Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесной цены и равновесного количества товара при возрастании или уменьшении спроса и предложения. Однако для углубленного анализа динамики рынка недостаточно простой констатации факта, что с ростом, предположим предложения значения количества товара возрастают, а цены сокращаются; необходимо знать, в какой степени изменяются равновесные величины при расширении предложения, как сильно реагирует объем спроса на товар при падении его цены.
Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. Так, например, по-разному могут реагировать на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды или ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Проведение подобного анализа возможно с помощью понятия «эластичность».
Эластичность - это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой, величины.
Другими словами, способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
Понятие «эластичность» было введено в экономическую литературу А. Маршаллом (Великобритания), а дальнейшее развитие теория эластичности получила в трудах Дж. Хикса (Великобритания), П. Самуэльсона (США).
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой переменной может быть проиллюстрировано различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах. Количественную меру эластичности выражают посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности - это числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
Выделяют следующие виды эластичности:
• эластичность спроса по цене;
• эластичность спроса по доходу;
• эластичность предложения по цене;
• перекрестн. эласт-ть спроса по цене
• точечная эластичность спроса;
• дуговая эластичность спроса;
• эластичность технического замещения;
• эластичность соотношения цен и заработной платы
• эластичность прямой линии.
Основные области использования эластичности в микроэк. моделях:
· анализ поведения потребителя;
· определение ценовой политики фирмы;
· определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
· выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
· разработка структуры налогообложения;
· прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.
В микроэкономике существует понятие точечной и дуговой эластичности. Точечная эластичность - это эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения. Точечная эластичность представляет собой точечный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д. Она отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение, например, цены. Формула расчета точечной эластичности имеет вид;
где Е - коэффициент точечной эластичности; DQ - изменение объема; DР - изменение цены.
Дуговая эластичность - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода, других факторов. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в средине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения. Так, эластичность спроса по цене - это относительное изменение спроса к относительному изменению цены. Рассчитывается следующим образом:
где Е - коэффициент дуговой эластичности; Q0 - первоначальный объем спроса; Q1 - изменившийся объем спроса; Р0 - первоначальная цена; Р1 - изменившаяся цена.
Дуговая эластичность используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов, других факторов.