Современная мифология в литературе
С наступлением в искусстве эры модернизма, ознаменовавшейся процессами ремифологизации (возрождение интереса к мифологическому мировосприятию), авторы активно использовали мотивы и сюжеты из мифологии для структурирования художественного пространства произведения. Примечательным является то что в роли мифа зачастую выступают не только библейские и античные мифы но и историко-культурная реальность предшествующих лет, бытовая мифология, художественные тексты прошлого. Таким образом стираются границы определения мифы. К примеру, позиция Ролланда Барта была таковой, что «мифом может быть всё, что угодно». Коннотация значения миф склонялось уже не к «вымыслу», этот термин воспринимается через призму архаического мироощущения как «подлинное, реальное событие», и, что еще важнее, событие сакральное, значительное и служащее примером для подражания". Таким образом, значение мифа в контексте современности эволюционирует от «отображения подлинной реальности» в чувственных образах к «мифу как универсальному символическому ключу к постижению всей человеческой культуры».
Художественный мифологизм определяется как:
1. моделирование действительности по законам мифологического мышления и создание глубинных мифо-синкретических структур мышления (отсутствие объективных пространственно-временных связей, географической приуроченности, мотивы оборотничества, двойничества персонажей;
2. воссоздание древних мифологических сюжетов и персонажей (часто с ироническим подтекстом); возможно их использование в контексте реалистического повествования;
Характеристика форм первобытной религии
|