Волк и копытные грани управления
А. СУВОРОВ
Кафедра охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Красноярский государственный университет
Проблема рационального использования ресурсов диких копытных тесно связана с проблемами браконьерства и регулирования поголовья волка. Главной причиной сокращения численности копытных в регионах А. А. Данилкин (1999) считает кризис охотничьего хозяйства на фоне массового браконьерства и возросшего поголовья волков. В охотничьих угодьях Красноярского края ресурсы диких копытных одновременно ограничивают три основных фактора: браконьерство (9— 13 % изъятия), хищничество волка (5— 12 %), в меньшей степени лицензионная охота (3—4 %). Кроме того, в суровые многоснежные зимы поголовье диких копытных сокращает их повышенная естественная смертность от истощения и болезней (как, например, зимой 1996/1997 гг.). Благополучие и воспроизводство копытных определяются степенью их защиты от волков и браконьеров. По данным на 2002 г. (Савченко, Зырянов, Смирнов, Соколов и др., 2002), в Красноярском крае ресурсы дикого северного оленя лесной популяции достигали 4000, лося — 23 000, марала - 6900, косули - 21 000, волка — 2200 особей. Краевое управление охоты в последние годы ежегодно выделяло квоту на добычу диких копытных животных в пределах 5 % от их учетной численности. Постоянно из года в год лицензии на отстрел копытных получали одни и те же лица, приближенные каким-либо образом к инспекции, либо влиятельные охотники, не участвовавшие в охране угодий и истреблении волков. Для простых охотников, даже сельских волчатников, право на легальный отстрел копытных оставалось недоступным. К концу длительного (в прошлом до трех месяцев и более) охотничьего сезона использовалось от 25 до 40 % лицензий. Официальная добыча последних лет в крае не превышала по лосю 2,4 %, по маралу — 3,2 %, по косуле — 3,4 %. Неудовлетворенность спроса рядовых охотников на добычу копытных порождала браконьерство. Фактическая добыча копытных охотниками (с учетом браконьерства) составляла по лосю и маралу до 10—15 %, по косуле — до 20 % от учетной численности животных (Савченко, Смирнов, Зырянов, Соколов и ДР., 2002).
|
П |
Данные учетов последних лет указывали на постоянное снижение в крае ресурсов лося, марала, косули и лесного северного оленя. В результате повсеместно был ограничен лимит их добычи, а в отдельных районах края охота была закрыта полностью. При этом все время возрастал объем нелегальной добычи. Воспрепятствовать браконьерству, особенно «узаконенному», при малочисленности охотинспекторов сложно. При слабом контроле угодий на одну лицензию бригады опытных охотников успевали добыть 2—3 зверя. Распространена в крае и другая форма браконьерства — социальная. Многие сельские охотники при современном социальном неравенстве, бедности, сложности в оформлении документов на оружие, приобретении лицензий и получении права на охоту вынуждены охотиться нелегально. Число добываемых копытных животных не зависело от количества лицензий. Несмотря на многочисленные запреты и указы, не доходящие до «глубинки», общий объем охотничьей добычи в крае оставался стабильным (Суворов, 2001).
Контроль за использованием ресурсов диких копытных животных и волка в крае осуществляет охотуправление через районные службы охотнадзора. В связи с малочисленностью штатов охотуправлений, недостаточным финансированием, слабой обеспеченностью техническими средствами, в том числе ГСМ, охрана угодий и контроль недостаточны. К сожалению, порочна и сама система охотнадзора, подпитываемая финансами от взысканных с нарушителей штрафов, исков и, следовательно, косвенно в них заинтересованная. Поэтому в ней преобладают лишь карательные меры и слабо ведется профилактика браконьерства.
|
В функции охотуправлений добавилась работа по оформлению государственных охотничьих билетов, лицензированию массовых видов охотничьих животных, также в большей мере связанная с финансами, но не с охраной угодий. Низкая зарплата и слабое материальное стимулирование охотоведов и оценка их работы по основному показателю — объему взысканных с нарушителей денежных сумм — вынуждают их прибегать к другим источникам дохода. Для охотинспектора иногда бывает достаточно выявления одного-двух случаев незаконной добычи лося или марала, чтобы создать видимость работы. При этом большую часть рабочего времени он может потратить на другой, более твердый источник дохода, не связанный с охраной угодий.
В учете и регулировании поголовья волка всегда преобладали формализм и стихийность. В 1960—1970-х гг. численность волка сильно занижалась, это заметно по сравнению с соседней Тувой (Лавов, 1985). Иногда (1961 г.) отчетные данные охотуправления по добыче волка даже превосходили его ресурсы. В середине 1980-х численность волка, наоборот, завышалась в 1,5 раза. С созданием центра учета и прогнозирования ресурсов диких животных при Красноярском госуниверситете удалось выявить коренные семейные районы обитания волков и достоверно установить поголовье хищников не только в Красноярском крае, но также на сопредельных территориях Эвенкии и Хакасии. Главным показателем состояния борьбы с волком всегда была их валовая добыча без учета половозрастной структуры. При несовершенстве системы материального стимулирования волчатников в заготовках обычно преобладали малоценные для популяции волка щенки и сеголетки (Козлов, 1966). Известно, что после гибели матерых волков летом погибают их щенки, зимой — большинство прибылого молодняка (Бондарев, 2003). Борьба с волком всегда проводилась стихийно, заметно утрачен опыт техники добычи волка и сами кадры волчатников. Среди охотников, периодически добывающих волков, мало профессионалов-волчатников. При разрозненности охотников, недостатке капканов и специальной литературы, отсутствии при охотинспекции координирующего работу волчатников центра опыт и техника промысла волка (особенно капканного и окладного) распространяются слабо. Ограниченные финансовые возможности охо-туправления позволяли проводить лишь локальную борьбу с волком в отдельных районах, вынуждали стимулировать вознаграждениями лишь избранных волчатников. При недостатке знаний по экологии питания волка и его биоценотическим отношениям с дикими копытными преувеличивались сведения, касающиеся его «прожорливости» и негативного влияния на состояние популяций жертв. Почти половину ресурсов лесных волков Красноярского края (2420 особей) составляет самая крупная популяция северотаежных хищников — 1180 особей (48,8 %), обитающих в се-
|
верных приангарских, приенисеиских районах. Численность южных лесостепных волков оценивалась в 710 (29,3%), саянских горно-таежных — 530 особей (21,9%).
Обеспеченность популяций лесного волка дикими копытными и степень воздействия на них неоднозначны. Так, соотношение волк—копытные в Красноярском крае составляло у северотаежных волков 1:18,4, горнотаежных — 1:29,8, лесостепных — 1:25,4. Средняя суточная обеспеченность одного волка потребляемой в питание биомассой жертв оценивалась следующим образом: северотаежного — 19,0 кг, горно-таежного — 16,0 кг, лесостепного — 9,7 кг, а его реальная зимняя добыча соответственно составляла 1,5; 1,6 и 0,8 кг мяса. Учитывая, что значительную часть добычи волков съедали комменсалы (нахлебники), фактическая суточная норма питания хищников оказывалась значительно ниже их оптимальной суточной потребности. Даже при максимальном 80 %-м потреблении своей добычи поедаемая волками часть суточной добычи сокращалась у северотаежного волка до 1,4 кг, у горнота-ежного — 1,3 кг, лесостепного — 0,7 кг. Чтобы благополучно пережить зиму (с октября по май), каждому волку надо в среднем потребить 340—360 кг мяса. Оптимальная средняя норма питания волка составляет 1,6— 1,7 кг мяса в сутки (Мерц, 1953; Филимонов, 1978; Ру-ковский, 1985; Суворов, 2001; Fritts, Mech, 1981; Koleoskj, 1979). Недостаток питания волки восполняли за счет других кормов (северотаежные — добычей зайца-беляка; горнотаежные — кабарги, сибирского горного козла, кабана; лесостепные — бобра, зайца-русака, беляка, домашнего скота, падали и случайных кормов). Максимально обеспечены добычей полярные волки, минимально — лесостепные.
Современное фактическое воздействие различных популяций волка на ресурсы диких копытных неоднозначно. Добыча тундровых северных оленей полярными волками (тундровым и пу-торанским) не превышает 2,5 %. Ограничивая прирост оленей, полярные волки лишь выполняют полезную экологическую роль, поддерживая их популяции в здоровом состоянии, предохраняя кормовые ресурсы пастбищ от истощения. Поэтому специальных мер по сокращению поголовья полярных волков не требуется. Наоборот, норма добычи копытных лесными волками довольно ощутима: северотаежными волками лесного оленя — 16,2 %, лося — 7,6 %; горнотаежными — марала — 12,7 %, лося — 4,7 %, косули — 5,7 %; лесостепными — косули — 11,7 %, марала — 12,6%, лося -6,2%.
Нужны планомерные организационно-тактические меры по сокращению поголовья лесных волков. В связи с обозначенными проблемами в управлении популяциями диких копытных и волка необходимо совершенствовать систему учета и контроля использования их ресурсов. Лицензия на отстрел копытного зверя должна рассматриваться и как мера поощрения охотников за вложенный труд по охране и защите охотничьих животных от воздействия волков и браконьеров. Каждый уничтоженный в охотничьем хозяйстве волк — это потенциально сохраненные десятки его жертв. Необходимо стимулировать лучших охотников и бригады за добытых волков поощрительными (со скидкой 25—50 % и даже бесплатными) лицензиями с правом их свободной продажи другим охотникам. Например, за каждого добытого волка поощрять охотника лицензией на косулю, за двух-трех — на лося или марала. Такая мера стимулировала бы охотников на добычу волка, она позволила бы сельским охотникам охотиться на копытных, не нарушая закона. Право на поощрительную лицензию (со скидкой или за полную плату) также должны иметь охотоведы, егеря и другие категории охотинспекторов и работников охотничьего хозяйства, активно участвующих в охране угодий. Стоимость лицензии должна быть дифференцирована в зависимости от возраста и пола копытного. Необходимо больше выделять дешевых (со скидкой 25—30 %) лицензий на телят и ограничивать по возможности отстрел продуктивных самок и самцов. Трофейные (из-за роскошных рогов) охоты на быков маралов и лосей во время гона и в последующий зимний период могут осуществляться по коммерческим ценам. Квота добычи должна определяться на основе учетных данных от ежегодного фактического прироста популяции, а не от постоянно запланированных 5— 10 %.
Охотничьим структурам, особенно высшим, нужно в корне изменить отношение к волку. Регулирование его поголовья должно быть задачей первостепенной важности. Недооценка хищнической роли волка в 1990-х гг., слабое финансирование мероприятий по борьбе с ними и браконьерством привели в регионе к началу 2000-х к сокращению ресурсов лося, марала, косули, лесного северного оленя. Для ограничения поголовья волков в районах и координации усилий охотников-волчатников необходимо создать при краевом охотуправлении специализированную службу управления волком из охотоведов и егерей-волчатников. Неоценимую помощь в истреблении волков могут оказать сельские охотники-волчатники, многие из которых, при современном социальном неравенстве и бедности, вынуждены охотиться нелегально. Нужно выявлять в районах
кадры сельских волчатников и оказывать им всяческое содействие в легализации права на охоту и оформлении необходимых документов на пользование охотничьим оружием. Нужно закреплять за передовыми волчатниками в аренду или под общественную охрану контролируемые ими угодья. Для стимулирования охотников-волчатников на добычу волков необходимо восстановить утраченную систему вознаграждений охотников-волчатников по конкурсу и поощрений их, как в былые времена, выделением молодняка скота, кормов, сенокосных угодий, при надобности обеспечения охот лошадьми и другим транспортом.
Эффективное по времени и результатам регулирование поголовья волков возможно лишь при направленной избирательности промысла в отношении матерых особей как наиболее продуктивной части популяции. Способы охоты по-разному воздействуют на структуру популяции волков. Хорошей избирательностью промысла матерых волков обладает капканный лов у мочевых точек и на переходах стаи, а также отстрел в окладе у логова. Для избирательного отлова матерых нужно знать переходы стаи-семьи, уметь правильно выбрать тропу и место постановки на ней самоловов. Так в капкан, поставленный на случайной тропе, вблизи привады или за пределами коренного участка, а также небрежно установленный, в лучшем случае попадет молодой неопытный зверь. Добыча матерых волков должна стимулироваться особо высоким денежным и материальным вознаграждением. При хорошем материальном стимулировании за щенков и недостаточном за родителей в южных районах Красноярского края в 1958/59 г. в общей добыче из 356 хищников оказалось лишь 9 матерых (2,5 %) (Козлов, 1966). Позднее (1979— 1983 гг.) при координации работы волчатников, использовании ночных окладов логовов флажками, применении «вабы», петель и капканов, в добыче из 168 волков оказалось уже 38 матерых (23 %). Воспроизводство популяции волков при этом было подорвано на несколько последующих лет. При направленном уничтожении матерых волков с каждым годом сокращалось их популяционное ядро, а вместе с ним и численность рождающегося помета.
Борьба с волком в крае может быть эффективной, если она будет проводиться сразу во всех регионах, скоординированно и целенаправленно.
Для оценки и прогнозирования состояния ресурсов копытных и волка необходимо иметь при региональных центрах учета и прогноза специализированную службу мониторинга — накопление базы данных по биологическим параметрам наблюдаемых популяций.