Краткие сведения из истории педиатрии и дошкольной гигиены




 

Педиатрия как самостоятельная медицинская специальность возникла сравнительно недавно. Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в рукописях Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. В книге «О природе ребенка» Гиппократа (ок. 460–377 до н. э.) содержатся сведения о закономерностях правильного и стабильного роста и нормальном развитии детей.

В XV–XVI вв. появляются отдельные книги, посвященные детским болезням, в них были и указания о высокой смертности детей, но отсутствовали практические рекомендации по ее снижению.

В XVII в. благодаря классическим работам английских ученых Глиссона, Си-денхема о рахите, оспе и кори, получившим всемирную известность, педиатрия привлекает внимание врачей. В XVIII в. издаются учебники по педиатрии и делают первые серьёзные шаги в этом направлении.

На огромную детскую смертность в России обратил внимание М.В. Ломоносов. В письме «О размножении и сохранении российского народа» он предлагал ряд мер борьбы со смертностью. В 1721 г. был издан сенатский указ «О строении госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования». Однако воспитательные дома были открыты только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря деятельности И.И. Бецкого. Правда, инфекционные болезни, недостаточное питание приводили к тому, что большинство детей в воспитательных домах погибали.

Передовые ученые того времени С.Г. Зыбелин (1735–1802), Н.М. Максимович-Амбодик (1744–1812) понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеет уход за ним и питание. Они были горячими сторонниками грудного вскармливания, распространяли среди врачей и населения правила гигиены матери и ребенка.

Первая больницадля детей2–15 лет была открыта в Париже в 1802 г. Она стала центром подготовки специалистов по детским болезням в Европе. В 1834 г. открыта детская больница в Петербурге. В 1835 г. в программу обучения врачей в России введен специальный курс детских болезней.

Хотовицкий написал первый русский учебник по детским болезням «Педиятрика» (1847), в котором приведены передовые для того времени данные о профилактике, лечении ряда заболеваний детей, причинах детской смертности, описаны меры борьбы с ней и др. В 1844 г. в Петербурге была открыта первая в мире больница для детей раннего возраста.

В первой половине XIX в. вопросами детского здравоохранения в России занималось Вольно-экономическое общество. Оно изучало детскую заболеваемость и смертность, издавало популярные брошюры. К. Груш написал «Руководство по воспитанию, образованию и охранению здоровья детей» (1843–1848).

Дальнейшее развитие педиатрии связано с созданием в 1865 г. кафедры детских болезней, которую возглавил В.М. Флоринский (1834–1899), в Петербургской медико-хирургической академии. (В Европе первая кафедра педиатрии была создана в 1879 г. в Париже.) Н.И. Быстров (1841–1906) организовал первое в России общество детских врачей в Петербурге (1885). Он подготовил много учеников, основавших другие кафедры педиатрии в стране, которые очень многое сделали в вопросе лечения детей и в снижении в деле высокой смертности детей.

В Московском университете курс детских болезней в 1861 г. начал читать Н.А. Тольский (1830–1891). В 1866 г. им была открыта детская клиника с амбулаторией, в 1873 г. – кафедра детских болезней. Тольский понимал задачи педиатрии и считал, что она должна быть не только наукой о лечении, но и о предупреждении детских болезней.

Основоположником отечественной клинической педиатрии является Н.Ф. Филатов (1847–1902). Он описал неизвестное до того времени острое инфекционное заболевание детского возраста – «скарлатинозную краснуху», ранний признак кори – отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек (симптом Филатова). Его работы «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных заболеваниях детского возраста», «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болезней» оказали большое влияние на развитие педиатрии. В 1887 г. Филатов создал кружок детских врачей в Москве, реорганизованный в 1892 г. в Московское общество детских врачей.

С 1898 по 1908 г. кафедру педиатрии в Военно-медицинской академии возглавлял Н.П. Гундобин (1860–1908). Им написаны книги «Особенности детского возраста», «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста» и др. Гундобин был одним из основателей и активных членов союза борьбы с детской смертностью.

Изучением туберкулеза, ревматизма, малярии у детей, подготовкой педиатрических кадров занимался А.А. Кисель (1859–1938). В своей научной и практической деятельности решающее значение он придавал профилактике заболеваний, был активным поборником оздоровления бытовых условий детей, создания для них правильного режима, питания и других гигиенических норм.

По инициативе передовых русских ученых в Москве, Петербурге, Саратове и других городах возникали общества борьбы с детской смертностью, общества педиатров. В 1911 г. состоялся Первый Всероссийский съезд детских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. В это время началась активная деятельность Г.Н. Сперанского (1873–1968). Он изучал физиологические особенности, диететику и патологию детей раннего возраста, внес вклад в развитие дошкольной гигиены.

В.И. Молчанов (1868–1959) изучал влияние социально-бытовых факторов на этиологию и патогенез заболеваний детского возраста и др. Эти работы имеют большое значение для практического здравоохранения. Им вместе с Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедевым написан учебник «Пропедевтика детских болезней».

Большой вклад в педиатрию внес М.С. Маслов (1885–1961). Ему принадлежат работы по хроническим расстройствам питания и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др. Он продолжал исследования Н. П. Гундобина о возрастных физиологических особенностях ребенка, изучал биохимические показатели у здоровых и больных детей. Масловым написан ряд книг: «Детские болезни», «Клинические лекции по факультетской педиатрии», «Диагноз и прогноз детских заболеваний» и др.

Большой вклад в развитие педиатрии и дошкольной гигиены внесли Ю.Ф. Домбровская (1891–1976), В.А. Леонов (1889–1972), Р.С. Гершенович (1889–1960), О.Д. Соколова-Пономарева (1888–1966), М. Г. Данилевич (1885–1956) и др. Эти ученые воспитали огромное число высококвалифицированных педиатров, создали педиатрическую школу, одно из основных направлений которой – профилактическое.

 

3. Охрана ма­теринства и детства в республике Беларусь

 

Защита материнства и детства – важнейший приоритет белорусского государства. Охрана здоровья матерей и детей в условиях низкой рождаемости в стране имеет особую медико-социальную значимость.

Одними из основных направлений деятельности системы здравоохранения Республики Беларусь являются:

1) государственная поддержка материнства и детства,

2) охрана здоровья матери и ребенка,

3) создание условий для рождения здоровых детей,

4) уменьшение инвалидности с детства,

5) сокращение младенческой, детской и материнской смертности.

Решение задач по охране здоровья матери и ребенка осуществляется в соответствии с законами Республики «О здравоохранении», «О правах ребенка», «Кодексом о браке и семье», и др. нормативными правовыми актами.

Меры, направленные на укрепление здоровья женщин и детей, снижение заболеваемости и смертности, финансирование организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям, определены действующими программами:

Ø Президентской программой «Дети Беларуси» на 2006–2010 годы,

Ø Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы,

Ø Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы;

Ø Государственной программой развития здравоохранения на 2006–2010 годы и др.

Ø Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

И по истечению сроков программы будут перезаключаться следующие годы.

Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности. В 2008 году показатель младенческой смертности снизился до 4,5 на 1000 родившихся живыми (с учетом родившихся с массой тела 500–1000 г.) против 9,3 в 2000 году, и является одним из самых низких среди стран СНГ.

Важным показателем детского здоровья является уровень смертности детей в возрасте до 5 лет. Он считается одним из основных показателей благосостояния общества, так как отражает не только влияние биологических факторов риска на смертность детей, но и уровень их социального благополучия.

Поступательному снижению младенческой и детской смертности способствовали:

1) мероприятия по оптимизации медицинской помощи, доступность и бесплатное оказание всех видов медицинской помощи матерям и детям, в том числе специализированной и высококвалифицированной;

2) повышение качества оказания медицинской помощи женскому и детскому населению;

3) совершенствование ранней диагностики наследственных и врожденных заболеваний, внедрение в практику современных технологий неонатального ухода;

4) разработка и внедрение протоколов оказания медицинской помощи;

5) мероприятия по профилактике заболеваний;

6) реорганизация деятельности родовспомогательных учреждений республики по принципу разноуровневых перинатальных центров;

7) укрепление научной, правовой, организационно-методической, информа-ционной и материально-технической базы;

8) реконструкция и переоснащение родильных домов, родильных отделений, детских больниц; устойчивое финансирование организаций здравоохранения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и медицинское наблюдение за новорожденными.

Уровень материнской смертности за последние восемь лет сократился почти в 9 раз и составил в 2008 году 2,8 случая на 100 тысяч детей, рожденных живыми (против 21,0 в 2000 году).

Система профилактических мероприятий по охране репродуктивного здоровья включает:

· предупреждение нежелательных беременностей;

· снижение числа абортов, а также заболеваемости по причине аборта;

· проведение профилактических мероприятий среди различных возрастных групп населения по формированию стереотипов поведения, безопасных для здоровья и жизни;

· консультирование по вопросам репродуктивного здоровья;

· планирование семьи;

· подготовку женщины и ее семьи к беременности и родам, пренатальную охрану плода, в том числе предупреждение и лечение внутриутробных инфекций;

· профилактика ВИЧ-инфекции.

Особое внимание уделяется охране репродуктивного здоровья подростков: созданию новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни, ранней диагностике заболеваний репродуктивной системы у детей и подростков. Медицинскими работниками центров здоровья подростков (молодежи) проводятся консультации, включая такие вопросы, как соматическое здоровье подростков, профориентация, репродуктивное здоровье (физиология, патология, безопасное материнство; сексуальное поведение; подростковая беременность), психологические, социальные проблемы, здоровый образ жизни.

Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Право на охрану здоровья закреплено Кодексом Республики Беларусь «О браке и семье», в 184 статье которого сказано: «Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях. Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие. Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном, духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить к самостоятельной жизни. Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения».

Согласно Закону Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право:

1) на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается: предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;

2) предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

3) доступностью лекарственных средств;

4) осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения.

В республике сохранена в полном объеме система диспансеризации детского населения с обязательным ежегодным осмотром каждого ребенка участковым педиатром и проведением комплексных медицинских осмотров в критических возрастах.

В нашей республике всем детям предоставляется бесплатная медицинская помощь, включающая профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. При амбулаторном лечении дети в возрасте до 3 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно согласно статье 43 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении».

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 271 от 1 марта 2007 года «О бесплатном обеспечении продуктами питания детей первых двух лет жизни» расширен контингент семей, имеющих право на бесплатное питание.

Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) имеют несовершеннолет-ние дети по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) сроком до одного месяца имеют несовершеннолетние дети, проживающие на территории радиоактивного загрязнения.

Кроме того, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 года №1650 утвержден перечень заболеваний, дающих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врача в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием. В соответствии с указанным перечнем предусмотрено бесплатное получение лекарственных препаратов для лечения детей, больных туберкулёзом, системными поражениями соединительной ткани, онкологическими и гематологическими заболеваниями, сахарным диабетом, эпилепсией и рядом других тяжёлых заболеваний.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 мая 2000 г. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» деятельность органов и учреждений государственного санитарного надзора направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущение возникновения и распространения заболеваний. В целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков органами и учреждениями государственного санитарного надзора осуществляются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, снижение вероятных факторов риска здоровья детей, связанных с условиями обучения, воспитания, питания, организацией физического воспитания и досуга; проводится гигиеническое обучение и воспитание детей и их родителей.

Родильные дома работают по системе совместного пребывания матери и ребенка, широко поддерживаются принципы грудного вскармливания. Всё чаще в охране репродуктивного здоровья учитывается гендерный аспект – от совместной подготовке будущих родителей к родам до партнерства в родах.

В республике введено поощрительное пособие для беременных женщин, ставших на учет в женскую консультацию до 12 недель беременности и выполняющих в полном объеме рекомендации врачей. В результате значительно увеличивается удельный вес женщин, ставших на учет в ранние сроки беременности. Во всех женских консультациях проводится ультразвуковая дородовая диагностика врожденных пороков плода. Это позволяет выявлять патологию, проводить профилактику осложнений состояния плода.

Состояние здоровья детей и подростков – индикатор состояния общества в целом. С 2000 по 2004 год продолжался рост детской заболеваемости – на 12,9% за этот период. Однако с 2004 регистрируется стабилизация показателя – детская заболеваемость сохранялась на прежнем уровне. В 2009 г. некоторый рост общей детской заболеваемости – на 7% – произошел исключительно за счет роста заболеваемости ОРИ. Практически по всем остальным классам болезней зарегистрировано снижение детской заболеваемости.

До 2007 года производился статистический учет показателей состояния детей 0-14 лет включительно. Динамика групп здоровья детей с 2000 по 2004 год: I группа здоровья уменьшилась на 9,5%, II – возросла на 2,5%, III–IV – возросли на 13,6%.

По итогам профилактических осмотров в 2009 году распределение детского населения 0–17 лет по группам здоровья также стабильно: 15,2% детей имеют I группу здоровья, 58,1% – II, 13,8% – III, 1,4% – IV группу здоровья.

По итогам профилактических осмотров детского населения 0–17 лет 2009 года 13,8% детей страдают хроническими заболеваниями, 1,4% являются инвалидами.

Таким образом, здоровье подростков продолжает ухудшаться: сохраняется ежегодный рост заболеваемости, в том числе хронической. В республике сохранена в полном объеме система диспансеризации детского населения с обязательным ежегодным осмотром каждого ребенка участковым педиатром и проведением комплексных медицинских осмотров в критических возрастах. В нашей республике всем детям предоставляется бесплатная медицинская помощь, включающая профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.

Основные положения охраны материнства и детства по ВОЗ:

Ø свобода выбора кормления;

Ø использование партнерства в родах;

Ø обязательный контакт ребенка с матерью сразу после родов;

Ø обязательное совместное пребывание;

Ø режим питания свободный, по требованию ребенка;

Ø обязательное ночное кормление.

 

4. Рост и развитие ре­бенка. Основные этапы развития организма

 

Индивидуальное развитие организма от момента оплодотворе­ния яйцеклетки до окончания жизни называется онтогенезом. В генотипе оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) закодирована инфор­мация не только обо всех свойствах и признаках будущего организма, но и потенциальная возможность реализовать весь жизненный цикл индивидуального развития, т.е. повторить те периоды развития, которые были представлены у родительских поколений. Следователь­но, начало роста и развития зиготы определяется внутренним (эндо­генным) фактором, но по мере обеднения цитоплазмы пластически­ми и энергетическими резервами все большее значение приобретают внешние (экзогенные) факторы среды.

Рост – это увеличение массы и линейных размеров организма, равно как составляющих его органов, происходящее за счет увели­чения числа и массы клеток, неклеточных образований, в результа­те преобладания анаболизма над процессами катаболизма. Каждый организм имеет генетически предопределенный потенциал роста, но его реализация зависит от того, насколько благоприятствует этому внешняя среда. На рост человека критическое влияние оказывает эндокрин­ная система, особенно гормон роста (соматотропин) и производ­ные щитовидной железы, при недостатке продуцируемою перед­ней долей гипофиза гормона роста развивается карликовость, а при избытке – гигантизм; снижение продукции тиреотропных гормонов приводит к замедлению роста.

Разви­тие рассматривается как целенаправленный, непрерывно протекаю­щий биологический процесс, в результате которого клетки, ткани, органы, системы органов и организм в целом приобретают новые качественные признаки. Рост и развитие определены внутренними причинами (генотипом) и внешними воздействиями.

Влияние средовых факторов проявляется уже на самых ранних стадиях внутриутробного развития. Даже незначительное обеднение крови матери питательными веществами, кислородом приводит к адаптивным реакциям плода, выражающимся в интенсификации двигательной активности, темпа роста и нарастании плаценты.

Детский организм отличается от организма взрослого человека, прежде всего, быстрым ростом и развитием. Период жизни ребенка с момента рождения до семи лет имеет свои специфические черты.

Первая – это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и систем. К моменту рождения ребенка они еще пол­ностью не сформированы; их развитие продолжается во всех периодах детства; темп его тем выше, чем моложе ребенок. За первый год жизни ребенок утраивает массу тела, выраста­ет на 25 см, начинает ходить. Происходит созревание голов­ного мозга, очень интенсивно идет и психическое развитие ребенка. На втором и третьем году жизни темп развития за­медляется незначительно, прибавка роста составляет 8–10 см, веса – 4–6 кг за год. Дошкольный возраст отличается более медленным темпом роста ребенка, однако гораздо более ин­тенсивным, чем в старшие возрастные периоды.

Быстрый темп развития определяет и высокую подвержен­ность детей болезням – чем моложе ребенок, тем легче он заболевает. В то же время такая особенность несет в себе и высокие восстановительные возможности. При своевремен­ном выявлении отклонений в состоянии здоровья и проведе­нии соответствующих лечебных и корректирующих меро­приятий эти отклонения могут быть устранены. У детей первых трех лет жизни при ранней диагностике и правиль­ном лечении не формируются хронические заболевания, ес­ли они не обусловлены генетическими факторами. Путем целеналравленных лечебных и воспитательных воздействий можно предупредить и отставание в физическом и нервно-пси­хическом развитии, если оно достаточно рано выявлено.

Вторая специфическая черта – взаимозависимость раз­вития ребенка и состояния его здоровья. Созревание и разви­тие организма ребенка требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира. Чем лучше выражена познаватель­ная и двигательная активность ребенка, тем больше необхо­димой для развития стимуляции получает его нервная систе­ма, тем более полноценно осуществляет она регуляцию всеми функциями организма. В свою очередь различные наруше­ния в состоянии здоровья сказываются на активности ребен­ка и, закономерным образом, на уровне его нервно-психиче­ского развития, особенно в возрасте до полутора лет.

Третья черта – наличие сензитивных (особо чувствитель­ных к тому или иному воздействию) периодов развития. В те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных систем организма, соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды имеет осо­бенно большое значение. Недостаток педагогического воздей­ствия на ребенка в эти периоды может привести к задержке развития определенных функций, как физических, так и пси­хических. Например, недостаточные условия для двигатель­ной активности (ограничение подвижности, отсутствие стиму­лов для совершения крупных и мелких движений) тормозят развитие опорно-двигательного аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференци­рованных движений. Если упускается время нормальной ис­следовательской активности, связанной с развитием интеллек­та, возникает ретардация (задержка) психического развития, искажающая дальнейшее развитие личности. Особенно это угрожает детям, имеющим неблагоприятную наследственную предрасположенность.

Таблица 1 – Периоды жизни человека

Период Возраст
Эмбриональный   0–8 нед
Переходный 8–16 нед
Плодный 4–10 мес.
Новорожденный 1– 28 дней после рождения
Грудной возраст 10 дней – 1 год
Раннее детство 1–3 года
Первое детство 4–7 лет
Второе детство 8–12 лет (мальчики) 8–11 лет (девочки)
Подростковый возраст 13–16 лет (мальчики) 12–15 лет (девочки)
Юношеский возраст 17–21 лет (юноши) 16–20 лет (девушки)
Зрелый возраст, 1 период 22–35 лет (мужчины) 21–35 лет (женщины)
Зрелый возраст, 2 период 36–60 лет (мужчины) 36–55 лет (женщины)
Пожилой возраст 61–74 лет (мужчины) 56–74 лет (женщины)
Старческий возраст 75–90 лет
Долгожители 90 лет и старше

 

Четвертая специфическая черта детского развития – роль взрослого в обеспечении здоровья и развития ребенка. Взрос­лый создает условия, необходимые для двигательного, эмо­ционального и умственного развития ребенка, осуществляет гигиенический уход за ним, организацию режима и питания. С первых месяцев взрос­лым следует создавать ребенку такие условия жизни и использовать такие воспитательные воздействия, которые обес­печивали бы его положительное эмоциональное состояние и полноценное физическое и психическое развитие.

Развитие представляет собой непрерывный процесс, одна­ко каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы – возрастные периоды. Каждому периоду свой­ственны определенные анатомо-физиологические особеннос­ти, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по спе­цифической и неспецифической профилактике наиболее час­то встречающихся заболеваний.

В индивидуальном развитии организма различают два основ­ных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). В последнем, в свою очередь, выделяют три фазы: роста, зрелости и старости. Зре­лость отличается полным развитием систем организма, а старость является инволюционным процессом и характеризуется уменьше­нием размеров тела, постепенным ослаблением физиологических функций, затуханием жизненных процессов.

Принято выделять ясель­ные и дошкольные группы по следующим возрастам:

Таблица 2 – Группы детей в ДДУ по возрастам

 

Группы Возраст
Ясельные младшая (первая группа раннего возраста) от 2 мес. до 1года
средняя (вторая группа раннего возраста) от 1 года до 2 лет
старшая (первая младшая) от 2 до 3 лет
Дошкольные младшая (вторая младшая) от 3 до 4 лет
средняя от 4 до 5 лет
старшая от 5 до 6 лет
подготовительная к школе от 6 до 7 лет

 

Смена одного периода последующим обозначается как пере­ломный этап индивидуального развития или критический период.

В связи со школьным обучением выделяют

преддошколный возраст до 3 лет

дошкольный возраст до 6–7 лет,

младший школьный (до 9–10 лет),

средний (до 13–14 лет),

старший школьный возраст (до 15–18 лет).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: