Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы




Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентами осуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иным организациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (или агентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством [4, 87].

Будучи социальным институтом, государство входит в политическую систему общества. Наряду с определенной территорией, на которую распространяется юрисдикция государства, его признаками являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти, а также право, закрепляющее систему санкционированных им норм. Для управления различными сферами жизни общества государство создает органы, представляющие собой иерархические системы во главе с соответствующими министерствами (например, органы здравоохранения или народного образования).

Помимо министерств, эти системы включают в себя местные органы управления. Объектами управления со стороны государства являются учреждения, действующие в различных сферах жизни общества (например, больницы или учебные заведения). Если они принадлежат государству, то их управление осуществляется непосредственно им, а если общественным организациям или частным лицам, то опосредованно, т. е. через существующее законодательство [10, 39].

Управление социальной сферой осуществляется государством с помощью создаваемых им органов, а также системы законов, в которых находит свое выражение его политика. Осуществлявшаяся первоначально лишь эпизодически, когда общественные или природные катаклизмы требовали принятия экстраординарных мер, направленных на помощь людям, попавшим в беду, социальная политика государства приобрела систематический характер только в XIX в. Именно тогда были заложены основы социального законодательства, а задачу оказания помощи нуждающимся стали возлагать на органы государственного управления, в частности, министерства здравоохранения и внутренних дел. В настоящее время это законодательство представляет собой довольно разветвленную систему, в основе которой лежит Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. [24, 124].

В Преамбуле к Всеобщей декларации прав человека говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Эти права сформулированы в тридцати статьях Декларации, провозглашенной ООН в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все государства. К Всеобщей декларации прав человека примыкает целый ряд международных документов, имеющих более конкретный характер, например, Конвенция ООН о правах ребенка [7, 21].

Статус социального агентства, т. е. принадлежность его к тому или иному сектору, не является для него существенной характеристикой. В одних странах (например, в Англии) он может быть преимущественно государственным, тогда как в других (например, в США) – негосударственным. Что касается России, то социальная работа в ней считается, прежде всего, делом государства, а негосударственные агентства являются скорее исключением, чем правилом.

Социальная работа невозможна без государства, создающего для нее законодательную основу, а также без социальных агентств, которые занимаются ее организацией. Ведущая роль в осуществлении социальной работы принадлежит, однако, не государству и не организациям, занимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальным работникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нуждаются в помощи.

Являясь представителями одной профессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Наличие этих специальностей, т. е. видов занятий в рамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми они имеют дело на практике. В 1991 г. перечень специальностей, имеющих в России официальный статус, пополнился еще пятью. Речь идет о следующих: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и социальный работник. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, эти специальности образуют иерархию, высшее положение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее – социальный работник [23, 131].

Главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Профессиональных работников не так много. В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Классификация субъектов социальной работы выглядит следующим образом:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества; к ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций; во-вторых, различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д. Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др. Сегодня в России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в, частности установление налоговых льгот.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия – «социальный работник». Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям [11, 27].

Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является соединение всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем:

– государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;

– коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;

– «третий сектор», который называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, — «не для прибыли» (not for proft) [7, 23].

К непрофессиональному уровню социальной работы относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной практики в целом. Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. В последние несколько лет в Российской Федерации, как и во многих странах мира, наблюдается рост интереса к добровольчеству на общественном и государственном уровнях.

Потенциал добровольчества и неправительственных организаций все больше востребуется во многих сферах общественной жизни, таких как образование, здравоохранение, спорт, культура, обустройство и развитие территорий, реализация городских целевых программ, защита прав и интересов граждан; в решении проблем детей и молодежи, социально уязвимых групп населения, занятости, урегулировании социальных, национальных и иных конфликтов, при стихийных бедствиях и др. [3, 52].

Добровольчество становится все более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни, проведения общественно полезного досуга. Обозначаются тенденции к развитию корпоративного добровольчества (добровольное участие сотрудников кампаний в решении проблем местных сообществ). В обществе (в основном в организациях некоммерческого сектора) возрастает социальная значимость и признается экономическая эффективность добровольческой деятельности.

Добровольческая деятельность – это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая людьми на общественных (добровольных) началах индивидуально или коллективно на основе свободного и осознанного выбора. В рекомендациях и резолюциях ООН термины «добровольчество», «на добровольных началах» и «добровольческая деятельность» рассматриваются как «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо общества» [26, 30].

В современной России понятие «добровольцы» определено в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», как «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благо получателя, в частности, в интересах благотворительной организации» [6, 35].

Принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества в России, важной задачей является соединение субъектов всех уровней в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей. Однако в настоящее время в России добровольческая деятельность не имеет достойной государственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается в средствах массовой информации, но в последнее время активно создаются и развиваются многочисленные социальные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений.

Переосмысление сущности и фундаментального значения добровольчества в жизни общества в экономически развитых странах мира происходило примерно 20 лет назад. Вклад добровольцев, не только в социальное, но и в экономическое развитие, рассматривается одним из важнейших факторов устойчивого развития общества. Международный опыт показал, что чем раньше в истории любой страны государство начнет инвестировать в развитие общественных ресурсов через поддержку добровольчества, тем быстрей общество сможет раскрыть свой потенциал и тем быстрее страна начнет набирать темпы социально экономических реформ. К числу основных мер по созданию благоприятной среды для добровольчества, рекомендуемых ООН, относятся: формирование государственной политики поддержки добровольчества; создание и функционирование системы добровольческих центров [3, 53].

Импульсом для современного этапа развития добровольческого движения в России послужили демократические преобразования в стране, которые привели к активизации добровольных гражданских инициатив, новым формам самоорганизации граждан и формированию нового для России некоммерческого «третьего» сектора. Экономическая оценка добровольческой деятельности не может сравниться с истинной ценностью вклада, произведенного добровольцами, его измерение служит важнейшим инструментом, позволяющим определить и представить обществу огромную ценность добровольчества.

В настоящее время существуют два основных типа добровольческой деятельности: управляемая и неуправляемая. Как правило, неуправляемая добровольческая деятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр за детьми, оказание мелких услуг, использование каких-либо вещей, взятых у соседей, помощь во время стихийных бедствий, катастроф. Управляемая деятельность добровольцев как правило, осуществляется через некоммерческие, государственные или частные организации, считается более организованной и регулярной [26, 31].

К организованным формам добровольчества можно отнести многообразные виды гражданской активности, направленные на социальные, экологические, экономические, культурные изменения через деятельность добровольцев в неправительственных организациях; органах государственной власти и местного самоуправления (консультации, лоббирование законодательства, общественные советы, реализация совместных проектах, др.); в организациях взаимопомощи, создающихся для решения общих проблем (например, инвалидов, жилищных, одиноких матерей, др.); избирательных кампаниях; в школьной и студенческой жизни, включая общественно-полезный досуг, творческая деятельность молодежи, др.

Во многих странах спонтанное или неуправляемое добровольчество является доминирующей формой проявления добровольческой деятельности. Организованное добровольчество – это спланированный, мобильный и управляемый процесс, осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой основе, а также добровольцами. В основном организованные формы добровольчества существуют в странах с высоко развитой экономикой [3, 54].

В связи с этим, субъектами социальной работы являются те, кто оказывает помощь, поддержку, осуществляет защиту. В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации (благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца; это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров), социальные институты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы. Существующие в настоящее время субъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальной работы, так высокая степень включенности характерна для государственного сектора; средняя – у негосударственного и коммерческого сектора.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: