Тема № 1. Введение. Общие закономерности роста и развития детей (2 ч.)
План занятия:
1. Предмет и задачи дисциплины. Методы исследования в педиатрии и дошкольной гигиене
2. Краткие сведения из истории педиатрии и дошкольной гигиены
3. Охрана материнства и детства в республике Беларусь
4. Рост и развитие ребенка. Основные этапы развития организма
5. Характеристика возрастных периодов:новорожденности,грудного возраста.
6. Характеристика возрастных периодов:преддошкольного и дошкольного возраста.
Предмет и задачи дисциплины
Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Она охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости.
Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний, вопросам гигиены детей и подростков.
Работникам дошкольных учреждений, имеющим дело, как правило, со здоровыми детьми, важно хорошо знать основные вопросы одного из разделов гигиены детей и подростков – дошкольную гигиену.
Дошкольная гигиена как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности, дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, их гармоническое развитие и правильное воспитание в дошкольном учреждении. Она вооружает работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, содействует нормальному физическому и психическому развитию ребенка, улучшает здоровье детей.
В дошкольной гигиене оценка любого фактора среды определяется тем, какое влияние он оказывает на процессы развития и состояние здоровья детей, так как здоровье, работоспособность и продолжительность жизни взрослого человека в значительной степени определяется его здоровьем в детстве. В этой связи дошкольная гигиена решает ряд проблем социально-гигиенического характера, что отвечает Конституции РБ, в которой определены права граждан на охрану здоровья.
В соответствии с задачами, которые ставятся перед педиатрией и дошкольной гигиеной системой воспитания, предметом их изучения являются:
1) возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста;
2) здоровье и физическое развитие детей;
3) причины заболеваний и травматизма у детей, меры их профилактики, первая помощь при несчастных случаях и травмах;
4) гигиена нервной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения и др.;
5) физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, гигиеническая организация физкультурных занятий, закаливание организма;
6) гигиенические основы питания детей;
7) гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольном учреждении;
8) гигиена среды дошкольных учреждений.
Педиатрия и дошкольная гигиена тесно связаны и в своих исследованиях опираются на опыт и достижения биологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. Возрастная физиология и возрастная морфология человека служат естественнонаучной основой педиатрии и дошкольной гигиены.
Разрабатывая гигиенические мероприятия, предупреждающие заболевания детей, педиатрия и дошкольная гигиена опираются на данные других наук: эпидемиологии, офтальмологии, отоларингологии и пр. Используя эти данные, педиатрия и дошкольная гигиена создают благоприятные условия для развития детей, перенесших острые инфекции, страдающих функциональными отклонениями или хроническими заболеваниями.
В решении ряда гигиенических вопросов планировки, строительства и благоустройства дошкольных учреждений, внешнего и внутреннего их оформления дошкольная гигиена руководствуется основными положениями архитектуры и строительства. Педиатрия и дошкольная гигиена используют методы исследования, которыми пользуются гигиенические и другие науки:
1) методы гигиенического эксперимента,
2) методы санитарного обследования и описания,
3) эпидемиологический метод,
4) физиологические методы,
5) клинические методы,
6) биохимические методы,
7) сравнительный метод,
8) санитарно-статистические методы,
9) метод лабораторного эксперимента.
Применяя метод естественного гигиенического эксперимента, можно изучить влияние как одного, так и целого комплекса исследуемых факторов внешней среды на организм ребенка в конкретной жизненной ситуации и, опираясь на научные данные, в дальнейшем правильно нормировать жизненные условия детей.
В дошкольной гигиене также используются методы санитарного обследования, санитарного описания различных объектов и эпидемиологический метод дляанализа распространения инфекционных заболеваний и дальнейшей разработки профилактических мероприятий.
Изучение реакции детского организма в ответ на исследуемый фактор осуществляется с помощью физиологических, биохимических, клинических и других методик. Применяется и сравнительный метод; при этом изучается либо функция организма здорового и больного ребенка, либо функциональная деятельность организма ребенка в различные возрастные периоды его жизни.
Обработка полученных данных осуществляется методом математической статистики. Санитарно-статистический метод широко применяется педиатрией и дошкольной гигиеной для изучения динамических сдвигов в состоянии здоровья и физического развития детей, а также разработки стандартов.
Метод лабораторного эксперимента используется главным образом для уточнения и дополнения некоторых данных, полученных в естественном гигиеническом эксперименте и клинике.
Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия, разработанные педиатрией и дошкольной гигиеной, осуществляются через государственную систему медицинского обслуживания.
Особая роль в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим в дошкольных учреждениях. Именно от них зависит здоровый образ жизни детей. Для целостного понимания ребенка очень важно широкое, универсальное образование педагога, знание им закономерностей развития здорового ребенка, проявлений у него различных заболеваний, мер их предупреждения. Большая часть болезней не возникает внезапно. Как правило, существуют более или менее длительные переходные состояния от здоровья к болезни, часто проходит много времени, прежде чем заболевающий ребенок попадает к врачу. Поэтому очень важно умение педагогов распознать предболезненное состояние, позаботиться о том, чтобы ребенок получил необходимую консультацию врача и полноценное лечение. Создать благоприятные условия для развития ребенка, перенесшего острое заболевание, страдающего функциональным расстройством или хронической болезнью, также невозможно, не понимая основных законов развития болезни и ее лечения.
Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний – осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать. Компетентность педагога в вопросах охраны детского здоровья очень важна и в работе с родителями. Организация домашней жизни ребенка нередко зависит от того, насколько убедительно педагог сможет обосновать необходимость тех или иных изменений в режиме дня, питании, воспитательных подходах к ребенку. И особенно актуальной становится медицинская подготовка педагога в случаях, когда от грамотного вмешательства взрослых зависит детская жизнь – при травмах, несчастных случаях, остро развивающихся болезненных состояниях.
Ребенок проводит в дошкольном учреждении много времени, и его здоровье в значительной степени зависит от условий, в которых он находится. Гигиенические нормативы охватывают всю организацию мира ребенка – от планировки и благоустройства детских учреждений до принципов питания, подбора игрушек и дидактических материалов, на них опирается организация процессов воспитания и обучения. Однако без знания основ педиатрии и гигиены следование гигиеническим нормативам и требованиям становится обременительным и формальным. Осознанное же отношение, основанное на понимании закономерностей развития детского организма, естественным образом приводит к рациональному с гигиенической точки зрения поведению педагога.