Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения




 

При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи.

Особенностями дошкольных учреждений являются,

во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность пере­крестного инфицирования и более сильного утомления ре­бенка;

во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции.

Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптацион­ного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблаго­приятное влияние на состояние здоровья ребенка. Термин «адаптация» означает приспособление. Это уни­версальное явление, характерное для всего живого.

У человека существует специальная функциональная система, со­стоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществ­лении приспособительных реакций, сопровождающихся оп­ределенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Эта же система осуществляет и социальную адаптацию, вовлекаю­щую все сложные поведенческие акты человека.

Адаптация создает условия для наиболее оптимального су­ществования организма. Если человек здоров и его физиоло­гические системы работают в оптимальном режиме, то его состояние определяется как физиологическая адаптация.

Но вот возникает необходимость какого-то изменения (чело­век поднимается в гору, у него учащенное дыхание и сердце­биение) – заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций тре­бует усиления функции, напряжения. Такое состояние обо­значается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряже­ние психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее зна­чение при социальной адаптации имеет функциональная вы­носливость центральной нервной системы. Если при напряженной адаптации не превышаются воз­можности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиоло­гической адаптации, т.е. к реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптаци­онных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах – возникает патоло­гическая адаптация. Болезнь – типичное проявление патологической адаптации.

Рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятель­ности всех основных систем организма – кровообращения, дыхания, пищеварения, невозможной без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.

Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ре­бенка. Неблагополучная беременность, повреждения при ро­дах, заболевания в первые месяцы жизни снижают адапта­ционные возможности ребенка.

После рождения у ребенка формируются стереотипы пове­дения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. По данным Н.М. Аксариной, в течение пер­вого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, на способ вскармливания, на микроклимат. С шести до девяти месяцев жизни присоединяются реакции на спосо­бы подхода к ребенку, т.е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование, и др. В возрасте девяти-десяти месяцев (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция – привязанность к взрослому, удовлетворяющему потребности ребенка. С воз­растом у ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но опять же с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе форми­рования привязанностей, которые имеют колоссальное зна­чение для дальнейшей жизни человека. Поступление ребенка в детское учреждение требует переделки сформировавшихся стереотипов. Для него меняются все основные условия сре­ды: изменяется материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с но­выми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особеннос­тями высшей нервной деятельности детей (малая подвиж­ность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.) приспособление к пребыванию в дет­ском учреждении представляет значительные трудности, осо­бенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.

Изменения среды приводят к перенапряжению адаптаци­онной системы ребенка, вызывая изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (ухудшается сон, аппетит, ребенок отказывается играть с другими детьми и др.), воз­никают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотно­шение количества адреналина и норадреналина в моче и др.), в иммунной системе – снижаются защитные силы организ­ма, что может способствовать заболеванию в этот период.

Комплексное рассмотрение всех проявлений адаптации по­зволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики тя­желой адаптации (Р. В. Тонкова-Ямпольская, 1980).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: