О действительных и недействительных Таинствах




Мы считаем, что необходимо быть осторожными в двух богословских проблемах, вызванных ошибочной интерпретацией 15-го правила, которые волнуют православных и распространяются иными богословами, лишенными богословия. Первый вопрос — как некоторые совершенно анти-святоотеческим образом утверждают, будто поскольку таинства еретиков-экуменистов или тех, кто принимает Критский собор, являются действительными ввиду того, что они еще не были осуждены Православным Собором, то мы можем ходить в храмы, где есть священники, имеющие «православное мудрование », независимо от того, что они поминают своего епископа, являющегося экуменистом и принимающего разбойничий Критский собор как православный.

Второй вопрос — как некоторые, тоже анти-святоотеческим образом, утверждают, будто общение с еретиками-экуменистами нужно прекращать из-за того, что их таинства не являются действительными, то есть в них не стало Божественной благодати сразу же после Критского псевдо-собора.

Из этого становится очевидно, что утверждающие это не поняли Канона и того, от чего он нас предостерегает, но они не поняли также и непрерывного действия Церкви и Святых Отцов. Прежде всего, 15-е правило ясно говорит, чтобы мы прекращали церковное общение с песвдоепископами-еретиками из-за осквернения ересью, в которое они вводят нас, и дабы уберечь Церковь от расколов, которые они и единомысленные им чинят, а не потому, будто Таинства более не имеют места, поскольку еретики утратили свои Таинства за одну ночь, без решения собора.

Здесь надо сделать уточнение о том, что касается Таинств и их действительности. В примечании на толкование 3-го Апостольского правила святой Никодим Святогорец ясно говорит в Пидалионе, что если нет извержения из сана, совершённого собором, то Таинства совершаются нормальным образом.

«Каноны повелевают собору епископов живых извергать из сана священника, или отлучать от Церкви, или предавать анафеме мирян, когда они нарушают Каноны. Однако если собор не осуществит извержение из сана священников или отлучение от Церкви, предание анафеме мирян, то эти священники и миряне на деле не извержены из сана, не отлучены от Церкви, не преданы анафеме. Обвиненными, однако, они являются — здесь для извержения из сана, или отлучения от Церкви, или предания анафеме, а там — для осуждения Божественного… Поэтому весьма согрешают те безумные, которые говорят, будто в эти времена все освященные, которые вне канонов были рукоположены, являются на деле изверженными из сана. Достоин порицания святых тот язык, который безумно болтает подобные слова, не понимая, что повеление канонов без приложения их на деле вторым лицом, то есть собором, несоверешенно, без посредничества и до суда не действуя само по себе. Сами Божественные апостолы явственно истолковывают себя своим 46-м правилом, поскольку не говорят, что тотчас же на деле является изверженным из сана всякий епископ или священник, принимающий крещение еретиков, а повелевают извергать его из сана, то есть присутствовать на суде, и если будет доказано, что он сделал это, тогда да будет совлечен священства по вашему решению, сие повелеваем ».

Для тех, кто скажет, что святой Никодим имеет в виду священников, рукоположенных вне канонов, а не проблему ереси, напомним также и 10-е примечание к «Общему предисловию о Святых Канонах » в Пидалионе: «Поскольку большинство епитимий, установленных канонами, написаны в третьем лице, в повелительном наклонении, а не в настоящем времени, то крайне необходимо, чтобы присутствовало и второе лицо (каковым является собор), чтобы они были применены ».

Мы могли бы продолжить слово и обратиться к фрагментам деяний и канонов Вселенских Соборов (третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого), которые продемонстрировали бы это. Однако это не входит в рассматриваемую тему. Таким образом, поскольку Таинства не утратили своей силы и действенности, а совершаются еще не осужденными еретиками-экуменистами, то они служат в суд и осуждение им и участвующим в них. Как верующий, когда он неприготовленным приступает к Святому Причастию, без исповеди и покаяния, то он, с одной стороны, причащается Христа, но не в просвещение души, а в осуждение, так же это происходит снова и снова, когда он причащается, не имея веры истинной, веры, которая отождествляется с верой епископа, которого он поминает. По данной причине мы не участвуем в Литургиях еретиков-экуменистов не по причине Таинств, а по причине общения в еретической вере, которой епископы-еретики учат с открытой главой, то есть открыто, официально.

Этот же предмет снова отсылает нас к еретической и богохульной экклезиологии епископорцентризма и Божественной Литургии Иоанниса Зизиуласа и Варфоломея Архонтониса, о которой мы сделали краткую отсылку немного выше.

Что касается утверждающих, будто Таинства недействительны и поэтому не надо ходить в храмы, то это хула на Духа Святого и подделка святоотеческой традиции, потому что причиной, по которой верующие прекращали общение с еретиками до их извержения из сана, были ереси, которые те проповедовали, и осквернение, которое это несло с собой, а не недействительность Таинств. И, в заключение, вопрос о том, когда Таинства являются действительными, подпадает только под юрисдикцию и авторитет Православного Собора, а не под наши.

Эпилог

Совершенно ясно, что, сами себя не ограждая от еретиков, согласно Канону Церкви и закону Божию, мы все оскверняемся ересью, а следовательно, отделяемся от Господа нашего Иисуса Христа. Отделение от Него есть смерть и ад вечный, посредством греха ли то бывает или снова и снова посредством ереси.

Душой или сутью всей борьбы против всеереси экуменизма, как и любой другой ереси, является прекращение общения с ересью и еретиками. Это служит началом исцеления. В случае любой болезни действия по исцелению, совершаемые врачом, имеют следующие этапы: а) диагностирование болезни; b) ее исцеление и с) полное выздоровление. Если духовные врачи — пастыри Церкви — останутся лишь на первом уровне, уровне диагностирования, то это не только бесполезно, но и губительно. Ограничиться диагностированием ереси, сочиняя богословские тексты, организуя конференции, синаксисы, однодневные религиозные манифестации, чтобы осудить ересь, но не переходить к ее отражению, означает на деле самим вносить вклад в распространение ереси и, в конечном итоге, в ее господствование над нами. Необходимо действовать практически, отсекая ересь от тела Церкви.

И поскольку ни одна ересь не лишена головы, а кем-либо проповедуется (см. 15-е правило Двукратного Собора времен святого Фотия Великого), то мы отсекаем причины ереси, то есть ограждаемся от епископа-еретика, в данном случае — от патриарха-еретика Варфоломея Архонтониса, но также и от тех, кто уже принимают Критский собор и пребывают в общении между собой, мы прекращаем всякое церковное общение с ними и теми, кто молча соглашается с ними, ожидая православного собора, который официально осудил бы их и отлучил от Церкви.

К сожалению, в нашу эпоху многие именитые богословы анти-патристическим и пост-патристическим образом утверждают, будто прекращение поминания несет с собой раскол в Церкви или, в лучшем случае, не является обязательным. Таковые впадают в ересь факультативности, то есть во введение релятивизма экуменического толка в рамки традиции и особенно в интерпретацию Святых Канонов, лишая их таким образом богословского фундамента, который характеризуется, как категорически отмечает святой Никодим, вдохновением Духа Святого, не знающего времен и мест, но формулирующегося и выражающегося Вселенскими Соборами.

Они вменяют ни во что борьбу Святых, запечатленную их кровью, экуменисты учат идеям, чуждым Святым Отцам. Конечно, эта ересь могла бы быть названа и епифанической, поскольку, к сожалению, отец Епифаний Феодоропулос не только поддержал ее как православную линию и традицию Святых, но и попытался в своей книге «Две крайности » навязать ее православному стаду. И, в немалой степени, преуспел в этом.

По данной причине не только еретики-экуменисты, но и последователи ереси факультативности оскорбляют, клевещут и обвиняют всех нас, следующих традициям и заповедям Святых и богоносных Отцов, говоря, будто мы «­чиним раскол и сами себя изгоняем из Церкви», будто мы имеем недействительные Таинства, хуля таким образом Духа Святого только и только за то, что мы прекращаем общение с ними и не следуем за ними в их низвержении в ересь. Более того, некоторые из них дерзают называть нас расколо-еретиками! Но мы, малое и бедное стадо, предпочитаем следовать непрерывавшейся Святой Традиции Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, оставаясь «последователями Святых Отцов ».

Будем же иметь стойкую веру и с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Глава Церкви, обещавший нам о Его Церкви истинной, что «врата адовы не одолеют ее », не станем страшиться, но будет оставаться твердыми, по Его благодати, даже если все нас покинут и мы останемся одни, следуя святому апостолу Павлу, который говорит нам: «Всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа » (Флп. 3, 8).

В заключение, для тех, кто хочет идти вместе с большинством и с синодами поместных Церквей, исповедующих, к сожалению, экуменизм, предоставим дать ответ святому Феодору, как это умели делать Святые: «Однако ты предпочитай, если хочешь, вместо Ноя, который спасается, множество утонувших. Прости меня, но я взойду в Ковчег вместе с немногими. И снова, если хочешь, приложи себя к тому большинству, которое в Содоме, а я пойду рядом с Лотом, бегущим в горы, пусть он даже и один. Потому что для меня большинство, которое я почитаю, не то, которое пребывает в безразличии к расследованию истины, но то, которое обладает доказательствами… Не с теми, кто пользуется инновациями, но с тем, кто хранит святоотеческое наследие. А ты предпочитаешь это большинство, чтобы поддерживать и оправдывать ложь? »[36].

Святой Иоанн Дамаскин говорит нам: «Собрания со злыми губительны, как места, исполненные болезни… Как ветер с легкостью разносит болезнь живущим там, так и ошибочный обычай (церковное общение с еретиками) наводит великое зло на души »[37].

И святой Игнатий Богоносец дает нам следующую заповедь: «Никому, кто говорит или делает что-либо противно установленному, не имей веры, ни даже если он постится, ни даже если творит чудеса, ни даже если пророчествует, но да будет он тебе как волк в овечьей шкуре, желающий истребить овцу »[38].

«Искажающий веру с помощью злого учения становится мерзким и в огонь неугасимый будет ввержен, так же как и слушающий его »[39].

«Каждому притворяющемуся, будто он исповедует православную веру, однако имеющему церковное общение с теми, кто проповедует ереси, то есть с теми, кто причащается и молится вместе с еретиками (каковы сегодня экуменисты), таковому сначала советуйте отдалиться от этого обыкновения иметь общение, и если перестанет, да будет вам как брат, а если останется и начнет ругаться (мы такового обычая не имеем), будем тогда отдаляться от него, и да останется он на милость Господа, и да даст Он ему покаяние »[40].

Святой Никодим Святогорец и великий учитель Церкви нашей говорит нам, что «превыше всего надо хранить непоколебимыми Святые Каноны. Ибо не хранящие их подпадают лютым епитимиям ». Существует ли где-нибудь нововведение о факультативных канонах?

«Это заповедую вам в связи с Канонами, о, епископы среди нас. И если будете держаться их, тогда спасетесь и мир будете иметь. А если не станете слушаться их, будете осуждены и вечную борьбу между собой будете иметь, судом, подобающим непослушанию, будучи осуждены »[41].

В заключение святой Василий Великий категорически осуждает: «Кто молчит во времена неверия, тот виновен в крови согрешающих »[42].

Молю Бога, чтобы мы все следовали примеру Святых, хранили веру такой, какой ее приняли, цельной и без новшеств, даже если надо будет стать гонимыми до смерти, и таким образом дали благий ответ на страшном суде Христовом, Емуже подобает слава, честь и поклонение, со Отцем Его безначальным и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слава Богу за всё!

Перевел с греческого свящ. д-р Киприан-Иоанн Стайку

С румынского перевела Зинаида Пейкова

https://prieteniisfantuluiefrem.ro/wp-content/uploads/2017/10/Studiul-lui-Gheron-Sava-Interpretarea-patristica-a-Canonului-I-II-Constantinopol.pdf


[1] Sfântul Grigorie Palama. Opere [ Свт. Григорий Палама. Творения]. Vol. 2. P. 627.

[2] Ibidem.

[3] Sfântul Ioan Gură de Aur [ Свт. Иоанн Златоуст ] // PG. Vol. 99. Col. 1048.

[4] Sfântul Simeon Noul Teolog. Cuvântul al şaselea [ Св. Симеон Новый Богослов. Слово шестое].

[5] Sfântul Teodor Studitul [ Святой Феодор Студит ] // PG. Vol. 99. Col. 1116A.

[6] Sfântul Nectarie al Eghinei. Despre legătura cu ereticii [ Св. Нектарий Эгинский. О связи с еретиками]. Editura Papangopoulos.

[7] Sfântul Athanasie cel Mare [ Свт. Афанасий Великий ] // PG. Vol. 26. Col. 1188BC.

[8] Preot Gheorghe Florovsky. Sfânta Scriptură. Biserica. Tradiţia [ Свящ. Георгий Флоровский. Священное Писание. Церковь. Предание]. Thesalonic, 1977. P. 71, 75 (на рус. яз. см.: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/bogoslovskie-stati-o-svjashennom-pisanii-vypusk-1/).

[9] Ieromonahul Theodorit Aghioritul. Antidotul [ Иером. Феодорит Святогорец. Антидот]. P. 95.

[10] Sfântul Teodor Studitul [ Св. Феодор Студит ] // PG. Vol. 99. Col. 988A.

[11] Sfântul Vasile cel Mare [ Св. Василий Великий ] // PG. Vol. 30. Col. 680A.

[12] Conform [Согласно] PG. Vol. 160. Col. 105C.

[13] Слова «канон» и «правило» являются тождественными. — Пер.

[14] Dositei al Ierusalimului. Douăspresece cărţi [ Досифей Иерусалимский. Двенадцать книг]. Vol. VI. Cap. 19. Paragraful 8. Editura Rigopoulos, 1982. P. 440.

[15] Иконоборческий собор, состоявшийся в 754 г. в Иерии.— Пер.

[16] Sinaxarul cel Mare [Большой Синаксарь]. Vol. XI. P. 699.

[17] Rallis, Potlis. Colecţia Sfintelor Canoane [ Раллис, Потлис. Коллекция Святых Канонов]. Vol. II. P. 695.

[18] В рум. пер.: остерегаться всякого брата. — Пер.

[19] Sfântul Maxim Mărturisitorul. Despre cele săvârşite [ Св. Максим Исповедник. О совершённом…] // PG. Vol. 90. Col. 144B–145C.

[20] Rallis, Potlis. Colecţia Sfintelor Canoane. Vol. II. P. 14.

[21] Ibidem.

[22] Ibidem.

[23] Pagina 41, comentariul lui Valsamon la capitolul al II-lea al lui Fotie [Страница 41, комментарий Вальсамона на 2-ю главу Фотия] // Pidalion. Editura Rigopoulos.

[24] Pagina 39 în Pidalion.

[25] То есть служащие панихиды. — Пер.

[26] Theodor Andidon. Cuvânt introductive fundamental despre simbolurile şi tainele care se petrec în Dumnezeiasca Liturghie [ Теодор Андидон. Фундаментальное вводное слово о символах и таинствах, происходящих на Божественной Литургии] // PG. Vol. 140. Col. 460–461.

[27] Pagina 399.

[28] Для иллюстрации сошлемся на рукопись доклада, на три вполне разъясняющих места из сочинения Николая Кавасилы «Изъяснение Божественной Литургии », р. 220, 236 и 250 в коллекции ЕРЕ [Elines Pateres tis Ekklisias — Греческие Отцы Церкви], vol. 22.

[29] Ioannis Zizioulas. Euharistia şi Împărăţia lui Dumnezeu [ Иоаннис Зизиулас. Евхаристия и Царство Божие]. P. 100 // Sinaxi. № 51: «Что следует подчеркнуть, так это то, что в то время как священники некой поместной Церкви совершают Евхаристию во имя местного (правящего) епископа, епископ всегда совершает ее во имя своего собственного “примата” », см. на р. 101.

[30] Ibidem. P. 100.

[31] Idem. «Model de Euharistie» [«Образец Евхаристии»]. 2006. P. 81.

[32] Ibidem. P. 83.

[33] См. журнал «Parakatathiki», № 109, год 2016.

[34] Феофилакт Болгарский // PG. Vol. 124. Col. 525A.

[35] В журнале «Episkepsi» за 15.06.1989, в газете «Adevărul bisericesc» [«Церковная истина»] от 16.12.1998 и в газете «Oameni noi» [«Новые люди»] от 26.02.1999.

[36] Sfântul Teodor Studitul. Epistola către Navkratie [ Св. Феодор Студит. Послание к Навкратию] // PG. Vol. 99. Col. 1690.

[37] В: PG. Vol. 96. Col. 353D.

[38] В: PG. Vol. 5. Col. 912.

[39] Ibidem. Col. 657.

[40] В: EPE. Vol. 12. P. 400.

[41] Pidalion. P. 17, 19.

[42] В: PG. Vol. 31. Col. 1257.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: