The development of power endurance of students aged 18-20 years at the initial stage of sports training in weightlifting




Развитие силовой выносливости у студентов в возрасте 18-20 лет на начальном этапе спортивной тренировки по гиревому спорту

The development of power endurance of students aged 18-20 years at the initial stage of sports training in weightlifting

Аннотация. В последние годы гиревой спорт приобретает все большую популярность как форма обучения, способствующая развитию силовых качеств и воспитания целого комплекса личностных качеств занимающихся. Рывок гири является одним из самых популярных упражнений, выполняемых как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и во время соревнований. На сегодняшний день, рывку гири отведено много внимания в литературе научного и научно-методического характера, в которой оно рассматривается как эффективное упражнение для укрепления мышц спины, верхнего плечевого пояса и развития силы в целом. В то время как, рывок гири с поочередной сменой рук только начал привлекать внимание исследователей. Цель нашего исследования стало рассмотрение степени эффективности использования рывка гири со сменой рук в учебно-тренировочном процессе спортсменов-гиревиков.

Abstract. In recent years the kettlebell has become increasingly popular as a form of learning, contributing to the development of power qualities and education of the whole complex of personal qualities of the student. The snatch of the kettlebell is one of the most popular exercises performed in the process training sessions and during competitions. To date, the snatch of the kettlebell devoted much attention in the literature of scientific and scientific-methodical nature in which it is considered as an effective exercise to strengthen back muscles, shoulder muscles and strength development in General. While, the snatch of the kettlebell with alternate change of hands soon began to attract the attention of researchers. The aim of our study was to consider the degree of effectiveness of the use of the snatch of the kettlebell, changing hands in the training process of sportsmen.

Ключевые слова: гиревой спорт, учебно-тренировочный процесс, рывок гири, развитие силовых качеств, студенты.

Key words: weightlifting, the training process, the snatch of the kettlebell, the development of power qualities, students.

Введение. В настоящее время, благодаря техническому прогрессу, учебная и производственная деятельность человека всё более интенсифицируется и компьютеризируется. Люди ведут малоподвижный образ жизни. Одновременно с этим, всё большее значение приобретают легкодоступные и эффективные методы поддержания и развития физической формы. Особенно актуально данная проблема проявляется в студенческой среде, поскольку с одной стороны для достижения хорошей успеваемости студентам значительная часть их деятельности носит малоподвижный характер. С другой стороны, многие студенты не могут по финансовым мотивам позволить себе занятия в дорогих фитнес-клубах.

Перспективным направлением решения данной проблемы на наш взгляд является использование средств гиревого спорта для занятий со студентами. Гиревой спорт является национальным видом спорта, набирающим всё большую популярность в России, Европе, мире. Гиревой спорт доступен для широкого круга студентов, занимающихся спортом. Упражнения гиревого спорта являются эффективным средством развития силовой выносливости. Силовая выносливость — способность реализовывать большие импульсы силы в течение необходимого периода нагрузки при незначительной разнице между максимально возможным и реализованным импульсом силы. Или, иными словами, это способность противостоять утомлению при работе почти максимальной мощности длительностью до 3-4 минут, выполняемой преимущественно за счет анаэробно-гликолитического энергообеспечения.

Из этого определения видно, что силовая выносливость проявляется только в случае с большими весами и значительными по силе сокращениями мышц. Если же веса небольшие, и мышцы сокращаются далеко не в полную мощность, то правильнее уже говорить об общей выносливости.

Тренировка силовой выносливости зависит от нагрузки, характерной для того или иного вида спорта, и должна учитывать уровень специальной нагрузки «выше среднего» и максимальное количество повторений.

Факторы, влияющие на силовую выносливость.

1. Запас креатинфосфата в мышцах. Это, пожалуй, самый важный фактор. Ведь именно от того, остался в ваших мышцах креатинфосфат или нет, зависит – сможете ли вы сделать ещё одно повторение. Организм сам со временем в ответ на физические нагрузки начинает увеличивать запасы креатина. Кроме этого, повысить запасы креатина в мышцах можно, применяя такую добавку как креатин моногидрат.

2. Скорость восстановления запасов креатинфосфата. Дело в том, что чем организм тренированней, тем больше креатинфосфата запасают мышцы и тем быстрее они восстанавливают его запасы. Такое приспособление является ответной реакцией организма на систематические силовые тренировки. А скорость восстановления креатинфосфата напрямую влияет на то, сколько повторений вы сможете сделать в следующем подходе. Подробнее: восстановление после тренировок.

3. Межмышечная координация. У опытных спортсменов она выше. То есть, чем согласованней у вас работа мышц во время выполнения упражнения, тем меньше энергии вы тратите. А значит, сможете сделать больше повторений и быстрее восстановиться. Такая координация мышц также нарабатывается с годами.

4. Иннервация мышц. Иннервация мышц – это сеть мотонейронов, опутывающая ваши мышцы и передающая сигналы к ним от мозга. Чем лучше и сильнее иннервация, тем сильнее и дольше могут сокращаться мышцы, так как лучше передаются мозговые импульсы. Я немного утрирую, но суть примерно такая (да простят меня физиологи). Иннервация мышц тоже развивается с ростом тренированности и является ответной реакцией организма на физические нагрузки. [ 18 ]

 

По мнению Е.Б. Мякиченко (1997) силовая выносливость в чистом виде подразумевает повторение движений непрерывно (остановки лишь для фиксации положений) в количестве, не превышающем 40 подъемов.

М.Е. Виноградов (1998) определяет силовую выносливость как способность продолжительное время выполнять физическую нагрузку с определенным силовым напряжением. В ходе исследований М.Е. Виноградов (1998) выявил зависимость повышения спортивной квалификации спортсменов младших разрядов от уровня развития общей, специальной, силовой выносливости, однако приоритет отдан развитию силовой выносливости; в рекомендациях В.И. Воропаева (1986) по организации тренировочного процесса специальная выносливость вообще рассматривается как силовая выносливость.

Проблема структуры силовой выносливости по образному определению Ю.В. Верхошанского (1977) является "белым пятном" в теории спортивной тренировки. Наличие противоречивых данных прослеживается при попытке выявления силовой выносливости как разновидности физических качеств.

 

 

Методы развития силовой выносливости

 

Метод Цель: тренировка параметра силы Цель: тренировка формы силы Область применения
Большое количество повторений силовых упражнений со средним напряжением Тренировка способности противостоять утомлению Силовая выносливость Фитнес, силовая тренировка в оздоровительных и профессиональных целях, реабилитация, культуризм, коррекция фигуры  
Многократное выполнение упражнений с субмаксимальным напряжением вплоть до состояния изнеможения Тренировка на мышечную массу Силовая выносливость, быстрая сила, максимальная сила (реактивная сила)   Фитнес, силовая тренировка в оздоровительных и профессиональных целях, реабилитация, культуризм, коррекция фигуры
Упражнения с взрывным напряжением и субмаксимальной интенсивностью Тренировка скорости сокращения мышц Быстрая сила (реактивная сила) Силовая профессиональная тренировка, большой спорт, комплекс занятий, направленных на развитие быстрой силы
Упражнения с взрывным напряжением и максимальной интенсивностью Тренировка произвольной активации нервно-мышечной системы Силовая выносливость, быстрая сила, максимальная сила (реактивная сила) Большой спорт, скоростносиловые дисциплины, тяжелая атлетика
Упражнения на развитие реактивной силы в цикле растяжения-укорочения с максимальной интенсивностью Тренировка реактивной способности выдерживать напряжение Реактивная сила Силовая профессиональная тренировка, направленная на достижение определенных результатов, большой спорт

В классическом соревновании, в котором используется рывок гири, победителем является спортсмен, который способен совершить наибольшее количество подъемов руки с гирей в течение 10 минут. Действующие правила предусматривают, что спортсмен может изменить руку, удерживая гирю только один раз в течение 10-минутного периода. Верхнее положение известное как «фиксация», обладает наименьшей изменчивостью движения по сравнению с «нижним» положением гири между ног, и «средним» в пределах своей траектории движения [2, с.45; 11, с.48]. Предлагалось, что из-за уникальной формы движения при выполнении рывка гири одной рукой и траектории её движения «С», оно более всего подходит для выполнения нескольких повторений, в отличие от S-образной траектории рывка гири, а значит больше способствует развитию силы у спортсмена, выполняющего его в качестве общеразвивающего и подводящего упражнения [17]. Однако мы предполагаем, что рывок гири, выполняемый с поочередной сменой рук, обеспечивающий в нижней фазе меньший радиус движения по сравнению с верхней фазой, тем самым больше соответствуя естественному циклическому движению, способен обеспечить больший тренировочный стимул, как в восходящей, так и в нисходящей фазах его выполнения (см. рисунок 1).

Рис. 1. – Циклическое движение руки спортсмена при выполнении рывка гири

Согласно результатом ряда исследований, в которых были рассмотрены различные аспекты выполнения рывка гири, включая вопросы с точки зрения кинетики, оба упражнения обладали большим вертикальным импульсом, энергозатратностью и средним проявлением силовых качеств [3, 5, 12]. Однако упражнение с попеременной сменой рук отличалось большим объёмом работы и скоростью движений, выполняемых в горизонтальной плоскости [14, с.17-20]. В этой связи, гипотезой данного исследования стало предположение о том, что включение рывка гири с попеременной сменой рук, обладает некоторым преимуществом перед рывком гири одной рукой, а значит, может быть использовано в качестве общеразвивающего упражнения в спортивных секциях образовательных учреждений в целях достижения максимально гармоничного формирования силовых качеств занимающихся.

Было установлено, что рывок гири является эффективным упражнением для улучшения прыжковой способности [4, 16], силовых качеств [4, 6] и аэробных способностей [1, 17]. Кроме того, эффективность использование рывка гири было научно обосновано как упражнение, способное значительно повысить производительность спринтера, за счет высокого соотношения горизонтальной и вертикальной изменчивости направленности силы по сравнению с вариациями приседания [7, с.92].

Например, оба упражнения имеют чистый вертикальный импульс больше, чем чистый горизонтальный импульс [8, с.185]. Обосновано, что выполнение рывка гири с попеременной сменой рук более эффективно для снижения энергозатрат организма занимающегося и роста силовых его качеств. Следует отметить еще одно преимущество, которым обладает рывок гири с попеременной сменой рук. Оно основано на том, что односторонний характер выполнения рывка гири, выполняемый без смены рук, приводит к трехмерному кинетическому профилю, тем самым выдвигая более высокие требования к сохранению устойчивости тела занимающегося, чем рывок гири со сменой рук.

Смена рук способна повысить метаболическую эффективность и безопасность выполнения упражнений путем уменьшения мышечных усилий, необходимых для удержания гири над головой, тем самым предоставляя возможность занимающимся выполнить гораздо больше повторений в пределах предложенного им временного интервала [9, с.152].

После точки «релаксации» на завершающем (нижнем) этапе выполнения рывка гири наступает следующая фаза – тяга, в период которой осуществляется ускорение, что само по себе является достаточно опасным с точки зрения возможности получения травмы движения [13, с.288]. Однако, в процессе выполнения рывка гири со сменой рук, рабочий вес гири перемещается в руку, которая не была задействована в работе, что также способно уменьшить вероятность получения травмы.

В дополнение к сказанному, следует отметить, что режим смены быстрых циклических сокращений и релаксации рук занимающегося положительно отражается на развитии силовой выносливости [10, с.33]. Также такой режим выполнения упражнения позволяет значительно облегчить его повторение, путем предоставления возможности регулировать свой темп, увеличивая либо сокращая паузы между повторениями.

Методы и организация исследования. В экспериментальной части исследования приняли участие 12 студентов, занимающихся в секции «Гиревой спорт» в возрасте 18-20 лет. Во время одной тестовой сессии участники эксперимента выполняли рывок гири в течение 6 минут без смены рук (в отличие от стандартного 10-минутного). Экспериментальная сессия осуществлялась после стандартной разминки. Вес гири составлял 16 кг. Всего было проведено две сессии: в начале и в конце экспериментальной части исследования. Разница в методики проведения учебно-тренировочных занятий между сессиями заключалась в том, что в тренировки экспериментальной группы (ЭГ – 6 чел.) было включено упражнение – рывок гири со сменой рук, в то время как в контрольной группе (КГ – 6 чел) изменений в построении и содержании занятий не предусматривалось. Длительность эксперимента составляла 6 месяцев.

Результаты исследования. В таблице 1 представлены полученные в ходе проведения экспериментальной части исследования результаты.

Таблица 1

Показатели рывка гири одной рукой в течение 6 минут без смены рук до и после эксперимента

Группа Рывок гири (количество) ±Δ Δ% p
В начале В конце
1 2 3 4 5  
ЭГ 4,3±1,41 5,2±0,64 4,9 1,4 p<0,05
КГ 4,3±1,32 4,7±0,51 4,1 0,8 p<0,05

Выводы. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об эффективности включения рывка гири со сменой рук в учебно-тренировочный процесс спортсменов-гиревиков. Так разница в приросте силовых способностей спортсменов ЭГ составила порядка 1,4% за 6 месяцев тренировочных занятий. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для модернизации учебно-тренировочных занятий спортсменов-гиревиков, а также на секционных занятиях гиревым спортом учащейся молодежи, целью которых является развитие силовой выносливости. Меньше времени уходит на тренировку – значит меньше времени под нагрузкой – значит меньше риск травматизма.

 

Литература

1. Агафонкина, Т.В. и др. Влияние соревновательной физической нагрузки на ЭКГ-параметры у спортсменов-гиревиков / Т.В. Агафонкина, Е.В. Орешников // Вестник спортивной науки. – 2010. - №1. – С.25-27.

2. Актуальные проблемы теории и методики современного гиревого спорта: Сборник научных статей / Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (протокол № 14 от 01.07.2016 г.). - 2016. - Выпуск 3. – С.45.

3. Ануров, В.Л. Гиревой спорт в физическом воспитании студентов вуза: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Л. Ануров. - Москва, 2008. – с.67-68..

4. Ахмадуллина, Э.Т. и др. Технология адаптации, повышение физических качеств и их взаимосвязь в тренировочном процессе / Э.Т. Ахмадуллина, А.Х. Дашкин // Современное вузовское образование: теория, методология, практика: Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. - 2013. - С. 18.

5. Борисевич, С.А. Построение тренировочного процесса спортсменов-гиревиков высокой квалификации: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.А. Борисевич. - Омск, 2003 – С 45-47.

6. Глубокий, В.А. Гиревой спорт как средство физической подготовки сотрудников полиции: Материалы XIX международной научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств» (Иркутск, 15-16 июня 2017 г.). В 2-х томах. / В.А. Глубокий. – 2017. – Т.1. – С.83-87.

7. Живодеров, В.А. и др. Некоторые аспекты развития и совершенствования юношеского гиревого спорта / В.А. Живодеров, А.В. Живодеров // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 92.

8. Кузенек, Н.Г. и др. Гиревой спорт: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. / Н.Г. Кузенек, Л.А. Лапицкая. – 2017. – С. 183-186.

9. Павлов, В.Ю. Разработка и применение модельных характеристик в тренировочном процессе юных гиревиков / В.Ю. Павлов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - №5(120). – С.147-153.

10. Пакетин, Д.А. Гиревой спорт в системе высшего военного образования / Д.А. Пакетин, П.А. Пираговым, М.А. Педько // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2016. - №2 (6). – С.32-35.

11. Солодов, И.П. Инновационные компоненты организации учебно-тренировочного процесса в гиревом спорте / И.П. Солодов // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки «Агрокомплекс-2016». - 2016. - С. 48.

12. Спатаева, М.Х. и др. Гиревой спорт: морфологические, функциональные и психологические аспект: Монография / М.Х. Спатаева, Т.П. Замчий. – Омск, 2016. – 104 с.

13. Фалеева, Е.И. и др. Спортивный коллектив «Гиревой спорт» как среда социализации студентов РЯЗГМУ: Материалы научно-практической конференции «Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направления развития» (04 апреля 2016 г.) / Е.И. Фалеева, В.Д. Прошляков. – 2016. – С.287-289.

14. Ципин, Л.Л. Теоретические аспекты оптимизации упражнений специальной силовой направленности в подготовке квалифицированных спортсменов / Л.Л. Ципин // Глобальный научный потенциал. – 2017. – № 1 (70). – С. 17-20.

15. Falatic JA, Plato PA, Holder C, Finch D, Han K, Cisar CJ. (2015). Effects of kettlebell training on aerobic capacity. Journal of Strength and Conditioning Research 29(7):1943–1947 DOI 10.1519/jsc.0000000000000845

16. Jay K, Jakobsen MD, Sundstrup E, Skotte JH, Jørgensen MB, Andersen CH, Pedersen MT, Andersen LL. (2013). Effects of kettlebell training on postural coordination and jump performance: a randomized controlled trial. Journal of Strength and Conditioning Research 27(5):1202–1209 DOI 10.1519/jsc.0b013e318267a1aa.

17. Ross J., Keogh J, Wai Ho, K, Lorenzen, C. (2015) Snatch trajectory of elite level girevoy (Kettlebell) sport athletes and its implications to strength and conditioning coaching [Электронный ресурс]. URL: https://epublications.bond.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1991&context=hsm_pubs (Дата обращения 12.12.2017 г.)

18. Schnabel G., Harre D., Borde A. (Hrsg.). Trainingswissen-schaft. Berlin: Sportverlag, 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: