При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи.
Особенностями дошкольных учреждений являются,
во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного утомления ребенка;
во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции.
Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого.
У человека существует специальная функциональная система, состоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Эта же система осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека.
Адаптация создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров и его физиологические системы работают в оптимальном режиме, то его состояние определяется как физиологическая адаптация.
Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек поднимается в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение) – заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Такое состояние обозначается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при социальной адаптации имеет функциональная выносливость центральной нервной системы. Если при напряженной адаптации не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, т.е. к реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.
|
При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах – возникает патологическая адаптация. Болезнь – типичное проявление патологической адаптации.
Рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма – кровообращения, дыхания, пищеварения, невозможной без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.
Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ребенка. Неблагополучная беременность, повреждения при родах, заболевания в первые месяцы жизни снижают адаптационные возможности ребенка.
|
После рождения у ребенка формируются стереотипы поведения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. По данным Н.М. Аксариной, в течение первого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, на способ вскармливания, на микроклимат. С шести до девяти месяцев жизни присоединяются реакции на способы подхода к ребенку, т.е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование, и др. В возрасте девяти-десяти месяцев (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция – привязанность к взрослому, удовлетворяющему потребности ребенка. С возрастом у ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но опять же с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе формирования привязанностей, которые имеют колоссальное значение для дальнейшей жизни человека. Поступление ребенка в детское учреждение требует переделки сформировавшихся стереотипов. Для него меняются все основные условия среды: изменяется материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.) приспособление к пребыванию в детском учреждении представляет значительные трудности, особенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.
Изменения среды приводят к перенапряжению адаптационной системы ребенка, вызывая изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (ухудшается сон, аппетит, ребенок отказывается играть с другими детьми и др.), возникают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче и др.), в иммунной системе – снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию в этот период.
Комплексное рассмотрение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации (Р. В. Тонкова-Ямпольская, 1980).