В ранних форм религии относятся: магия и фетишизм, тотемизм и анимизм, земледельческий культ и шаманизм, возникших в период формирования и развития родового строя (от 100 до 40 000 лет назад) Этот родоплеменных племенной строй прошел три основные фазы: ранний и поздний (развитой) матриархат и патриархат Каждой фазе соответствовала своя форма религиозных представлений: раннем матриархата - тотемизм, позднем - земл БСК культ, патриархата - шаманизм Но все эти формы верований сопровождались фетишизмом и магией, анимизмом и аниматизмомом.
Установлено, что у первобытных людей очень распространенным честь различных предметов, которые отводили опасность и приносили удачу Эта форма религиозных верований получила название фетишизм (от португ feitico - амулет, магическая вещь, или лат factitius-магически искусный) - это вера в существование сверхъестественных свойств материальных объектов Предметы поклонения впервые были найдены португ Гальском моряками в Западной Африке в XV в, а затем многочисленные аналоги фетишизма обнаружены в религиях почти всех народов Впервые феномен фетишизации описал французский исследователь Шарль де Брюс (1709-177 7) в работе \"Культ богивфетишив\" Он считал, что фетиши - это предметы неживой природы, которые привлекали внимание человека какими-то особыми чертами Объектом поклонения, или фетишем, мог стать любой предм ет, поразивший воображение человека: камень странной формы, кусок дерева, зуб животного и т.п. Этому предмету приписывали не свойственные ему функции (способность лечить, охранять от врагов, помогать на охоте) Так, у древних германцев мощным фетишем считалась ель Зимой они приходили к одной из самых высоких в лесу елей, просили у нее помощи и покровительства, пели и танцевали вокруг нее, вешали н а ее подарки А члены племени дакота в Северной Америке, когда находили камень, похожий на человеческое лицо, ласкали его, раскрашивали и называли дедушкой, приносили ему подарки и просили защит сту от опасности Обычай поклонения камням существовал у многих племен Северной Азии Не обошел он и страны Европы Но несколько столетий назад в Англии и Франции существовал запрет поклоняться камням что свидетельствует о длительном сохранении фетишистских верований даже во времена господства в Европе христианской религийпі християнської релігії.
|
поздним проявлением фетишизма стала практика искусственного изготовления фетишей Новый фетиш создавался благодаря объединению природных компонентов (кора, листья, корни) с предметами, традиционно считавшиеся чу удодийнимы (кусочки священных деревьев, улитки, наросты на деревьях, песок с места слияния двух рек, хвост скорпиона т.д.) Понятно, что люди представляли, как механическое с соединение двух предметов приведет к многократного увеличения сверхъестественных качеств только созданного объекта поклоненияня.
Своеобразным кульминационным моментом фетишистских представлений в Африке считается выделение так называемого \"фетиша фетишей\" - общепринятой святилище крупных Объединенных племен Однако известный исследователь Ка АРЛ Мейнгоф считает неправильным называть религию народов Западной Африки \"фетишизмом\"; по его мнению, ее лучше называть \"демонизмом\" Таким образом, по поводу западноафриканского \"фетишизма\" можно сделай ты два вывода, которые не согласовываются с привычным представлением о нем: во-первых, это сравнительно поздняя,??а не начальная форма религий народов Африки, во-вторых, культ фетишей в этой стране и являются преимущественно культа м лично заместитель є переважно культом особистих заступників.
|
В период европейской колонизации Африки именно Фетишистское практика оставалась едва ли не единственной возможностью противостоять европейским колонизаторам и миссионерам Она приобретала различные формы - создавались числе энные тайные общества, которые ставили целью найти средства для противостояния \"фетишам\" белых В фетишистский обращение вводились предметы, заимствованные у европейцев (огнестрельное оружие, деньги, спички, замки, п орожни бутылки) Некоторые африканцев даже пытался тайком окрестить собственные фетиши, чтобы усилить их могуществоїх могутність.
В поздних формах религии фетишизм сохранился в форме поклонения идолам - наделенным таинственной силой воздействия материальным предметам с чертами человека или животного В современных религиях он существует в виде вшан ния священных предметов (кресты, иконы, мощи), а как самостоятельный остаток - в виде веры в талисманы и амулеты Талисман, с точки зрения суеверных людей, приносит счастье, амулет оберегает от несчастных я (подковы, ладанки, кулоны и т.д.о).
Другой ранней формой религиозных взглядов можно считать тотемизм (на языке индейцев-оджибве (журавля) ot-totem - его род) - вера в сверхъестественную родство человеческих коллективов (род, племя 'я) с определенными видами животных и растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами) Срок тотемизм появляется в научной речи в начале XVIII в и закрепляется на рубеже ХIХ-ХХ вв в трудах выдающегося английского ого этнографа Джеймса Фрейзера (1854-1941) Первой фундаментальной работой по тотемизма стала его книга \"Тотемизм и экзогамия\", в которой он выдвинул гипотезу о возникновении тотемизма с давних представлений о природу деторождения: женщина беременеет, когда в утробу проникает дух растения или животного Поскольку в таком случае ребенок является причастной к жизни животного или растения, это животное или растение наделяется особым значениеливим значенням.
|
На тотемов люди смотрели как на заместителей рода и племени, защитников, помощников в решение \"разрешении всех конфликтов, они считали их братьями и сестрами Поэтому свои родовые коллективы первобытные люди называли и именами тотемов Например, североамериканские индейцы-оджибве в XVII в было пять родовых коллективов, которые носили название журавля, сома, гагары, медведя, куницы В Австралии в конце XVIII - поча тку XIX в европейцев очень удивляла ответ аборигенов на вопрос \"кто ты?\" ностьеслювали свою племінну приналежність.
Первоначально тотемом считалось только настоящая животное, растение, птица или насекомое Потом стало хватать его более или менее реалистического изображения, в конце концов люди стали довольствоваться любым символом, словом или звуком, которым они обозначали свой тотем Каждый человек перед сном и при пробуждении говорила имя своего тотема, поскольку думала, что благодаря его сверхъестественной поддержке ней ничего плохого не случится, наоборот, и на охоте, и в других делах ей повезтить.
Возникновение тотемизма тесно связанными с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой Растения и животные, которые дали человеку возможность существовать, становились объектами поклонения Н На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а именно давало возможность использования тотемных животных и растений в пищу Поэтому иногда, чтобы выразить отношение к тотему, первобытные люди ис ристовувалы слова \"это наше мясо\" Позже в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровных отношений Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и за Ступник их группы есть определенная тотемное животное или растение и их древние предки, которые сочетали в себе признаки людей и тотема, обладали невероятными способностями Это привело, с одной стороны, к усилению ния культа предков, с другой - к изменению отношения к самому тотему, в том числе к появлению запрета на использование его в пище, за исключением случаев, когда его поедания мало ритуальный характер и напоминает вало о давних нормы и правиланорми та правила.
Так в тотемному культе возникает табу - система запретов на использование в пище тотемного животного или задачу ей какого-либо вреда Классической страной, где система табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия По мнению Дж Фрейзера, слово \"табу\" с языка полинезийцев переводится как \"замечен\" или \"особо выделен\" Табу были важным механизмом регулирования социальных отношений Так, половозрастные табу поделили первобытный коллектив на брачные классы, тем самым исключив половые связи между близкими родственниками Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которую давали вождю, воинам, старым, женщинам, детям Другие табу призваны были гарант Уват неприкосновенность дома или очага, правилам захоронения, запрет общения незнакомца с женщиной после ее бракосочетания тощомця з жінкою після її одруження тощо.
Эти табу были очень суровыми Исследователи приводят такие примеры нарушения запретов Однажды один из племенных вождей Новой Зеландии оставил объедки от своего обеда, которые с \"ел один из рядовых членов племени Когда последний понял, что использовал в пищу продукты вождя (это было запрещено), он упал на землю, стал корчиться в конвульсиях и умер Эти примеры не единичны Сам факт осознания нарушения табу, щ в понималось как нечто священное, парализовало волю нарушителя, а также и способность его организма к жизнедеятельностиності.
Тотемные табу надолго пережили сам тотемизм и остались в более развитых религиях в форме соответствующих запретов на употребление \"нечистых (грязных)\" видов пищи Так, например, у евреев и мусульман свинина а считается грязным мясом и поэтому не годится в пищу понятное объяснение этом никто не может дать, а то, что это грязное животное, выглядит неубедительно, ведь свинья - очень разборчивая в ешьірлива в їжі.
В условиях распада родового строя первичные тотемные верования перерастают в антропоморфные культы природы, стихий, животных, где этим объектами поклонения предоставляется уже вроде человеческого лица Позже элементы тотемизма вошли ко всем религиям Его влияние ощущается в индуизме, где многих животных (например, корову, слона, обезьяну, змею) почитают как священных Пережитки этой первоначальной формы религий й можно видеть и в образах кентавров с греческого олимпийской мифологии Следы тотемизма отчетливо видны и в христианстве Святой дух и сегодня изображается в виде голубя, а Христос часто называется \"Агнцем ем (ягненком) Божиим \"или символизируется рыбой От обряда ритуального поедания тотема ведет свое начало христианское таинство причащения: считается, что под видом хлеба и вина верующие поедают тело и п 'ют кровь Христ ють кров Христа.
Наряду с тотемизмом и табу достопримечательность в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (от греч mageia - колдовство, гадание) - вера в существование сверхъестественных способов воздействия на природу или человека, то есть окружающий мир Между магией и религией не существует разделения, невозможно противопоставлять и религию магии, потому что каждый культ включает магическую практику - молитвы, начиная с первобытных и до современных религий Человек - продукт материи, и поэтому он полностью в ее властейаді.
Истоки этой формы религиозных верований полнее описаны английским этнографом Бронислав Малиновским (1884-1942) в его работе \"Магия, наука и религия\" Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов в Тробриан, он заметил интересную закономерность Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии - в посадке клубневых растений, но магия не используется при культивации плодовых деревьев, дают стабильный урожай В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул или других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней мастерской лодок всегда с упроводжуеться магическими обрядами, при сооружении же домов магия не используется Эти исследования позволили Малиновскому сделать вывод, что сфера магии - это деятельность повышенного риска Она приходит на помощь, если нет надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, если ею руководит случайность и неопределенность Это и заставляет ее полагаться на помощь сверхъестественных сил и осуществлять магические диювати магічні дії.
Отношения, установившиеся между человеком и природой, всегда имели двойственный характер: с одной стороны, господство всесильной природы над беспомощным человеком, с другой - воздействие на природу, к которому человек п стремилась, используя свои несовершенные силы и способности Эти приемы и является магической практикою.
Имитация средств охоты должна способствовать успеху самой охоты Прежде чем пойти на поиски кенгуру, австралийцы ритмично танцуют вокруг рисунка, на котором изображена желательно добычу
Магия делится на шесть видов: производственную, лечебную, любовную, вредоносную (деструктивную), метеорологическую (магия погоды) и военную Эта видовая классификация далеко не полна, поскольку в каждом ее виде и можно выделить много подвидов Так, производственная магия, в свою очередь, имела много разновидностей: охотничье, рыболовная, строительная, земледельческая, гончарная, учебная, спортивная, кузнечное тощщо.
Иногда также говорят о \"черной\", вредное, и \"белую\", положительную магии
Вредоносная магия преследовала цель нанести вред сверхъестественными средствами отдельному лицу или лицам Среди народов Южного полушария доминировали такие приемы: таргетинг на врага заостренной палочкой или костью, Северным ной - \"порча\" через пищу, напитки, одежда и т.д. Важным средством вредоносной магии есть мусор, если его тайно забросить на чужое подворье 'же подвір' я.
Одной из разновидностей вредоносной магии является вера в \"дурной глаз\", которым наделялись и отдельные животные (змея, лев, кошка и т.п.) и люди (раскосые, со впалыми темными глазами, с нахмуренными бровями или которые сде ослися) Есть поверье, что от дурного глаза болеют люди и животные, коровы и козы не доятся, оружие охотника теряет свои боевые свойства тощивості тощо.
Военная магия близка к вредной своими целями и задачами Разница заключается лишь в том, что вредная - тайная и односторонняя, а военная - публичная необходимость преодолеть активное сопротивление жертвы
Любовная магия имела двойную направленность: вызвать влечение или наоборот, уничтожить его (\"приворожить\" или \"видворожиты\"
\"присушить\" или \"видсушиты\") Любовную магию следует считать одним древним видом чародейства Ее появление связано с тем, что именно в этой сфере было очень много непонятного для человека
Лечебная магия отличалась от других видов магии исключительным многообразием обрядов Понятно, что это - народная медицина Границу между медициной и магией провести очень сложно: натирание больного пчелиным воском практикув валося для отпугивания духов леса, хотя и было хорошим согревающие средстваом.
Производственная магия - ее возникновения сводится к рациональной хозяйственной деятельности людей, использующих маскировки, переодевания, пидманювання животных, подражая их голоса раньше формы производственной магии зафик ксовани в наскальных рисунках.
Метеорологическая магия - это единственный вид магии, который не зависит от человеческой воли и действий
Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - волшебники и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы соплеменников, влиять на д духов или чудодейственные силы Но главное заключалось не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в критические моменты есть волшебное ки и шаманы пользовались особыми почестями и уважением соплеменников Итак, колдовская практика не противоположна религии, а наоборот, сливается с ненею.
Вера в магию сохранилась и до наших дней как элемент современных религий (вера в сверхъестественную силу обрядов: молитва, жертвоприношение, очищение, пост) и в самостоятельной форме (гадание на картах)
В ранньородовому обществе распространенными были и анимистические представления Анимизм (от лат аnima - душа) - вера в духов и души как двойника тела, носителя жизни человека, а также животных и растений детальный анал лез анимистических верований был описан английским антропологом, этнологом и религиоведом Эдуардом Тейлором (1832-1917) в работе \"Первобытная культура\" Он был уверен, что отправной точкой для аниме изма послужили размышления первобытного человека над такими вопросами: в чем разница между живым и мертвым телом, причина сна, экстаза, болезни, смерти, а также переживание транса и галлюцинаций Но в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, она формирует понятие о душе, находящейся в теле и оставляет его время от времени Далее формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тел а загробный мир тощробний світ тощо.
Затем представление о человеческой душе стали переноситься на окружающий мир Сначала люди думали, что души могут иметь вид птиц, иногда - животных и растений Как видно, здесь тесно переплетаются анимистические и и тотемистические верования, хотя тотемные образы были необходимы людям не сами по себе, а как вместилища для духиів.
Позже возникла вера в переселение душ, с которой можно встретиться во многих религиях, особенно индуизме Еще позже люди стали одухотворять и неживые явления - камни, горы, реки и озера, солнце и звезды и Это было необходимо, во-первых, для того, чтобы объяснить причину всех природных явлений вполне удовлетворительным способом, во-вторых - приписать духам все хорошо и плохое, что случалось на протяжении всей жизни Непосредственное средней же причиной появления таких анимистических взглядов может быть и своеобразное толкование первобытными людьми целого ряда акустических и оптических явлений: эха, шумов, теней и т.д. Они представлялись им свидетельством н е только существование человеческой души, но и подобных нетелесные двойников почти всего, что существует в мире Это уже стадия позднего анимизма, или демонизма, что ведет к появлению веры в Бога, ангелов, сатану, РУСАЛ к, гномов, фей, нимф, водных, бессмертные души т.д. Самостоятельно анимизм живет в вере в привидения, спиритизм (возможность общения с душами умерших с помощью различных приспособленийувань).
3. Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие »[1]) — система верований,религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких[1] божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, иатеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов.
Термин происходит от греч. πολύς («много») и греч. θεός («бог»), и впервые был использован еврейским писателем Филоном Александрийским в религиозной полемике с христианами. Термин введён им для отличия от язычества, так как язычниками или уничижительно идолопоклонниками, иудеи называли вообще всех, кто не исповедовал иудаизм. Однако по мере распространенияхристианства в Средиземноморье и Европе, термин вышел из употребления, из-за широко используемого термина «язычество». Возрождение и последующее использование термина стало возможным благодаря труду французского политика и философа Жана Бодена«Гептапломерес» или «Разговор семи участников».