Глава Четвёртая - вместо заключения. «Ответ перед Богом за детей своих»




И всё же… Одержать победу над злом, над теми, кто попирает нравственные ценности, считает себя хозяевами жизни, – это прекрасно. Но особенно важно осознать и победить зло в себе – понять свою неправоту и покаяться. Это и происходит с героем одной из ранних пьес А.Н.Островского «Бедность не порок» - Гордеем Карпычем Торцовым.

Ради собственного тщеславия купец, привыкший считаться только с собственными прихотями, хочет выдать дочь Любу замуж за старого и постылого – потому лишь, что тот – московский миллионер. Ни слёзы дочери, ни протест жены Торцова не интересуют. А ведь близкие оплакивают Любу, словно «хоронить собираются». Неважно для него и то, что о женихе ничего хорошего «не слыхать». И фамилия говорящая – Коршунов – «хищник», не знающий сострадания.

Но всё же в финале пьесы происходит торжество любви над самодурством. Господь посылает во спасение младшего брата Гордея Карпыча - Любима, узнавшего в Коршунове когда-то ограбившего его компаньона. Гордей Карпыч сначала просто поссорился с «женихом» из-за своей гордыни - и только потом пришло к нему прозрение. «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то бы свихнулся совсем", - говорит он Любиму и благословляет брак дочери с её возлюбленным – Митей, простым приказчиком, но глубоко нравственным, душевным человеком.

«Я теперь совсем другой человек», - эти слова Торцова в финале обращены сначала к семье, а потом и к залу. В них отразился очень глубокий смысл, который относится, конечно, не только к самой пьесе. Это – мысль о покаянии – пусть даже и в комедии. Ведь покаяние изначально означает – «изменение сознания». Изменился и Торцов, победив «тёмное царство» в себе самом.

Родителям за детей «ответ перед Богом держать»! Эти слова одного из любимых героев А.Н.Островского – того самого приказчика Мити отражают не только суть, наверное, самого лучшего, самого чистого, самого «славянофильского» произведений - «Бедность не порок». И не только преображение в финале самодура Гордея Карпыча, хотя значение его, как уже говорилось, огромно. Слова эти - суть всего творчества великого русского драматурга А.Н.Островского, для которого нравственное воспитание не пустой звук, как и для его любимых героев. И, конечно же, всей русской литературы, которая, говоря словами одного из «безымянных» авторов Древней Руси, «научает» нравственности.

Ведь неслучайно известность пришла к драматургу вместе с пьесой «Свои люди - сочтёмся», в которой нет положительных героев и показан полный распад семьи.

Не «сочлись»! Дочь предала отца - предала ради денег?! И да, и не только. Ведь он распорядился ею жизнью, как собственной вещью, пошёл на нечестную сделку. В пьесе все Писание цитирую, а поступают, как принято говорить, «с точностью наоборот». И всё благочестие матери показное. Так чему же удивляться?! Где же был положительный пример для дочери?! Да о том никто и не задумывался. «Тьма царила» в их доме – «тьма», сгустившаяся до предела!

«Клевета на русский народ!» – воскликнул Николай Первый, посмотрев пьесу. Может быть, и не всё клевета, но всё же, как было уже сказано, русский народ в основе своей строил жизнь, исходя из христианской нравственности.

И А.Н.Островский, показывая такую страшную ситуацию в семье, в отличие от многих современных ненавидящих Россию «писателей», не злорадствует, а скорбит о потере нравственной основы семьи. Неслучайно один из критиков назвал пьесу «четвёртой русской трагедией» - ведь распад семьи – трагедия самая страшная. Отрицательный пример тоже «научает».

А вслед за тем А.Н.Островский создал несколько пьес с живущими по Заповедям положительными героями, - одна из которых – «Бедность не порок», о которой мы только что говорили.

И Торцов участи отца из предыдущей пьесы избежал. Дочь его и её возлюбленный – Митя, что говорил об ответственности родителей перед Богом, зла за свои мучения на отца не держали, потому что каждого из них воспитала благочестивая матушка. Воспитала примером своей жизни.

Ведь от родителей зависит, какими станут их дети, будут ли они счастливы в семье и будут ли жить богоугодной жизнью. Какой путь изберут - любви и чести или «приспособления» к «тёмному царству» - но тогда «тьма» никогда «не рассеется».

А потому «тёмное царство», «дурную бесконечность времени» должно преодолеть в своём сердце. И положить в основу жизни любовь и уважение. И, как уже говорилось ранее, ходить перед Лицом Божиим».

Литература.

1. А.Н. Островский. «Гроза».

2. А.Н. Островский. «Бесприданница»

3. А.Н. Островский. «На всякого мудреца довольно простоты».

4. А.Н. Островский. «Доходное место».

5. А.Н. Островский. «Бедность не порок».

6. А.Н. Островский. «Свои люди - сочтёмся»

7. М.М.Дунаев. «Вера в горниле сомнений». (О творчестве А.Н.Островского).

8. Программа цикла «Библейский сюжет» «Гроза». (О творчестве А.Н.Островского).

9. И.А.Ильин. «Путь духовного обновления».

10. И.А.Ильин. «Христианство и большевизм».

11. «Похвала учению книжному»

12.Лекции по литературе МТКП МГТУ им. Н.А.Баумана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: