. БЛ смещается в положение 2.

Б) уменьшение закупов, при увеличении цены. Смещается в п.2

2) Меняется Ру:

А) снижается цена У – увеличиваются закупки

Б) увеличение цены У – уменьшение закупок.

Если уменьшается цена одного из товаров, то увеличивается покупательная способность потребителя, которая проявляется в следующем или в 2 эффектах:

1) Эффект замены – при снижении цены товара Х, увеличиваются его закупки и соответственно заменяется часть закупок товаров У

2) Эффект дохода – при снижении цены на один из товаров, увеличиваются покупки обоих товаров.

3) Сумма эффекта замены и дохода = общий эффект от изменения цены товара. Эффект замены всегда +, т.е. увеличивается его покупка при удешевлении товара. Эффект дохода может быть и + и -, если товар нормальный действует положительный эффект дохода. Если товар низкокачественный – отрицательный эффект дохода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: