СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

Принят

Государственной Думой

8 декабря 1995 года

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Для регулирования семейных отношений существует кодифицированный федеральный закон - Семейный кодекс Российской Федерации. Его принятие является значительным шагом - вслед за новым гражданским кодексом РФ - на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

Общие положения Семейного кодекса включают в себя следующее:

- семейное законодательство;

- осуществление и защита семейных прав;

- условия и порядок заключения брака;

- прекращение брака;

- недействительность брака;

- личные права и обязанности супругов;

- законный режим имущества супругов;

- договорный режим имущества супругов;

- установление происхождения детей;

- права несовершеннолетних детей;

- права и обязанности родителей;

- алиментные обязательства родителей и детей;

- алиментные обязательства супругов и бывших супругов;

- алиментные обязательства других членов семьи;

- соглашения об уплате алиментов;

- порядок уплаты и взыскания алиментов;

- выявление и устройство детей, оставшихся без попечительства родителей;

- усыновление (удочерение) детей;

- опека и попечительство над детьми;

- приемная семья;

- применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

- заключительные положения.

Семейный кодекс является основным актом, регулирующим семейные отношения, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

1. установление порядка и условий вступления в брак;

2. возникновение личных и имущественных отношений, возникающих в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами;

3. определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

К названным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Участниками отношений, регулируемых семейным законодательством, выступают прежде всего граждане, а в некоторых случаях - органы государственной власти и органы опеки и попечительства.

Правовое регулирование отношений, закрепленных в Семейном кодексе, условно можно разделить на традиционное-то, которое уже существовало в прежнем законодательстве, новое - появившееся сравнительно недавно и получившее развитие, и новейшее - которое впервые появилось с принятием Кодекса.

Учитывая сложность и деликатность семейных отношений, законодатель достаточно осторожно отнесся к построению новых правовых конструкций. Семейный кодекс, к счастью, нельзя назвать революционным документом. В нем присутствует большое количество традиционных норм. К числу таких норм относится признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 и ст. 10), условия заключения и прекращения брака (ст. 12 и 16), брачный возраст (ст. 13), признание брака недействительным (ст. 27), установление отцовства в судебном порядке, права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой (ст. 53), и многие другие.

Существенное изменение в регулировании семейных отношений началось несколько ранее введения в действие Семейного кодекса.

Многие нормы семейного кодекса сформулированы с учетом и в развитие Конвенции. На основе и во исполнение Конвенции впервые в РФ предусматривается специальная глава, посвященная правам несовершеннолетних детей (глава 11 СК РФ), где в частности, указывается, что ребенок:

- имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, он вправе знать своих родителей, имеет право на их заботу и право на совместное проживание с ними, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 54 СК РФ);

- имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

- имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. А также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ).

Семейные кодекс устанавливает обязательность учета мнения ребенка, достигшего десяти лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При изменении имени и фамилии ребенка (ст. 59), восстановлении в родительских правах (ст. 72), усыновлении (ст. 132) и других указанных в Кодексе случаях решение принимается исключительно с согласия ребенка, достигшего десяти лет.

В случае нарушения прав и законных интересов ребенка он вправе самостоятельно обратиться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцатилетнего возраста - в суд (ст. 56 СК РФ).

В особую статью выделены права несовершеннолетних родителей, где в частности, указывается на возможность совместного проживания с ребенком и участие в его воспитании, а с достижением шестнадцатилетнего возраста им предоставляется право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

Целый ряд норм посвящен обязанностям граждан и должностных лиц сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязаны: во-первых, провести тщательное обследование факта отсутствия попечения родителей; во-вторых, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Руководители учреждений, в которых находятся такие дети, обязаны в течение семи дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом соответствующему органу опеки и попечительства. В свою очередь орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления указанных сведений обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке соответствующим органам субъекта Российской Федерации и России.

Также предусматривается ряд норм, регулирующих право общей собственности супругов. Наряду с существовавшим ранее правилом, по которому имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, в ГК Российской Федерации супругам предоставляется возможность заключения договора по поводу юридической судьбы приобретенного имущества (ст. 256). Семейный кодекс развивает данное положение, называя такое соглашение брачным договором (п. 2 ст. 33 и глава 8).

Супруги вправе заключить такое соглашение как до вступления в брак, так и во время существования брачных отношений (п. 1 ст. 41 СК РФ). Договор, заключенный мужчиной и женщиной до вступления в брак, вступает в силу после регистрации брака. В тех случаях, когда мужчина и женщина, будучи супругами (независимо от того, сколько времени прошло с момента заключения брака), решили определить свое имущественное положение, соглашение вступает в силу с момента нотариального оформления.

По общему правилу, брачный договор является бессрочным, однако соглашение может носить и срочный характер, т.е. заключаться на конкретный срок.

Семейный кодекс предусматривает возможность медицинского обследования лиц, вступающих в брак. При этом обследование проводится, во-первых, только с согласия таких лиц, во-вторых, бесплатно.

Право выбора супругами фамилии расширено возможностью присоединения фамилии супруга к своей фамилии, если до этого не было двойной фамилии и если иное не установлено законами субъектов РФ (ст. 32 СК РФ).

Семейный кодекс рассматривает процедуру расторжения брака. В органах записи актов гражданского состояния предусматривается расторжение брака: при взаимном согласии на это супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлению одного из супругов, если другой судом признан безвестно отсутствующим, либо недееспособным или осужден на срок свыше трех лет. При этом Семейный кодекс сократил срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства с трех до одного месяца (ст. 19).

В судебном порядке расторгаются браки в трех случаях:

- при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, кроме случаев, указанных выше (п. 1 ст. 21 СК РФ).

- если один из супругов не возражает осуществлению развода, но уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 21 СК РФ).

- если у супругов есть общие несовершеннолетние дети. В таких случаях суд расторгает брак, причем без выявления мотивов развода, с применением мер по защите интересов несовершеннолетних детей, если об этом нет соответствующего соглашения м6еждк супругами (ст. 23 СК РФ).

Семейный кодекс указывает на то, что моментом прекращения брака является день вступления решения суда в законную силу. При этом суд обязан в течение трех дней направить выписку из этого решения в соответствующий орган ЗАГСа.

Есть в семейном кодексе глава, посвященная ответственности супругов по гражданско-правовым обязательствам. Взыскание по обязательствам одного из супругов обращается в первую очередь на имущество данного супруга, и только при недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга должника из общего имущества для обращения на нее взыскания (ст. 45).

В заключении можно сказать - кодекс законов о семье несовершенен, каждая ситуация индивидуальна и требует особого внимания. В связи с этим закон необходимо дополнять, обновлять и совершенствовать, чтобы он соответствовал складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

 

«Семейный кодекс рф» - основная характеристика основных положений семейного законодательства.

Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ. 1995 г. Семейный Кодекс РФ — основной нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории РФ. Он содержит разделы о заключении и прекращении брака, о правах и обязанностях супругов, родителей, детей, об алиментах, о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, а также принятия детей в семью на воспитание. Отношения членов семьи, урегулированные в нормах семейного права, предстают перед нами в виде семейных правоотношений. Субъектами семейных правоотношений являются члены семьи. Объектами семейных правоотношений являются действия членов семьи (например, действия отца по уплате алиментов, действия родителей по воспитанию детей) или вещи (например, вещи, составляющие совместную собственность супругов). А под содержанием семейных правоотношений понимают права и обязанности членов семьи Основаниями возникновения семейных правоотношений могут быть как действия, так и события. Примерами правомерных действий являются признание отцовства, добровольные действия по предоставлению содержания ребенку, определение ребенка в школу. Действия могут быть и неправомерными. Например, вступление в брак с несовершеннолетней, отказ от выплаты содержания ребенку влекут за собой возникновение определенных правовых последствий, связанных с защитой интересов субъектов семейных правоотношений. Брак в семейном праве – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи. Для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в 18 лет, в исключительных случаях он может быть снижен. Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке, а также между родственниками определенной степени родства и недееспособными. Нарушение указанных условий влечет признание в судебном порядке брака недействительным. Основными принципами семейного законодательства считаются:

1) принцип добровольности брака - то есть, сам выбор супруга, и вступление в брак зависят, исключительно от желания лиц, заключающих брак; 2) принцип единобрачия (моногамный брак), просто не допустим, при заключении брачного союза, если лицо, на тот момент времени, уже состоит в другом ранее зарегистрированном браке; 3) принцип признания брачного союза, заключенного лишь в ЗАГСе. Все браки, заключенные с применением религиозных обрядов, или просто фактическое состояние в семейных отношениях, без регистрации самого брака ЗАГСе – это личное дело, каждого гражданина, при этом влекущее за собой абсолютно никаких правовых последствии; 4) принцип супружеского равенства -значит равенство свобод и прав обоих супругов; 5) принцип приоритетности во время воспитания детей в семье, заботы об их развитии и благосостоянии, полноценное обеспечения защиты интересов и прав лиц не достигших совершеннолетнего возраста и не дееспособных членов семьи. Данный принцип зиждиться на обеспечение тенденций обновленного семейного законодательства, то есть, сам ребенок рассматривается как самостоятельный правовой субъект. 6) В Российской конституции, имеет место быть принцип равноправия граждан независимо от расы, пола, языка, национальности, происхождения, имущественного и иных положений. Данный конституционный принцип Семейного Кодекса РФ включает в себя положения, отвергающие абсолютно любые формы правового ограничений граждан при вступлении в брак, и в отношения семейного плана, по признакам расовой, социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 7) принцип решения вопросов возникающих внутри семьи по взаимному согласию. Теория семейного права говорит о том, что семья - это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, закрепленными в Семейном кодексе.

Выделяют след. п ризнаки семьи: совместное проживание, взаимные права и обязанности членов семьи Забота о семье является одной из важнейших задач Российского государства. В соответствии с Конституцией РФ "семья находится под защитой государства". Данное конституционное положение является важной гарантией укрепления и развития отношений в семье, служит основой для реализации задач, стоящих перед государством и обществом по защите прав и интересов семьи.

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, которые складываются по вопросам семьи, детства, материнства. Кодекс регулирует вопросы усыновления и удочерения, установления отцовства, алиментные обязательства, вступления в брак, признания брака недействительным и его расторжение.
Кроме того, Семейный кодекс РФ регулирует все многообразие имущественных отношений, которые существуют между супругами и бывшими супругами. Кодекс раскрывает вопросы заключения и расторжения брачных договоров и контрактов, правовые основания для признания их недействительными.

Что такое многодетная семья

Основные положения о необходимости оказания помощи таким семьям и меры по ее осуществлению регламентированы указом Президента РФ № 431 от 05.05.92.

Рассчитывать на льготы многодетным семьям в 2018-2019 году могут родители или один родитель, воспитывающие не менее трех несовершеннолетних детей.

В отдельных областях возраст ребенка может увеличиваться до 23 лет.

Многодетная семья включает в себя всех совместных детей и оставшихся от предыдущих браков. Статус несовершеннолетнего тоже имеет значение (усыновленный, находящийся под опекой, учащийся очно и прочее).

Родители, лишенные своих прав, уклоняющиеся от воспитания, либо отдавшие детей в интернат, не могут претендовать на статус многодетных и пользоваться преимуществами.

Указ Президента РФ от 05.05. 1992 г. N 431. О мерах по социальной поддержке многодетных семей

 

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"[29] устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

- граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

- граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

- временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

- граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

- граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- единовременное пособие женам военнослужащих срочной службы и ежемесячное пособие детям военнослужащих срочной службы;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

- средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

- средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти;

- средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;

- средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации;

- субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Правительством Российской Федерации также был принят ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"[30].

Этот нормативный акт устанавливает право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось).

Основные положения:

- право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз;

- материнский (семейный) капитал ежегодно индексируется государством (в 2007 году он составлял 250 000 рублей, а в 2014 уже 429 408,5 рублей);

- изменение размера материнского (семейного) капитала не влечет замену сертификата;

- срок обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения (усыновления) второго (третьего или последующего ребенка) не ограничен;

- заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (приложение 1.) может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. В случае необходимости погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение (строительство) жилья средствами материнского капитала можно воспользоваться, не дожидаясь трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

- материнский (семейный) капитал освобождается от налога на доходы физических лиц;

- материнский (семейный) капитал предоставляется не конкретному ребенку, а родителям, семье. Соответственно, потратить эти средства можно с учетом интересов всей семьи;

- сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Действие сертификата прекращается в случае смерти владельца, лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала или совершения им в отношении ребенка (детей) умышленного преступления. В случае утраты сертификата в территориальном органе Пенсионного Фонда России можно получить его дубликат (приложение 2.);

- обратиться за получением сертификата можно в территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания;

- заявление о выдаче сертификата (приложение 3.) и документы в территориальный орган Пенсионного Фонда России можно подать через доверенное лицо либо направить их по почте.

Право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

- женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;

- мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

- отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;

- несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом случаях.

В подтверждение права на получение средств материнского (семейного) капитала выдается сертификат государственного образца[31].

Основная цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.[32] В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;

- обеспечение работникам, имеющим детей условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.[33]

В этих целях предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе:

- совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;

- государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости. Введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей и семей, имеющих несовершеннолетних детей;

- развитие новых форм социальных технологий поддержки семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

- стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла; реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств;

- увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин и детей, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;

- повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлений этих программ;

- создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования;

- создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;

- закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

Государство постоянно предпринимает различные меры по оказанию поддержки молодым семьям, стимуляции демографической ситуации. В этих целях с 2006 года функционирует программа «Молодой семье доступное жилье».

Рассмотрим основные положения и условия данной программы в 2014 году.

В соответствии с Государственной программой молодым семьям, отвечающим установленным положениям и требованиям, предоставляется государственная субсидия на приобретение или строительство жилья для молодых семей, предусматривающая также помощь в погашении долга по ипотечному кредиту или по уплате первоначального взноса в жилищном накопительном кооперативе.[34]

Условия, позволяющие принять участие в программе:

- Возраст каждого из супругов не более 35 лет;

- Участником программы может стать и неполная семья, состоящая только из одного родителя;

- Молодая семья стоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья;

- Уровень доходов молодой семьи достаточен и соответствует требованиям о получении займа или ипотеки по расценкам, действующим на рынке;

- У семьи нет квартиры, или количество имеющихся квадратных метров не соответствует установленным нормам;

Стоит учесть, что субсидия может быть выделена только один раз. Размер субсидии варьируется в зависимости от наличия или отсутствия в молодой семье детей. Субсидия для семьи без детей выделяется в размере 35% от стоимости жилья, а для семьи с детьми выделяется в размере 40% от стоимости жилья.

Помимо основной субсидии, предусмотрено предоставление дополнительной. Её выделение находится в компетенции того субъекта РФ, в котором проживает молодая семья. Размер её составляет не меньше 5 % от средней стоимости жилья.

При определении стоимости жилья показатель нормы метража умножается на установленный норматив стоимости 1 кв.м. Цены на жилье в каждом регионе отличаются. Этот фактор надо учитывать при определении стоимости жилья.

Нормой метража считаются следующие показатели:

- для семьи из двух человек — 42 кв.м;

- для семьи из 3 и более человек — по 18 кв.м на каждого из ее членов.

Федеральная программа помощи молодой семье первоначально действовала в период с 2006 по 2010 год. В 2011 году она была продлена. Программа будет действовать в 2014 году, окончание её предусмотрено в 2015. Вполне возможно, что после окончания срока действия данной программы она также будет продлена.

Право на социальные выплаты имеет молодая семья, которая признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (приложения 4;5).

Молодая семья, вставшая на учет в январе 2011 года, имеет право на реализацию субсидии при покупке квартиры только в новом доме или вступлении в долевое строительство. То есть вторичное жилье купить на эту субсидию нельзя.

Положения не исключают внесения своих дополнительных предложений и постановлений в разных субъектах федерации, которые также предусматривают меры помощи молодым семьям.

Также хотелось бы рассмотреть трудовые гарантии работникам, имеющих детей.

Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает ряд гарантий женщинам, совмещающим работу и материнство, а также лицам с семейными обязанностями.

Глава 41 Трудового кодекса РФ посвящена особенностям регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, закрепляют гарантии, связанные с материнством, предоставляемые женщинам, а также лицам с семейными обязанностями.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего заработка по прежней работе. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1.5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с оплатой по выполняемей работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Также Трудовой Кодекс РФ регулирует отпуска по беременности и родам.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.

Важно еще то, что во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина или лицо, осуществляющее уход может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Нормы Трудового кодекса РФ регулируют предоставление отпуска работникам, усыновившим ребенка[35].

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляется помимо перерывов для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей). Перерывы для кормления детей включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ст.258 ТК РФ).

С точки зрения Трудового Кодекса, женщина (или лицо, осуществляющее уход за ребенком) является достаточно защищенной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: