Виды политических институтов




В современном обществе функционируют формальные и неформальные политические институты.

Формальные политические институты – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и действующие на этой основе разнообразные объединения, которые характеризуют состояние политической системы общества и выступают главными регуляторами политического поведения и деятельности.

В современном обществе существуют следующие формальные политические институты:

1) институт парламентаризма;

2) институты исполнительной власти;

3) институт главы государства;

4) институт политических партий.

Под неформальными политическими институтами понимаются взаимодействия индивидов и практики, которые происходят в сфере властных отношений и опираются на принятые в конкретном обществе нормы, которые не закреплены законодательно.

Причины появления неформальных политических институтов.

Во-первых, акторы создают неформальные правила из-за неполноты формальных институтов. Формальные правила задают общие параметры поведения, но они не могут учесть все варианты. В этих условиях акторы, которые действуют в рамках конкретных формальных институтов, например, как правительства и парламенты, вынуждены разрабатывать нормы и процедуры, упрощающие их работу или же относящиеся к проблемам, которые не предусмотрены в формальных правилах.

Во-вторых, неформальные институты могут оказаться «запасной» стратегией для акторов, которые предпочитают формальные решения, но не всегда могут их добиться. В некоторых случаях акторам просто не хватает силы для изменения формальных правил.

Третий мотив для создания неформальных институтов – стремление к целям, которые не считаются общественно приемлемыми. Благодаря своей относительной незаметности неформальные институты позволяют субъектам осуществлять такие действия (от непопулярных до незаконных), которые вряд ли бы прошли через горнило общественного расследования. Даже там, гдешироко распространены взяточничество, патримониализм и покупка голосов, преобладающие нормы универсализма препятствуют их легализации.

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Вовторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Можно обозначить четыре типа неформальных институтов: дополняющие, аккомодационные, конкурентные и замещающие.

Дополняющие – такие неформальные институты, которые сосуществуют с эффективными формальными институтами. Они «заполняют пробелы», либо, занимаясь теми моментами, которые не предусмотрены в формальных правилах, либо способствуя преследованию личных целей в рамках формальных институтов. Такие неформальные институты нередко повышают эффективность формальных. В качестве примера можно назвать бесчисленные нормы, шаблоны и рабочие процедуры, которые облегчают принятие решений и координацию с бюрократическими учреждениями, а также юридические нормы (такие, как процедуры согласования мнений и «правило четырех»), облегчающие работу Верховного суда.

Аккомодационные неформальные институты. Они создают мотивы для такого поведения, которое существенно изменяет последствия соблюдения формальных правил без их прямого нарушения. Они противоречат духу, но не букве формальных правил.

Аккомодационные неформальные институты нередко создаются акторами, которые не одобряют последствий, создаваемых формальными правилами, но не имеют возможности изменить или открыто нарушить эти правила. Подобные неформальные институты нередко помогают примирить интересы этих акторов с существующими формальными институциональными структурами. Аккомодационные неформальные институты возникали в рамках институтов социалистического государства в Советском Союзе. Например, «блат», дававший гражданам возможность достигать каких-то целей посредством личных связей. Блат, в строгом смысле не являясь противозаконным, позволял руководителям предприятий, трудящимся и чиновникам «обходить формальные процедуры». Помогая предприятиям выполнять государственные заказы, а гражданам – получать необходимые товары и услуги, эта неформальная система обмена способствовала выживанию Советского Союза.

Конкурентные неформальные институты. Они структурируют мотивы поведения так, что те становятся несовместимы с формальными правилами: чтобы выполнять одни правила, акторы вынуждены нарушать другие. Наиболее известные примеры – клиентелизм, патримониализм, клановая политика и коррупция.

Замещающие неформальные институты используются теми акторами, которые стремятся к результатам, совместимым с формальными правилами и процедурами. Они обычно возникают там, где государственные структуры слабы или страдают от недостатка полномочий.

Все политические институты можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся организации, целями существования которых является осуществление власти или прямое воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе относятся организации, которые осуществляют свою деятельность в неполитических сферах жизни (профсоюзы, религиозные, кооперативные, корпоративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации вынуждены участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы.

К третьей группе относятся организации, которые имеют в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какой-либо группы людей (клубы по интересам, спортивные общества, самодеятельные коллективы). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства, партий и движений.

Политические институты бывают государственными и негосударственными. Первые – учреждения, которые выполняют функции власти и управления. Они наделены для этого необходимыми полномочиями, образуют политическую систему, существуют на протяжении определенного периода времени и на определенной территории. Примерами таких институтов являются институт главы государства, парламент, правительство. Негосударственные политические институты – организации, которые стремятся оказать целенаправленное воздействие на политический процесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством, избегая политической ответственности.

Негосударственные политические институты – все организации, задействованные в политической сфере и не принадлежащие к государственным институтам.

К негосударственным политическим институтам обычно относят: партии, общественно-политические движения, органы местного самоуправления и другие организации.

Функции политических институтов:

1. объединение общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;

2. выработка политических программ, которые выражают устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;

3. упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;

4. интеграция социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;

5. защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;

6. обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил.

Список литературы:

1. Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России / Под ред. С. В. Патрушева. – Москва: ИСП РАН, 2006. – 590 с.

2. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. – Москва: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 с.

3. Макарин, А. В. Политические институты: к методологии исследования / А. В Макарин // Политический анализ. – 2009. – № 9. – С. 37–50.

4. Меркель, В., Круассан, А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях / В. Меркель, А. Круассан // Полис. – 2002. – № 1. – С. 6–17.

5. Рыбаков, A. B., Татаров, A. M. Политические институты: теоретикометодологические основы анализа / А. Выбаков, А. Татаров // Социальногуманитарные знания. – 2002. – № 1. – С. 139–150.

6. Панеях, Э. Л. Неформальные институты и формальные правила: закон действующий vs закон применяемый / Э. Панеях // Политическая наука. – 2003. – № 1. – С. 33–52.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: