Предмет и задачи дисциплины




Тема № 1. Введение. Общие закономерности роста и развития детей (2 ч.)

 

План занятия:

1. Предмет и задачи дисциплины. Методы исследования в педиатрии и дошкольной гигиене

2. Краткие сведения из истории педиатрии и дошкольной гигиены

3. Охрана ма­теринства и детства в республике Беларусь

4. Рост и развитие ре­бенка. Основные этапы развития организма

5. Характеристика возрастных периодов:новорожденности,грудного возраста.

6. Характеристика возрастных периодов:преддошкольного и дошкольного возраста.

 

Предмет и задачи дисциплины

 

Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Она охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости.

Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний, вопросам гигиены детей и подростков.

Работникам дошкольных учреждений, имеющим дело, как правило, со здоровыми детьми, важно хорошо знать основные вопросы одного из разделов гигиены детей и подростков – дошкольную гигиену.

Дошкольная гигиена как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности, дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, их гармоническое развитие и правильное воспитание в дошкольном учреждении. Она вооружает работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, содействует нормальному физическому и психическому развитию ребенка, улучшает здоровье детей.

В дошкольной гигиене оценка любого фактора среды определяется тем, какое влияние он оказывает на процессы развития и состояние здоровья детей, так как здоровье, работоспособность и продолжительность жизни взрослого человека в значительной степени определяется его здоровьем в детстве. В этой связи дошкольная гигиена решает ряд проблем социально-гигиенического характера, что отвечает Конституции РБ, в которой определены права граждан на охрану здоровья.

В соответствии с задачами, которые ставятся перед педиатрией и дошкольной гигиеной системой воспитания, предметом их изучения являются:

1) возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста;

2) здоровье и физическое развитие детей;

3) причины заболеваний и травматизма у детей, меры их профилактики, первая помощь при несчастных случаях и травмах;

4) гигиена нервной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения и др.;

5) физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, гигиеническая организация физкультурных занятий, закаливание организма;

6) гигиенические основы питания детей;

7) гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольном учреждении;

8) гигиена среды дошкольных учреждений.

Педиатрия и дошкольная гигиена тесно связаны и в своих исследованиях опираются на опыт и достижения биологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. Возрастная физиология и возрастная морфология человека служат естественнонаучной основой педиатрии и дошкольной гигиены.

Разрабатывая гигиенические мероприятия, предупреждающие заболевания детей, педиатрия и дошкольная гигиена опираются на данные других наук: эпидемиологии, офтальмологии, отоларингологии и пр. Используя эти данные, педиатрия и дошкольная гигиена создают благоприятные условия для развития детей, перенесших острые инфекции, страдающих функциональными отклонениями или хроническими заболеваниями.

В решении ряда гигиенических вопросов планировки, строительства и благоустройства дошкольных учреждений, внешнего и внутреннего их оформления дошкольная гигиена руководствуется основными положениями архитектуры и строительства. Педиатрия и дошкольная гигиена используют методы исследования, которыми пользуются гигиенические и другие науки:

1) методы гигиенического эксперимента,

2) методы санитарного обследования и описания,

3) эпидемиологический метод,

4) физиологические методы,

5) клинические методы,

6) биохимические методы,

7) сравнительный метод,

8) санитарно-статистические методы,

9) метод лабораторного эксперимента.

Применяя метод естественного гигиенического эксперимента, можно изучить влияние как одного, так и целого комплекса исследуемых факторов внешней среды на организм ребенка в конкретной жизненной ситуации и, опираясь на научные данные, в дальнейшем правильно нормировать жизненные условия детей.

В дошкольной гигиене также используются методы санитарного обследования, санитарного описания различных объектов и эпидемиологический метод дляанализа распространения инфекционных заболеваний и дальнейшей разработки профилактических мероприятий.

Изучение реакции детского организма в ответ на исследуемый фактор осуществляется с помощью физиологических, биохимических, клинических и других методик. Применяется и сравнительный метод; при этом изучается либо функция организма здорового и больного ребенка, либо функциональная деятельность организма ребенка в различные возрастные периоды его жизни.

Обработка полученных данных осуществляется методом математической статистики. Санитарно-статистический метод широко применяется педиатрией и дошкольной гигиеной для изучения динамических сдвигов в состоянии здоровья и физического развития детей, а также разработки стандартов.

Метод лабораторного эксперимента используется главным образом для уточнения и дополнения некоторых данных, полученных в естественном гигиеническом эксперименте и клинике.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия, разработанные педиатрией и дошкольной гигиеной, осуществляются через государственную систему медицинского обслуживания.

Особая роль в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим в до­школьных учреждениях. Именно от них зависит здоровый об­раз жизни детей. Для целостного понимания ребенка очень важно широкое, универсальное образование педагога, знание им закономерностей развития здорового ребенка, проявлений у него различных заболеваний, мер их предупреждения. Боль­шая часть болезней не возникает внезапно. Как правило, существуют более или менее длительные переходные состояния от здоровья к болезни, часто проходит много времени, прежде чем заболевающий ребенок попадает к врачу. Поэтому очень важно умение педагогов распознать предболезненное состоя­ние, позаботиться о том, чтобы ребенок получил необходимую консультацию врача и полноценное лечение. Создать благоп­риятные условия для развития ребенка, перенесшего острое заболевание, страдающего функциональным расстройством или хронической болезнью, также невозможно, не понимая основных законов развития болезни и ее лечения.

Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний – осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать. Компетентность педагога в вопросах ох­раны детского здоровья очень важна и в работе с родителя­ми. Организация домашней жизни ребенка нередко зависит от того, насколько убедительно педагог сможет обосновать необходимость тех или иных изменений в режиме дня, пита­нии, воспитательных подходах к ребенку. И особенно акту­альной становится медицинская подготовка педагога в слу­чаях, когда от грамотного вмешательства взрослых зависит детская жизнь – при травмах, несчастных случаях, остро развивающихся болезненных состояниях.

Ребенок проводит в дошкольном учреждении много време­ни, и его здоровье в значительной степени зависит от условий, в которых он находится. Гигиенические нормативы охватыва­ют всю организацию мира ребенка – от планировки и благо­устройства детских учреждений до принципов питания, под­бора игрушек и дидактических материалов, на них опирается организация процессов воспитания и обучения. Однако без знания основ педиатрии и гигиены следование гигиеническим нормативам и требованиям становится обременительным и формальным. Осознанное же отношение, основанное на пони­мании закономерностей развития детского организма, естест­венным образом приводит к рациональному с гигиенической точки зрения поведению педагога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: