Методы организации занятий могут быть представлены преимущественно проблемно-поисковыми и лекционно-семинарскими. При изучении вопросов «Развитие личностных качеств, межличностных отношений, религиозных взглядов и убеждений» следует акцентировать внимание учащихся на то, что у каждого народа имеются как достоинства, так и недостатки, не конкретизируя ситуацию, о каком народе идет речь, если даже преподавателю об этом известно. Следует всегда помнить, что у каждого народа имеются резервные способности, как и защитные функции человеческого организма, при котором можно всегда оказать такое умелое педагогическое воздействие на учащихся, чтобы «вызвать» у него резервные способности для дальнейшей реализации их уже самим учащимся. Речь в данном случае идет о так называемых «трудных детях». В ходе подготовки к занятиям целесообразно поощрять самостоятельную работу учащихся с научной и справочной литературой. Изучение курса может проводится в различных формах, включая индивидуальный, групповой, коллективный. Деление занятий на теоретические и практические носит условный характер.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, их активность и качество работы на занятиях).
2. Тематический контроль (проверочные работы).
3. Обобщающий контроль в форме презентации личных достижений учащихся (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты, практические работы, устные справочные сообщения).
4. Система зачетов.
Практические занятия
Тема1.Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений»
|
Цель: проанализировать межэтнические процессы, происходя- щие Российской Федерации и на Северном Кавказе..
Основные понятия: этническая структура населения, этнос, этнические группы, миграция, вынужденные переселенцы, диаспоры, национально-культурные автономии.
Вопросы для обсуждения:
1.Этногенез народов Российской Федерации.
2.Этнические процессы в России и на Северном Кавказе.
3.Вынужденные переселенцы на территорию России.
4.Национальная политика российского государства.
Темы рефератов:
1.Демографические процессы в России и на Северном Кавказе.
2.Национально-культурные автономии в Российской Федерации и на Северном Кавказе.
3.Создание и развитие территориальных автономий в Российской Федерации и на Северном Кавказе.
Вопросы и задания:
1.Просмотр учебных фильмов и спектаклей по данной теме.
2. Организация «круглого стола» по теме: «Жизнь и деятельность замечательных людей», проживающих в Российской Федерации.
Тема 2. Особенности национального характера народов, проживающих в Российской Федерации и на Северном Кавказе. Цель: раскрыть основные подходы к определению понятий «национальный характер», «национальные предрассудки», «национальные стереотипы», «национальные особенности».
Основные понятия: нация, национальный характер, этнос, этногенез, этнические предрассудки и стереотипы, менталитет.
Вопросы для обсуждения:
1. Что определяет национальный характер?
2. Соотношение понятий «национального менталитета» и «индивидуального менталитета».
|
3.Сравнение «социального» и «национального» характера.
4.Развитие личности в условиях рыночных отношений.
Темы рефератов:
1.Национальный характер и менталитет.
2.Национальный характер в языковой и фольклорной сфере.
3.Национальные предрассудки и стереотипы.
Вопросы и задания
1.Изучите национальный характер в фольклоре и устном народном творчестве.
2.Раскройте особенности менталитета народов, проживающих в Российской Федерации и на Северном Кавказе.
Тема 3. Национальные особенности, культурные традиции народов, проживающих в Российской Федерации и на Северном Кавказе.
Цель: изучить национальные особенности и культурные традиции народов, проживающих в Российской Федерации и на Северном Кавказе.
Основные понятия: менталитет, толерантность, межэтнические отношения, этнические группы.
Вопросы для обсуждения:
1.Национальные особенности народов России и Северного Кавказа.
2.Культурные традиции народов России и Северного Кавказа.
3.Миграционные процессы в России и Северном Кавказе.
4. История мировых религий в России и Северном Кавказе (христианство, ислам и др.).
Темы рефератов:
1.Традиции и культура народов Российской Федерации и Северного Кавказа (по выбору)
Вопросы и задания:
1.Просмотр художественных фильмов по данной теме.
2.Организация «круглого стола» на тему: «Герои Великой Отечественной войны России и Северного Кавказа»
3.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность.
Цель: раскрыть сущность и задачи культуры межнационального общения.
|
Основные понятия: культура личности, этикет, национальное воспитание, культура межнациональных отношений, этнические группы.
Вопросы для обсуждения:
1.Определение сущности понятий «культура», «межнациональное общение», «культура поведения, общения».
2.Факторы, влияющие на межнациональные отношения.
3.Сущность понятия «этнический стереотип».
4.Ситуации, порождающие эмоциональную напряженность между этническими группами.
Темы рефератов:
1.Роль социальной среды в условиях формирования культуры межнационального общения.
2.Формирование опыта межнационального общения в Российской Федерации, на Кавказе и Северном Кавказе.
3.Значение межнационального общения в профессиональной деятельности.
Вопросы и задания:
1.Организация тестирования и ролевых игр по данной теме.
2Рассмотрите вопросы воспитания общероссийского патриотизма, дружбы народов, религиозной терпимости.
3.Раскройте методы и принципы воспитания культуры межнациональных отношений.
4.Условия реализации целей, задач и принципов воспитания культуры межнационального общения в социальной и экономической сфере.
Тема 5. Роль образования в воспитании культуры межэтнических отношений..
Цель: проанализировать основные подходы и факторы, влияющие на процесс социализации.
Основные понятия: развитие личности, социальная среда, социализация, социальное влияние.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие «социализация».
2.Факторы, влияющие на социализацию.
3.Роль социальной среды в формировании личности.
Темы рефератов:
1.Семья как фактор социализации.
2.Социализация и воспитание.
3.Роль образования в социализации личности.
Вопросы и задания:
1.Раскройте причины миграционных процессов в России.
2.Проанализируйте соотношение понятий «воспитание» и «социализация»
3.Просмотр художественных фильмов и спектаклей.
4.Стадии и институты социализации.
Приложение 1 КЛЯТВА
(о достойном поведении в обществе)
Я, (Ф.И.О.) перед лицом своих товарищей, учителей, наставников, вступая в самостоятельную жизнь, в стенах своей школы торжественно клянусь:
1. Достойно вести себя в семейном кругу, среди своих одноклассников, друзей и в обществе в целом.
2. Систематически расширять свой кругозор в области ведущих дисциплин и в первую очередь математики, физики, экономики, медицины и в других областях
3. Развивать свои организаторские способности, деловые качества, экономическую грамотность быть последовательным, умеющим доводить начатое дело до конца
.4. Развивать свои личностные качества и в первую очередь честность, порядочность, доброжелательность, благородство, живо интересоваться всеми событиями и достижениями, происходящими в обществе, знать и продолжать политику собственного государства.
5. Строить правильные и достойные межличностные отношения со своими родителями, друзьями, наставниками, с представителями других национальных меньшинств.
6. С пониманием и уважением относиться к традициям, обычаям и культуре, религиозным взглядам и убеждениям рядом проживающих народов и строить правильные и достойные межэтнические отношения.
7. Изучать свою родословную, жизнь и профессиональную деятельность своих предков, привычки и особенности, наследственные признаки для продолжения традиции поколений.
8. В процессе самостоятельной жизни не допускать религиозной розни, разжигания национальных страстей, не накалять и нагнетать обострения межэтнических ситуаций.
9. Вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем, не допускать себе приобретения вредных привычек, активно заняться спортом и общественно полезным трудом.
10. С чувством глубокого признания отнестись к своим родителям, учителям, наставникам, к близким мне людям и старшему поколению, вложившие во мне свою душу в моем воспитании и образовании. Прислушиваться к их мнению: стать достойным членом общества.
Приложение 2
Высказывания
«Все вы сможете в полной мере осуществить свои замысли, реализовать способности, общаясь, проживая и работая рядом с прекрасным, доброжелательным и благородным русским народом»
Ш.Музенитов
«Россия - благородное государство: она во все исторические времена была и остаётся на стороне угнетенных, униженных, нуждающихся, всегда оказывающая помощь народам мира в трудные для них времена, способствующая их развитию и процветанию»
Ш.А.Музенитов
«Доброжелательность и доброта, проявление честности и порядочности, отзывчивое отношение к окружающим, к их нуждам и невзгодам, гармония с природой и общественностью - залог собственного здоровья, благополучия и долголетия»
Ш.А.Музенитов
«Развитие экономической, медицинской, межэтнической культуры, организаторских способностей и деловых качеств подрастающего поколения – основа благополучия каждого государства и его народа»
Ш.А.Музенитов
Изучение экономики средствами математики является главным стержнем экономического образования и воспитания учащихся.
Ш.А.Музенитов
«Чтобы строить правильные межличностные и межэтнические отношения – надо знать, понимать и изучать культуру друг друга»
Ш.А,Музенитов
«Истинное предназначение математики заключается не только в решении абстрактных задач, но и в умение применять на практике, и только тогда она выполняет свое основное предназначение - как средство познания»
Ш.А.Музенитов
«В жизни очень важно как можно больше знать и многое уметь делать»
Ш.А.Музенитов
«Жизнь и природа не прощает и сурово наказывает тех, кто однажды стал на подлый, коварный путь, и широко одаривает каждого, кто делает добро окружающим»
Ш.А.Музенитов
«Береги не только честь смолоду, но и здоровье»
Ш.А.Музенитов
«Молодежь во все исторические времена была одна со своими достоинствами и недостатками, всегда являющаяся движущей силой собственного народа, но требующая к себе пристального внимания».
Ш.А.Музенитов
«Чтобы научиться решать задачи – надо их решать».
Ш.А.Музенитов
«Только всесторонне развитой молодежью, имеющей собственную точку зрения и стойкие убеждения, понимающей все сложности реальной жизни, прекрасно разбирающейся в экономических проблемах и неподдающейся на провокационные действия, можно всегда строить правильные межличностные и межэтнические отношения, решать многие актуальные задачи современности».
Ш.А.Музенитов
«Неумение строить правильные отношения, будь это межсемейные или межнациональные, приводить порою к трагическим последствиям: к болезням, в основе которых лежать психические расстройства, излечение которых не подвластно медицине; к заказным убийствам, при которых трагичность исхода становится обоюдной, так как виновными на самом деле являются обе стороны, что ведет к нарастанию зла в обществе, негативным явлениям»
Ш.А.Музенитов
«Воспитательное воздействие друг на друга в любом обществе и в любом возрасте - это двусторонний процесс»
Ш.А.Музенитов
«В деле воспитания подрастающего поколения много ещё не учтенного и не сделанного. Сначала необходимо уделить должного внимания воспитанию и всестороннему развитию молодёжи, а затем требовать от неё достойной в жизни и поведения в обществе»
Ш.А.Музенитов
«Сначала неумение или нежелание общества предупредить и выпрямить то негативное, связанное с эволюционным развитием личности, которые могут быть переданы по биологическим законам наследственности, а затем наказание их, совершивших правонарушение – это в какой-то мере расправа над собственной молодежью»
Ш.А.Музенитов
«Активный настрой учащихся к учебному процессу в, конечном итоге, самое главное, самое ценное в получении образования, в самообразовании и при подготовке к трудовой деятельности».
Ш.А.Музенитов
«По какой специальности бы не работали, какую должность не занимали - рабочими надо оставаться всегда»
Ш.А.Музенитов
«Кто друга себе не ищет - самому себе он враг»
«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»
«Льва щенки равны друг другу, будь то самка иль самец»
Ш.Руставели
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»
Эзоп
«Будучи поставлен во власть, не употребляй на должности при себе лукавых людей, ибо в чем они погрешат, за то обвинят тебя как начальника»
Солон
«Высшая мудрость различать добро и зло»
Сократ
«Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят»
Эпикур
«Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем»
Гесиод
«Людям решившим действовать, бывают удачи; напротив, редко что-то удается людям, которые только занимаются тем, что взвешивают и медлят»
Геродот
«Великому – суждены и великие испытания»
Еврипид
«…философу разбогатеть легко, но не интересно»
Фалес
«Приятны завершенные дела»
Гомер
«Ум заключается не только в знании, но и умение прилагать знание на деле»
Аристотель
«Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»
Фалес
«Если что можно сказать делом, то на это незачем тратить слова»
Эзоп
«Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – справляться с бедой»
Питтак
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»
Платон
«Мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу…»
Эзоп
«Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбрать наилучшее»
Геродот
«Есть только одно благо-знание и только одно зло – невежество»
Сократ
«Мужество делает ничтожными удары судьбы»
Демокрит
«Чтобы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я молчу о том, считая подобные вещи тайной»
Гиппократ
«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал больше, полезнее, чем он сам».
Сократ
«Надо есть столько, чтобы утолить голод»
Гиппократ
«Ничто так не разрушает организм, как физическое бездействие…»
Аристотель
«Кто вел жизнь, упорядоченную и был человеком добродушным, тому и старость в меру трудна»
Платон
«Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет»
Софокл
«Не закрывай глаза, когда хочешь спать, не разобравши всех поступков за прошедший день»
Пифагор
«О человеке судят по его друзьям»
Эзоп
«Дайте мне точку опоры и я сдвину землю»
Архимед
«Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только за тем, чтобы поднять павших…»
Эпикур
«Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей»
Аристотель
«Дела человеческие…не могут быть постоянно удачными»
Геродот
«Если к тебе, как к руководителю, перестали приходить твои сотрудники со своими просьбами и проблемами – значит, ты уже не руководитель»
Панайот
«Живет лишь тот, кто не для одного себя живет»
Менандр
«Благодетель не тот, кто ждет за свои дела благодарности, а тот, кто поставил своей целью совершать добрые дела»
Демокрит
«Судьба всегда на стороне – разумных»
Еврипид
«Делать хорошее и слышать дурное – удел царей»
Антисфен
«Поэзия – удел человека или одаренного или одержимого»
Аристотель
«Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует»
Демокрит
«Деяние есть живое единство теории и практики»
Аристотель
«Много говорить и много сказать ни есть одно и тоже»
Софокл
«Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость»
Пифагор
«Нет ни чего сильнее знания, оно всегда и в чем угодно пересиливает»
Платон
«В жизни прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки»
Аристотель
«Прежде чем приказывать, научись повиноваться»
Солон
«Всякий человек должен учиться и упражняться в том, в чем хочет достичь совершенства»
Сократ
«Свершивший да несет последствия дел своих»
Эсхил
«Истинной жизни нет без искусства»
Еврипид
«В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей»
Пифагор
«Удовольствиями пользоваться можно по правду только после трудов, а не прежде их»
Антисфен
«Лучше в совершенстве выполнять небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более»
Аристотель
«Какое слово ты скажешь, такое в ответ услышишь»
Гомер
«Нет никого, кто был счастлив полностью»
Менандр
«Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже»
Эзоп
«Человек по своей природе есть существо общественное»
Аристотель
«Сила человека дается от природы, умение говорить на благо родины от души и ума, а богатство от случая»
Биант
«Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок»
Пифагор
«Лучше быть предметом завести, чем сострадания»
Геродот
«Смелость- начало дела, но случай – хозяин конца»
Демокрит
«К благу стремится любая душа и ради него все совершается»
Платон
«Великие дела совершаются не сразу»
Софокл
«Кубок жизни был бы сладок до приторности, если не падало в него несколько горьких слез»
Пифагор
«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон»
Солон
«Что бы о тебе не думали, делай то, что считаешь справедливым»
Пифагор
«Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события»
Ксенофонд
«Не повышай голоса, рассказ веди не торопливо. Строгого спокойствия пусть будут ваши лица и глаза полны»
Эсхил
«Пробным камнем испытывают золото, золотом испытывается человек»
Хилон
«Стремиться к прекрасному, и быть в силах достичь его - это и есть добродетель»
Платон
«Научай и учись лучшему»
Фалес
«Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным»
Антисфен
«Твое дело - концентрированное выражение собственных мыслей, возможностей и сил, плюс, слагающий вектор риска, тогда – победа»
Кайшев
«Даже известное, известно немногим»
Аристотель
«Жизнь подобна игрищам: иные, приходя на них, состязаются, иные торговать, а самые счастливые – смотреть»
Пифагор
«У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя»
Сократ
«Врач – философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»
Гиппократ
«Жизнь наша есть борьба»
Еврипид
«Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить»
Плутарх
«Различным образом испытывай нрав друзей, особенно же смотри, каков кто во гневе»
Феогнид
«Если нельзя не говорить о том, о чем сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше их»
Исократ
«На входящих в ту же самую реку текут все новые и новые воды»
Гераклит
«Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой»
Платон
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…»
Платон
«Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесит все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным»
Геродот
У наказываемого не останется повода упорствовать против исправления, если он осознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения»
Плутарх
«Только больная душа может влечься к невозможному и быть глуха к чужой беде»
Биант
«Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим»
Гераклит
«Начало – половина дела»
Аристотель
«Познай самого себя»
Сократ
«Мера главнее всего»
Хилон
«Не силой бери, а убеждением»
Биант
«Обдумай по дважды и по трижды то, что приходит тебе на ум»
Феогнид
«Злой человек похож на уголь, если не жжет, то чернит тебя»
Анахарсис
«Больше слушай, чем говори»
Клеобул
«Друзьям надо услужить, чтобы укрепить их дружбу, а врагам, чтобы приобрести ее»
Клеобул
«Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных»
Анахарсис
«Враждой развязывайся, а силой ничего не верши»
Клеобул
«К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье»
Хилон
«Не позволяй твоему языку опережать твою мысль»
Хилон
«Хорошо начальствовать учись на своем доме»
Хилон
«Благодарность-признак благородства души»
Эзоп
«Велико ли, мало ли зло, его не надо делать»
Эзоп
«Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них не удастся ему»
Эзоп
«Лаской почти всегда добьешься больше, чем силой»
Эзоп
«Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить»
Гераклит
«Для познания нравов какого ни есть народа: старайся прежде изучить его язык»
Пифагор
«Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма глупые люди занимают наилучшие места»
Пифагор
«Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума»
Пифагор
«Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь»
Пифагор
«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное»
Эсхил
«Если сила соединяется со справедливостью, то, что может быть сильнее этого союза?»
Эсхил
«Склонность к ссоре и зависти- спутник пустых людей»
Пиндар
«Как низок может быть разум, если он не служить человеку»
Софокл
«Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив»
Софокл
«Когда двое говорят и один из них сердится: тот, кто уступает – умнее»
Еврипид
«Неразумен тот, кто больше стремится иметь богатство или силу, чем добрых друзей»
Еврипид
«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности»
Сократ
«Богатство и знатность не приносит никакого достоинства…»
Сократ
«Если ты будешь любознательным, будешь много знающим»
Сократ
«Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды»
Сократ
«Мудрость – царица неба и земли»
Сократ
«Я знаю только то, что я ничего не знаю»
Сократ
«Единомыслие создает дружбу»
Демокрит
«Любящие порицать других – неспособны к дружбе»
Демокрит
«Не делать никаких уступок в жизни есть признак безрассудства»
Демокрит
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»
Демокрит
«Постоянная медлительность делает поступки, не достигающими цели»
Демокрит
«Основа всякой мудрости есть терпение»
Платон
«Никогда не помни прежних обид»
Менандр