Основные подходы к определению института




ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПОНЯТИЕ И ТИПЫПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

ПЛАН:

1. Понятие политического института.

2. Виды политических институтов.

3. Функции политических институтов.

Будущий прогресс политической науки связан с развитием теории политических институтов. Методологическая необходимость изучения политических институтов непосредственно требует понимания сущности, роли и функций институтов в политической системе общества.

Основные подходы к определению института

Нормативный подход. Институт понимается как навязанное извне правило, которое регулирует поведение человека. Институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, сделанные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Представителем данного подхода является Д. Норт.

Этический подход. Институт рассматривается как этическая (моральная, нравственная, ценностная) позиция человека, которая влияет на его выбор одной альтернативы поведения из множества доступных альтернатив. Этическая позиция человека является, по сути, его внутренним ограничителем при выборе вариантов поведения. В этом смысле данный подход к определению института близок к первому подходу. Однако между этими подходами есть существенная разница: норма поведения навязывается человеку внешней средой, а этическая позиция есть внутренний ограничитель человека, которой он должен добровольно следовать.

Информационный подход. Институт можно определить, как специфические знания, выработанные многими поколениями людей, усвоенные ныне живущим поколением и содержащие рекомендуемые нормы поведения. В ходе общественной истории происходили накопление, систематизация и обобщение таких информационных продуктов, в результате чего создавалось знание – информационный продукт.

Эволюционный подход. Каждый существующий институт рассматривается как продукт исторического процесса естественного отбора институтов, т. е. процесса их эволюции. Институт сравнивается с геном животного организма: он может характеризоваться большим объемом наследственной информации, которая может изменяться и передаваться в форме новых институтов в процессе взаимодействия с другими институтами, что является своеобразной борьбой за выживание.

Игровой подход. Институт – это своего рода игра, которую индивид ведет с другими лицами. Игровой подход основывается на ряде допущений. Во-первых, поведение каждого индивида направлено на максимизацию определенного количественного показателя.

Во-вторых, в каждый период времени поведение индивида выражается в выборе одного варианта поведения из нескольких возможных вариантов. Выбранное поведение называется ходом игрока.

В-третьих, человеку известны все возможные ходы индивидов, которые с ним играют.

В-четвертых, лицо осуществляет выбор хода в условиях неопределенности, т. е. он не знает наперед ходы своих контрагентов.

В-пятых, обычно рассматривают игру с двумя игроками.

Контрактный подход. Институт рассматривается как многостороннее соглашение (договор) между членами общества. Это соглашение может быть, как обязательным, так и необязательным, как формализованным, так и неформализованным. При данном подходе поведение человека определяется его обязательствами перед обществом, которые заложены в системе действующих многосторонних договоров. Создателем контрактного подхода к исследованию общественных явлений считается Дж. Локк. Он выдвинул теорию общественного договора, которая объясняет возникновение государства через соглашение между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния, которое характеризуется «войной всех против всех» к гражданскому миру.

Организационный подход рассматривает институт как организацию, т. е. как форму внутренней упорядоченности, координации взаимодействия отдельных частей социальной среды. Термин «организация» означает широкий спектр объектов исследования, начиная от простых правил индивидуального поведения и заканчивая системами правил в виде коллективных институтов: предприятие, политическая партия, государство.

Термин «политические институты» имеет два значения.

В узком смысле это определенная организация деятельности в сфере политики, которая воплощает в себе нормы и правовые рамки поведения людей.

В широком смысле это стабильный свод правил и норм, который регулирует политическую деятельность; имеющий определенную структуру и выполняющий ряд функций в политической системе. Свойства политических институтов можно описать следующим образом.

Во-первых, политические институты характеризуются социальной полезностью, которая достигается через формирование системы стратегического взаимодействия рациональных акторов. На практике это выражается в определении рамок поведения в обществе, разрешении социально-политических конфликтов, принятии коллективных решений.

Во-вторых, политические институты базируются на общественном соглашении («договоре»). Такой институциональный механизм является необходимым условием для создания политических институтов, поскольку политические институты изначально предназначены для удовлетворения социальных потребностей (таких как стабильность, предсказуемость и т. д.).

В-третьих, политические институты постоянно находятся в процессе формализации (в литературе этот процесс называют правовой институционализацией), которая заключается в том, что общественный договор в большинстве случаев приобретает институциональную форму посредством отражения в нормативно-правовых актах. Политические традиции, неформальные нормы поведения и табу со временем преобразуются в формальные нормы за счет закрепления в нормативно-правовых актах.

В-четвертых, политические институты характеризуются репрезентативностью, которая определяет степень удовлетворения социальнополитических потребностей, что в конечном итоге сказывается на эффективности того или иного политического института.

В-пятых, политическим институтам свойственен обязательный характер, который состоит в том, что институты призваны осуществлять коллективную волю в жизнь, а также санкции против нарушителей принятых норм.

В-шестых, политические институты носят директивный характер, поскольку влияют на выбор рациональными акторами стратегии поведения и взаимодействия, что в итоге оказывает воздействие на формирование политических предпочтений. Кроме того, политические институты влияют на определение целей политических акторов, их задач, способов достижения целей, а также на количество акторов, порядок их взаимодействия и степень их информированности.

В-седьмых, политические институты выполняют в обществе важную функцию – функцию социализации личности, посредством которой они интегрируют личность в общество. Политическую социализацию личности целесообразно рассматривать как механизм воспроизводства политической системы. Наконец, политическим институтам свойственно относительная стабильность. Политические институты не могут быстро меняться. Институциональные изменения не поспевают за изменениями в общественно политической среде.

Стабильность политических институтов во многом определяется:

1. нормами, регулирующие характер взаимодействия;

2. санкциями, которые препятствуют отклонению от нормативных моделей поведения;

3. привыканием людей к сформированному институциональному порядку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: