Глава Первая: «Чего хотели, то и сбылось»




Московский техникум космического приборостроения ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»

Победа над «Тёмным Царством»

Студенты:

Шальнев Семён Валерьевич;

Сытник Дмитрий Алексеевич

Г. Москва

Г

Победа над «Тёмным Царством»

Вступление. «Во имя христианской нравственности».

Русская литература всегда была преисполнена глубоким смыслом и моралью. Вернее, - нравственностью.

В ней всегда особенно ощущалась присутствие христианских основ нравственности, присутствие Заповедей Божиих.

Русские писатели во все времена заставляли читателей задуматься о праведности, о смысле жизни. Все грехи человека: скверные мысли, поступки, начинания, порочное отношение к окружающим его людям – всё это составляет, являет собою «тёмное царство». И не в том смысле, который пытались вложить в него революционеры-демократы, а потом внушить советское литературоведение. А именно в нравственном контексте русской литературы. И, конечно, главная задача истинно русского писателя – обличить зло – показать в произведении пороки людей. Показать, чтобы люди задумались – и не шли по пути греха.

И для примера обратимся к творчеству великого русского драматурга, «русского Шекспира» - Александра Николаевича Островского.

Глава Первая: «Чего хотели, то и сбылось»

Довольно известная пьеса «На всякого мудреца довольно простоты». При внешней весёлости «тёмным царством» здесь стало всё общество – ведь отношения между людьми построены на лести – а значит, - на лжи. Главный герой – Глумов использует пороки людей ради своей выгоды. Благодаря лести, заискиванию, иногда унижению, он находит подход к каждому герою пьесы - и принят самыми богатыми, самыми влиятельными, они ему и невесту с большим приданым нашли. Значит, не нужны ни ум, ни искренние чувства, ни истинное благородство – а нужна только лесть. Значит, - грех стал «нормой» для всего общества, без греха нет жизни! Словно всё в кривом зеркале!

Однако, будучи от природы человеком жёлчным, озлобленным, о чём и говорит его фамилия, главный герой записывал своё истинное отношение к каждому в дневнике. Глумов мог бы бесконечно лгать, льстить, не задевая самолюбие каждой «персоны». Но только всё время жить во лжи невозможно – и всё тайное рано или поздно становится явным. И вот в финале эти записи обнаружены. Каждому из героев понравились записи об окружающих, но не об них самих - ведь правда режет глаз. Глумова изгоняют, невеста выходит за того, кто её нравится гораздо больше. Кажется, порок наказан…

К сожалению, нет! Общество, пропитанное лестью, нуждается в таких людях как Глумов, они – незаменимая часть работающего «механизма» лжи. И вот последняя, не оставляющая сомнений реплика – слова генерала Крутицкого - одного из «обманутых»: «Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать». И все присутствующие с этим соглашаются...

Никого из них совсем и не жалко - сами того хотели.

«Что посеешь – то и пожнёшь» – говорит русский народ – и поговорка эта как нельзя лучше отражает смысл произведения. Нездоровое общество создаёт людей по своему подобию.

Люди стали носителями пороков - и словно сами пороки эти «создают».

Глава Вторая: «Любовь или пожизненная каторга»?!

А вот другая пьеса, созданная на десять лет раньше и хорошо известная каждому. Знаменитая «Гроза». Здесь в большей степениотражены отношения семейные - а значит, - более близкие, более глубокие. Семья изначально подразумевает любовь и взаимопонимание. Да только не здесь!

«У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Это, можно сказать, - крик души и автора, и его героев. Вместо любви постоянный страх, постоянное унижение. «Тьма и воцарилась».

Но разве на то, чтобы люди жили в ненависти, «во тьме» есть Воля Божья или веление царя?! Нет, они сами так «решили» по своему разумению. Вернее даже не «решили», а просто по - другому не могут, не «пробовали», душевных сил недостаёт. И жили, и живут они со злобой внутри, не сознавая, не представляя, что можно жить совсем иначе. Не осознавая, что так относиться друг к другу плохо, ужасно, не по-христиански. И изливается из опустошённых сердец злоба на других людей, на тех, кто рядом, на самых близких! (Вспомнить хотя бы Дикого и запуганную им семью). Можно ли назвать такие отношения человеческими?! Вопрос риторический!

Герои говорят о жестоких нравах во всём городе, да только общество-то начинается с семьи!

И невозможно представить, чтобы писатель в эти семьи не «заглянул». И читатель, конечно, с ним вместе.

В «Грозе» наиболее ярко показаны две семьи. Одна из них - Кабановых.

В основе жесткая «иерархия», в которой на первом месте стоит Кабаниха - мать Тихона и свекровь Катерины. Кабанова относится к младшему поколению совсем не так, как следует настоящей матери – ведь изначально, по-христиански родители супруга должны стать вторыми «родителями». Да только, кажется, об этом давно забыли и она сама, и все окружающие. Хотя Катерина и обращается к Кабанихе на «ты» и называет маменькой, да только никаких искренних, душевных отношений между ними нет – и быть не может. На место любви давно пришёл страх – а любовь и страх несовместимы!

А отношение к своим, «кровным» детям?! Каждый человек знает, что мать - матушка воспитывает детей, направляя их на путь истинный. О чём же это я? О том, что, судя по всему, Кабаниха не воспитывает своих детей так, как настоящей матери следует. Вернее, не воспитала – они уже взрослые и сами должны решать свои семейные и нравственные проблемы. Только, как уже говорилось, Кабанова, об этом, явно, забыла, как и о том, что жена сына не враг, не соперница, а ещё одна «дочь». В её отношении к младшему поколению отсутствует уважение к личности – и становится совершенно очевидным, что и сама она «подвергалась» такому же «воспитанию». «Тьма» объяла несколько поколений.

А ещё просто невозможно не сказать вот о чём. Мы впервые видим семейство Кабановых во время возвращения из церкви. И тут же мать начинает тиранить детей своих. Зачем же в храм ходили, если ни доброты, ни просветления не появилось?! Да потому, что для Кабановой, впрочем, как и для многих в городе, это стало некой «традицией» - и не более того. Наверное, многие – и Кабаниха, в частности, для чего ходят в храм, не понимают, не задумываются. Выходить из церкви и начинать тиранить своих близких, свою семью?! О каком очищении души может тогда идти речь?!

Неслучайно в самом начале пьесы называют Кабаниху ханжой. Ханжество, лицемерие – очень страшный порок, невольно порождающий вокруг себя зло. Ведь такие отношения между людьми заставляют отворачиваться самых близких – отворачиваться или врать, изворачиваться, лицемерить.

И нельзя не вспомнить ещё одну сцену. Когда Тихон уезжает, мать настойчиво влезает в его личную жизнь, не давая по-человечески с женой проститься. Кабаниха указывает Тихону и Катерине, будто маленьким детям, кто кому должен кланяться и что говорить. А Тихон повторяет за матерью, чтобы жена сложа руки не сидела – «работала что-нибудь» и на парней не заглядывалась. Ему бы самому в голову такое не пришло!

Сцена, конечно, пародийная – только если бы не было всё так грустно на самом деле.

И самое ужасное, что Кабанихи всё совершаемое – норма! Она искренне считает, что делает добро своим детям. Искренне считает, что без её наставлений они пропадут!…

Отчего же так происходит?! Кабаниха привыкла так жить - и стремится навязать эти порядки детям. Разве это не ужасно? Ведь по сути порок, отсутствие любви становится нормой жизни, о чём мы уже говорили в связи с другой пьесой.

А Дикой, как уже говорилось, постоянно тиранит и семью, и весь город. Он даже неинтересен – слишком всё нагло и примитивно. Да ещё, очевидно, и несчастен - счастливые люди так себя не ведут. И даже от своего богатства, как сказал профессор М.М.Дунаев, «блаженства не испытывает». Потому что «блаженства» в ненависти и страхе не бывает!...

Говоря об образах и мыслях нашего великого драматурга, невозможно не вспомнить и ещё одну слишком хорошо все известную пьесу - «Бесприданницу».

Наверное, в здесь отразился самый большой упадок всех нравственных норм - самое «тёмное царство» во всём творчестве А.Н.Островского. Положительных героев нет – им словно и взяться уже неоткуда. Всё на продажу, включая, страшно сказать… своих детей – то, что делает вдова Огудалова.

Общественное мнение покупается – тоже некая «норма», о которой говорит один из самых богатых купцов города.

О трагедии главной героини Ларисы – младшей дочери Огудаловой всем хорошо известно – и вопрос хотелось бы задать вот о чём: быть бесприданницей трагично, стыдно?! Конечно, нет при нормальных человеческих отношениях. Но здесь-то они, как было уже сказано, отсутствуют напрочь – о человеческих отношения, похоже, забыли в принципе, как старомодных платьях. «Я вещь», - говорит в финале оскорблённая Лариса. Но разве только она?! Разве только девушки, не имеющие приданого?!

И вот пример, показывающий, что не только. Бессовестно бросивший Ларису Паратов женится на другой, говоря при этом: «Беру золотые прииски». Даже имени невесты не называет! Значит, и богатые тоже несчастны?! Конечно, ведь, как говорит народ, любви золотом не купишь.

А что же мать? Нет не Ларисы – здесь всё ясно - а той - богатой невесты. Об этом никто не знает и не говорит. Но если подумать?! Матери абсолютно всё равно, любит ли будущий зять её дочь. Значит, и она свою дочь тоже не любит, а хочет лишь «с рук сбыть».

А трагедия Ларисы, в которой, при всёй жалости к девушке, она тоже виновата, - естественный «исход» из «тёмного царства» - только не к «свету» – потому что «свет» здесь представить себе никто не может.

Отсутствие любви и полное забвение нравственности не даёт выхода из «тёмного царства».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: