Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.




Экзаменационный реферат по истории России

«Культура Древней Руси в 10-13 веках. Значение принятия христианства»

 

Выполнила учащаяся 11 Г класса

Степаненко Олеся

Проверила Бузина Е.В.

 

 

Волгоград 2005.

План.

1)Введение.

2)Славянское язычество.

3)Фольклор.

4)Религия

ü Возникновение христианства

ü Православие

ü Особенности вероучения православных.

ü Принятие христианства

5)Письменность

6)Литература

ü Летопись

ü «Слово»

ü «Житие»

ü «Поучение» и «Хождение»

ü «Моление»

7)Архитектура

8)Живопись

9)Значение принятия христианства.

10)Заключение.

 

Введение.

 

Для начала необходимо определить что такое культура. Культура (от лат. cultura) – возведение, воспитание, почитание. Слово «культура» принадлежит, наверное к числу наиболее часто встречающихся. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях. Споры среди учёных вокруг понятия культура ведутся уже ни одно столетие. Но до сих пор не выработано единого определения этого феномена. Хотя наметки на некоторое сближение всё-таки существуют: многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По, существу, в понятие культура включают всё, создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык,морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п.

Однако культура – это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоёв.

Таким образом, культура-это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия.

Культура нашего прошлого органически входит в жизнь современного человека. Таким образом культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.

Истоки русского национального художественного стиля теряются в глубине веков. Предпосылки его складывались задолго до принятия Русью христианства 10 веке.И хотя художественные формы часто были заимствованы, сначала в Византии, потом на Западе, русские, однако, эти формы всегда наполняли своим содержанием, что приводило к возникновению своеобразного художественного стиля. Такова, например, архитектура Киевской, Владимиро-Суздальской, Московской Руси, Новгорода и Пскова, искусство иконописи, мjзаики и фрески. Таковыми стали «нарышкинское» и «голицинское барокко», архитектура «петровского барокко», русский классицизм, русский ампир, модерн. Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связанно с теми же факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Даже не то, чтобы Русь заимствовала художественные формы, она, скорее всего, умело синтезировала богатейшее культурное наследие восточных славян, их опыт и верование, традиции и обычаи с элементами культуры соседних стран, племён, народов.

Эта открытость и синтетичность русской культуры во многом определили её своеобразие и неповторимость.

 

 

Славянское язычество.

Огромное значение в культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования у восточных славян в «дописьменный» период, в эпоху язычества. Термин «язычество» - условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм*, магия, тотемизм и др.), которые входят в понятие «ранние формы религии». Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Неизвестный русский автор «Слова об идолах» (12 век) выделил три основных этапа развития славянского язычества.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: они «клали требы (жертвы) упырям и берегиням», то есть поклонялись злым и добрым духам, управлявшими стихиями (водными источниками, лесами, солнцем, температурой и т.п.). Это дуалистический** анимизм глубокой древности,когда люди верили, что божество в образе духа живёт в различных предметах и явлениях, а животные, растения и даже скалы имеют свою бессмертную душу.

ВТОРОЙ ЭТАП: славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению Б.А.Рыбакова, Род-древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия.По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождём и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово «урод» употреблялось в значении урожай.

А праздник Рода и рожаниц – праздник урожая. По представлениям славян, Род давал жизнь всему живому,отсюда целый ряд понятий:народ,природа,родня и др.

Очевидно,что Род олицетворяет собственно славянскую тенденцию перехода к монотеизму***. С основанием в Киеве единого пантеона языческих богов, а также во времена двоеверия,значение Рода снизилось – он стал покровителем семьи, дома.

ТРЕТИЙ ЭТАП: славяне молились Перуну, то есть сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы. Кроме упомянутых на разных этапах язычества у славян существовало множество других божеств. Важнейшими в доперуновское время были Сварог (бог неба и небесного огня),его сыновья - Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света, податель всех благ), а также другие солнецные боги, носившие у разных племён другие имена: Ярило, Хорс. Имена некоторых богов связывают с почитанием солнца в разные времена года (Коляда, Купало, Ярило). Стрибог считался богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно, потому что в те времена скот был основным богатством.

Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Свтославич**** в 980 году попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги. Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы. Состав Киевского пантеона раскрывает цели реформы: укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племён, утверждение новых отношений социального неравенства. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчались успехом. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности традиционного поколения только своему, родоплеменному, божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической сфере.

 

*анимизм (от лат.anima, animus – душа, дух) – вера в души, духов. Одушевление природы.

** дуализм (от лат. dualis-двойственность) – двойственность.

***монотеизм (от греч. Monos – один,единственный и teos – бог) – единобожие.

****Владимир 1 Святославич (?-1015) – с 969г. Князь Новгородский, с 980г. – великий князь Киевский.

Фольклор.

Письменные памятники свидетельствуют о богатстве т многообразии устного народного творчества фольклора Древней Руси. С незапамятных времён развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие); пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древнейших магический представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок. И до нашего времени дошли и старинные народные сказки, и пословицы, и поговорки, и загадки... У устных преданий совсем другая жизнь, нежели у письменных. Как отмечал академик Борис Дмитриевич Греков (1882-1953), "в легендах могут быть зерна истинной правды". Поэтому непременным условием аналитического и смыслового исследования исторических сказаний является отделение "зерен от плевел". Легенды о происхождении любого народа всегда хранились как величайшая духовная ценность и бережно передавались из уст в уста на протяжении веков и тысячелетий. Рано или поздно появлялся какой-нибудь подвижник, который записывал "преданья старины глубокой" или включал их в подредактированном виде в летопись.
Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в поколение «устную летопись» прошлого. Фольклорный материал лёг в основу летописи. Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» - былинный эпос. Его возникновение относится к 9-10 векам. В нем отразилось представление о Руси как едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.

Но особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался конец 10 века – время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко – обобщённым образом мудрого правителя. Любимыми былинныйми героями стали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянович, Вольга.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос 11 – нач.12 веков обогащается сюжетами,посвящёнными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине 12 – нач.13 века относится появление новгородских былин о «госте» Садко, богатом купце,происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.

Религия.

 

Дать точное и однозначное определение религии невозможно. В науке таких определений (впрочем, как и определению «культура») существует множество. Они зависят от мировоззрения тех учёных-философов, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то он в большинстве случаев ответит: «Вера в Бога». Это верно, но только отчасти… Если начать с термина «религия»…

Слово «религия» (re-ligio - латинский глагол) буквально означает связывание, повторное обращение (к чему-либо). Первоначально это выражение означало привязанность человека, личности к чему-либо священному, постоянному и неизменному.

Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчёркивало, что новая вера – это не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. В дохристианские времена у разных народов понятие веры в богов и в благочестия обозначались другими словами: «бага», «бхага», в славянских языках от этого корня произошло слово «Бог» (отсюда богатый – имеющий Бога, убогий – утративший его либо находящийся около Бога).

По-видимому, реальные причины смены религии можно понять лишь в том случае, если рассматривать религию не просто как веру в сверхъестественное, а как, и это главное, - форму мировоззрения. Каждая религия пытается по-своему объяснить человеку мир. Если изменяется мир вокруг человека, то возникает и потребность изменить способ его объяснения.


Если открыть православный богословский словарь, то можно увидеть такое определение:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: