Как устроен корпус корабля




 

 

Представление о геометрической форме корпуса судна можно получить, изобразив его в трех проекциях соответственно трем основным взаимно-перпендикулярным плоскостям. А — Профиль корпуса в диаметральной плоскости. Б — Проекция корпуса в плоскости миделъшпангоута. На левой половине чертежа — носовая часть корпуса, а на правой — кормовая. В— Плоскость ватерлинии как бы делит корпус судна на две части — подводную и надводную. Геометрия подводной части имеет огромное значение для ходовых качеств судна. Изображение корпуса во всех трех плоскостях совместно образует теоретический чертеж судна.

Перед нами корпус современного судна. Мысленно разрежем его вдоль вертикальной секущей плоскостью точно посередине. Она называется диаметральной плоскостью корабля. На ней мы увидим корабль «в профиль»: очертания носовой и кормовой части, линии днища и чуть-чуть «кривой» палубы — она слегка вогнута в середине и очень полого поднимается к носу и корме, чтобы при волнении ее меньше заливало (рис. 9).

Теперь разрежем корпус — тоже точно посередине — поперечной плоскостью. Она называется плоскостью мидель-шпангоута (среднего шпангоута в наборе судна). И на получившейся картине появятся очертания вертикальных или наклонных бортов, плоского или «килеватого» (симметрично-криволинейного) днища. Мы увидим, как сливаются линии бортов и днища и образуется та часть поперечного профиля судна, которая образно названа «скулой».

И, наконец, разрежем корпус горизонтальной плоскостью как раз в том селении, которое совпадает с нормальным уровнем его осадки в воде. Получится плоскость ватерлинии. На ней отразится форма судна по линии его осадки — ватерлинии.

Эти три главные секущие плоскости помогают нам в общем виде познакомиться с формой корпуса судна.

Теперь посмотрим на скелет корабля. Вот все уменьшающиеся к носу и корме шпангоуты. Они стянуты бимсами, которые расположились даже не в один, а в два, три или больше ярусов. С боков к шпангоутам прикреплены стрингера — продольные связи.

Получившийся набор обшивают снаружи водонепроницаемой оболочкой — обшивкой. Так возникают знакомые контуры корпуса судна.

После спуска судна на воду самые разнообразные силы начинают как бы испытывать прочность его конструкции. Вот, например, центральная часть судна попала на гребень волны, а нос и корма «повисли» над ее впадинами — возникает грозная опасность поломки корпуса.

Изображение основных частей набора корпуса всякого судна—его скелет: 1—шпангоуты; 2—бимсы; 3—стрингера; 4—киль.

К прочности судна предъявляются высокие требования. Набор судна, его обшивка, различные дополнительные узлы корпуса — вся конструкция целиком должна обладать необходимой жесткостью. Поэтому на больших судах шпангоуты, бимсы, стрингера изготавливают из стальных балок, а затем обшивают их листовой сталью. Над килем обычно настилают водонепроницаемое второе дно. На бимсах располагают палубы, их может быть несколько. Верхняя палуба также делается водонепроницаемой. На пассажирских судах над ней обычно располагают еще палубы — прогулочную, шлюпочную и т. п.

Многие современные суда собираются на конвейере из крупных блоков. Каждый блок — уже полностью собранная часть корпуса будущего судна.

Вдоль и поперек корпус пересекают огромные перегородки — переборки, которые делят судно на отсеки. Водонепроницаемые переборки защищают судно от распространения воды в случае проникновения ее в один из отсеков.

В отсеках и на палубах располагаются все основные помещения — машинное отделение, трюмы, топливные цистерны, каюты пассажиров, помещения команды и т. д. Даже пространство между днищем и вторым дном не остается на судах без использования. Здесь хранят жидкое топливо, пресную воду (см. цв. рис.).

Турбоэлектроход: 1—спасательные шлюпки на шлюпбалках; 2—грузовые стрелы, с помощью которых загружают и разгружают судно; 3—грот-мачта; 4—гафель, на который поднимается государственный флаг во время плавания; 5—радиоантенна; 6—антенна радиопеленгатора; 7—сигнальные фалы, на которые поднимаются сигнальные флаги; 8—фок-мачта; 9—марсовая площадка с прожектором; 10—вентиляторы; 11—брашпиль — электрическая машина с горизонтальным валом для поднятия якоря; 12—помещение для укладки якорной цепи; 13—фальшборт; 14—форштевень; 15—солярий и открытый плавательный бассейн; 16—верхняя детская площадка; 17—спортивная площадка; 18—верхний командный мостик; 19—главный компас; 20—ходовая командная рубка; 21—штурманская рубка; 22—каюта капитана; 23—радиорубка; 24—комнаты отдыха; 25—детская комната; 26—каюты командного состава; 27— салон-веранда; 28—библиотека и читальный зал; 29—музыкальный салон; 30—курительный салон; 31—душевые помещения; 32—пассажирские каюты; 33—камбуз — судовая кухня; 34—хлебопекарня; 35— судовой лазарет; 36—ресторан; 37—ванные; 38—жилые помещения команды; 39—столовая; 40—климатическая станция для кондиционирования воздуха; 41—порт — боковой люк для входа пассажиров и приема грузов и автомашин; 42—помещения для автомашин; 43—корабельная кладовая для хранения красок, брезентов, канатов, блоков и мастерская плотников; 44—отделение рулевой машины; 45—грузовые трюмы; 46 — механическая мастерская; 47— вспомогательный мотор-генератор; 48—судовая прачечная; 49—почтово-телеграфная контора; 50—электродвигатель, вращающий гребной винт; 51—холодильник для скоропортящихся грузов; 52—турбогенераторное отделение, внизу—конденсатор; 53—котельное отделение; 34—танки для жидкого топлива, пресной воды и масел, размещенные в междудонном пространстве; 53—отсек для лага и эхолота; 56—носовая цистерна для водяного балласта — форпик; 57—кормовая цистерна для водяного балласта — ахтерпик; 58—перо руля; 59—гребной винт; 60—наружное днище; 61— внутреннее дно.

 

Рангоут

 

 

На парусных судах мачты служат носителями движителя — парусов. Казалось бы, что на судах с механическими двигателями они ни к чему. Но это не так: они остались на современных судах. Мачты здесь служат для того, чтобы поднимать флажные и световые сигналы, т. е. для видимой связи между судами или между судном и берегом. Кроме того, к ним крепятся стрелы подъемных кранов, которыми поднимают грузы, антенны многочисленных радиолокационных, радионавигационных и связных установок.

На крупном современном судне с механическим двигателем две мачты: передняя — фок-мачта и задняя — грот-мачта. А на больших парусниках бывает три и более мачт. Когда есть три мачты, то они называются так: передняя — фок-мачта, вторая от носа — грот-мачта, задняя — бизань-мачта. Если мачт четыре или больше, названия передней и задней остаются те же, а все промежуточные — грот-мачты. Их различают только но месту расположения: первая грот-мачта, вторая, третья и т. д.

Верхний конец мачты — топ. На мачте есть площадка, пристроенная к нижней части ее топа — марс. На парусных судах с марса управляют некоторыми парусами. Кроме того, он служит площадкой для наблюдателей.

Трехмачтовое парусное судно: 1 — утлегарь; 2 — бушприт; 3 — мартин-гик; 4 — фок-мачта; 5 — фор-стеньга; 6 — фор-брам-стеньга; 7 — грот-мачта; 8— грот-стеньга; 9—грот-брам-стеньга; 10— бизань-мачта; 11 — крюйс-стеньга; 12 — крюйс-брам-стеньга; 13 — фока-рей; 14 — фор-марса-рей; 15 — фор-брам-рей; 16 — фор-бом-брам-рей; 17 — фор-трисель-гафель; 18—грота-рей; 19 —грот-марса-рей; 20—грот-брам-рей; 21—грот-бом-брам-рей; 22 — грот-трисель-гафель; 23 — бегин-рей; 24—крюйсель-рей; 25—крюйс-брам-рей; 26— крюйс-бом-брам-рей; 27 — бизань-гафель; 28 — бом-кливер; 29 — кливер; 30 — фок; 31 — фор-марсель; 32 — фор-брамсель; 33— фор-б ом-брамсель; 34 — фор-трисель; 35 — грот; 36 —грот-марсель; 37 — грот-брамсель; 38 — грот-бом-брамсель; 39—грот-трисель; 40 — крюйсель; 41 — крюйс-брамсель; 42 — крюйс-бом-брамсель; 43 — бизань; 44 — фор-брам-штаг; 45 — фор-стень-штаг; 46 — фока-штаг; 4 7 — грот-брам-штаг; 48 — грот-стень-штаг; 49 — грота-штаг; 50 — бизань-штаг; 51— фор-бом-брам-брас; 52 — грот-бом-брам-брас; 53— крюйс-бом-брам-брас; 54— фор-марс-брас; 55 — кливер-шкоты; 56 — фордуны; 57 — ванты; 58 — стень-ванты.

Чтобы надежно нести паруса и всевозможные снасти, мачты должны были быть достаточно прочными. А высота их очень велика. Так, высота мачты крупного океанского парусника 35-37 м — выше современного десятиэтажного дома. У самой палубы такую громаду едва могли бы обхватить, взявшись за руки, два взрослых человека.

Эти мачты делались как бы составными. К собственно мачте высотой около 30 м добавляли довольно длинное продолжение — стеньгу. Затем к топу стеньги — еще одну — брам-стеньгу. Бывало, что к топу брам-стеньги добавляли еще и бом-брам-стеньгу. Длина стеньги — несколько метров. На четырехмачтовой шхуне общая длина мачты и стеньг достигала 45 м.

На каждой мачте крупного парусника обычно бывает несколько реев. Это большие горизонтально висящие брусья, привязанные к мачте своей серединой. К ним крепят полотнища прямых четырехугольных парусов.

Реи на каждой мачте называются по ее имени, а между собой различаются по месту, которое занимают. А для реев бизань-мачты вместо ее названия добавляются другие: нижний — бегин-рей, следующий — крюйс-марса-рей (нижний и верхний), третий — крюйс-брам-рей (нижний и верхний) и т. д.

Бывает, что и у реев по бокам есть свои «помощники» — тонкие брусья — лисель-спирты. Они служат для растягивания на них дополнительных прямых парусов — лиселей.

Кроме реев или вместо них, на мачтах могут быть и гафели. Это тоже большие брусья крупного сечения. Но они связаны с мачтой одним концом и висят под углом к ней. На гафели крепятся косые четырехугольные паруса. Внизу гафелям помогают гики — горизонтальные брусья. По ним растягивают нижнюю кромку паруса.

Над носом наклонно (или горизонтально) нависает еще одно приспособление — бушприт. На снастях, протянутых между фок-мачтой и бушпритом, ставятся треугольные паруса. Как и у мачты, у бушприта бывают одна или две продолжающих его приставки— утлегарь и бом- утлегарь. А там, где кончается собственно бушприт, для крепления снастей отходит вертикально вниз короткий брус — мартин-гик.

Мачты со стеньгами, реи с лисель-спиртами, гафели с гиками, бушприт с его продолжениями — все это главные носители парусов или сигналов связи. Все они вместе составляют рангоут корабля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: