В современном мире политеизм представлен нижеследующими религиями.
Буддизм[
Основная статья: Буддизм
См. также: Бог в буддизме
Статуя Будды в храме. Корея
Буддийское учение о «Дэвах», название которых для простоты восприятия часто в европейские языки переводят как «божества», хотя Дэвы значительно отличаются от богов других политеистических религиозных систем. Дэвы обитают в «мире богов», который на санскрите называется «дэвалока». Понятие дэва не связывается с какими то естественными существами, но с точки зрения людей их сравнивают по силе и счастью с людьми. Количество Дэв не определено, это большое множество различных существ, которые делятся на много различных миров и классов, присутствует их сложная иерархия. Дэвы нижнего ранга ближе по своей природе к людям.
Единственной целью последователя учения Будды состоит в полном избавлении от страданий сансары[6][7], и достижении состояния, называемого нирваной.
В буддизме отрицается учение о личностном Боге и природе божества, как оно присутствует в авраамических религиях. По этой причине буддизм относится к нетеизму и часто трактуется как спиритуалистическая философия, а не религия по своей сути.
Джайнизм
Основная статья: Джайнизм
Бог в джайнизме (англ.)русск.
Основатели джайнизма:Рушабха и Махавира.Британский музей
В центре учения джайнизма, как и других индийских религий, стоит проблема освобождения от сансары. В джайнизме большое количество божеств, но основными божествами являются «Джины», «Ариханты (англ.)русск.» и «Тиртханкары», которые преодолели внутренние страсти и приобрели просветлённое сознание. Поэтому высшей целью для джайнов является стать джиннами (победителями), подобно «Джины». Боги не вечны, и рано или поздно, растратив хорошую карму они снова вынуждены будут родиться каким-нибудь другим существом. Помочь освободится от сансары людям боги не могут, и просить их о каких-нибудь земных благах тоже бессмысленно, потому что никто не властен над кармой.
|
24 Тиртханкары
Джайнизм учит также о существовании якши и якшини, которые относятся к категории так называемых блуждающих божеств или «вьянтара», обладающих рядом сверхъестественных возможностей, включая способность изменять размер и форму. По джайнской мифологии, царь богов Индра, повелел якшам и якшиням следить за благополучием «Тиртханкаров»: по этой причине они и окружают каждого «джину» во время его земной жизни[8]. Даже несмотря на то, что они наделены большой силой и могуществом, они также блуждают в цикле рождений и смертей сансары, как и все человеческие души.
Для джайнизма характерно отрицание существования высшего Божества, как безличногоБрахмана, так и личностного Бога-Творца. По этой причине джайнизм, как и буддизм относится к нетеизму.
Индуизм[
Основная статья: Индуизм
См. также: Боги (индуизм), Индуистские божества, Бог в индуизме и Монотеизм в индуизме
Тримурти (по порядку, слева направо:Брахма, Вишну, Шива), скульптура из пещер Эллоры.
В Индуизме насчитываются тысячи богов и богинь[9]. В различных направлениях индуизма эти сущности рассматриваются либо как личностные (Бхагаван) проявления (Аватара) безличного верховного божества Брахмана из духовного мира, либо как могущественные духовные существа, называемые дэвами. Дэвы в индуизме — это небесные божества, которые управляют различными стихиями и силами природы, и являются слугами верховного бога. Большинство этих божеств играют незначительную роль в религиозной иерархии индуизма. Но некоторые дэвы занимают более важное положение — они управляют сложными космическими процессами и играют ключевую роль в процессе творения и поддержания жизни воВселенной. Некоторые, такие как Ганеша, исполняют особо важные функции в сложной системе управлении Вселенной, и являются популярными объектами поклонения среди индусов.
|
Индуистский пантеон включает в себя трех главных божеств: Брахму — Создателя, Вишну — Хранителя и Шиву — Разрушителя, объединённых в единое целое — Тримурти, представляющее собой духовное начало верховного божестваБрахмана.[10]. Таким образом за всем политеистическим разнообразием просматривается монотеистическое учение о едином Боге.
Даосизм
Основная статья: Даосизм
См. также: Боги (даосизм)
Трое Чистых
Даосский пантеон достаточно сложен и разнообразен. Это разнообразие является следствием большого количества различных, имеющих много отличий, даосских школ, но перечень основных персоналий и видов божеств у них в целом совпадает. Божества разделяются на «донебесных» и «посленебесных». Первые, старшие божества, олицетворяют собой силы природы, стихии космоса и т. д., ко вторым, младшим божествам, относятся те, кто в земной жизни были людьми, но после смерти обрели вечную жизнь.
Восемь Бессмертных в г. Пэнлай,Китай
|
О верховном Существе, всеобщем Законе и Абсолюте, основатель учения Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Смысл жизни — посредством внутреннего сосредоточения и аскетизма освободиться из под власти мира, познать Дао и слиться с ним.
Основные «донебесные» божества, стоящие во главе пантеона, это так называемые Трое Чистых (англ.)русск. или «сань цин», олицетворяющие собой этапы самораскрытия Дао, а также сферы небесного мира. По одной из версий персонажи «сань цин» фигурируют как божества, которые сменяли друг друга в качестве правителей мира на протяжении нескольких последовательных циклов. Первым правителем в даосской триаде чистых является Юаньши тяньцзунь (англ.)русск., который передал свою власть ученику Лин-бао тянь-цзуню (англ.)русск., а этот в свою очередь, передал власть Тай-шан Лао-цзюню (англ.)русск..
«Посленебесных» божеств многие тысячи. К наиболее почитаемым из числа тех, кто обрел вечную жизнь, относятся так называемые «восемь бессмертных» — Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Цао Гоцзю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу.
Синтоизм
Основная статья: Синтоизм
См. также: Боги (синтоизм)
Семь божеств удачи в Синтоизме
Синтоизм — традиционная религия Японии, имеющая в своём пантеоне большое количество божеств, что отражено в поговорке «Япония — страна восьми миллионов божеств». Синтоизм учит о божествах, как неких духовных сущностях, называемых «Ками»[11]. «Ками» именуются божества неба и земли, описанные в древних преданиях, обитающие в посвящённых им святилищах. «Ками» не обладают всеведением или всемогуществом, но за каждым из них закреплена определённая сфера влияния. Даже верховным божествам приходится опираться на помощь подчинённых. Особенностью синтоистских богов, выделяющей их среди других политеистических религиозных систем является то, что особо подчеркивается связь между людьми и «Ками». Также «Ками» могут именоваться люди и животные, горы (напримерФудзияма)[12] и вообще любая природа, обладающая какими то исключительными качествами и внушающая трепет. Под термин «Ками» подпадает в том числе и то, что в других религиях именуется духами. Так после того как человек умирает, он также становится «Ками». Согласно синтоизму люди были не сотворены богами, а рождены ими. Император Япониипочитается как «Ками» уже при жизни.
Неоязычество
Основная статья: Неоязычество
Новые и реконструированные ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как «классический» шаманизм.
Викка[
Основная статья: Викка
Современное представление Рогатого Бога — Кернунна
Учение Викка не унифицировано, но базовым является почитание Рогатого бога[13] и Триединой богини, которые воспринимаются в свете различных религиозно-философских концепций, как-то: пантеизма (проявление двух равнозначных аспектов одного божества в природе), дуализма (двух полярных противоположностей) или политеизма (проявление в божествах различных политеистических религий). Однако несмотря на отсутствие единого учения, Викка трактуется как дуалистическая религия, воспринимающая Бога и Богиню равнозначными, дополняющими друг друга противоположностями (близко к даосской идее о инь и ян), воплощающими в себе всю совокупность возможных проявлений природы. Бог иногда символически отождествляется с Солнцем, а Богиня с Луной. Подобный «дуотеизм» Бога и Богини часто расширяют до двойственной формы пантеизма посредством веры, по словам Дион Форчун, что «все боги — один бог, и все богини — одна богиня». Таким образом, все боги и богини всех религиозных культур, аспекты одного высшего бога и, соответственно, одной высшей богини.
Джеральд Гарднер утверждал, что существо, стоящее над главными богами, признано ведьмами первичным создателем, имя которого однако остаётся неизвестным. Патриция Краутер (англ.)русск. назвала это высшее божество Драйтэн (от Drighten староангл. «Бог», «Создатель»), Скотт Каннингем (англ.)русск. называл «Единственный» (англ. "the One")[14]. Такой пантеистический взгляд на Бога имеет прямые аналогии с учением о Брахмане в индуизме.
Монотеизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
|
Монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог[1]) — религиозное представление о существовании только одного Бога[2] или о единственности Бога[3][4].
Монотеизм может быть эксклюзивным — вера в одного персонального и трансцендентного Бога (в противоположность политеизму ипантеизму), который объявляется личностью[5][6][7], и инклюзивным — допускает существование многих или нескольких богов при условии, что все они, по сути, являются одним и тем же богом[8].
Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам)[3], но также представлен в философии индуизма[9], всикхизме, в других религиях.
Некоторые исследователи считают, что монотеизм неоднороден и в нём можно выделить теизм, пантеизм, панентеизм, деизм и др.[10]