Рациональная и заблаговременная подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, которая сводит к минимуму риск развития тяжелой адаптации, включает следующие мероприятия.
1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка. Для этого необходимо перед оформлением в детское учреждение провести углубленный осмотр ребенка всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервно-психического развития, проведением лабораторных исследований (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и корректирующие мероприятия.
2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными болезнями. Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Поэтому направлять ребенка в детское учреждение можно не раньше, чем через 2–3 недели после проведения последней прививки.
3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к режиму и питанию дошкольного учреждения. Это позволит заблаговременно, в привычной домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы, в результате адаптационная нагрузка при поступлении в детское учреждение уменьшится. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до поступления, а лучше значительно раньше.
4. Разъяснительная работа с родителями. Необходимо объяснить родителям важность предстоящего изменения в жизни ребенка, ознакомить их с педагогическими подходами, используемыми в детском учреждении, дать рекомендации по изменению неправильных подходов в семейном воспитании, если таковые имеются, по отучению ребенка от привычек, которые не могут осуществляться в детском учреждении (кормление из бутылочки после года, сосание пустышки, укачивание и др.). Следует также объяснять родителям нежелательность оформления в дошкольное учреждение ребенка до двух, а в некоторых случаях до трех лет, так как в этом возрасте у ребенка особенно высока потребность в постоянных контактах с близкими взрослыми, к которым он привязан. Возраст с 6 мес. до 1,5 лет крайне нежелателен для радикальных изменений в жизни ребенка и его окружении.
Привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным: в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3–4 часа до обеда или после сна дома, при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку «отдохнуть» от посещений детского учреждения в течение 2–3 дней, в течение 2–3 недель сохранять все имеющиеся у малыша привычки. Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, позволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.
Во время адаптационного периода рекомендуется завести на каждого ребенка лист адаптации, в котором отмечаются особенности его состояния и поведения. При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного выздоровления. Профилактические прививки в период адаптации не проводятся.
Правильная подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и «мягкое» ведение адаптационного периода позволяет им достаточно легко, без существенных издержек для физического и нервно-психического здоровья, приспособиться к новым условиям. Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адаптации значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии личности.
Переход из домашних условий в условия дошкольного учреждения для многих детей достаточно труден, так как при этом часто происходит ломка уже установившегося стереотипа. Чтобы дети быстрее могли привыкнуть к новым условиям, воспитателям, медицинским сестрам заранее следует ознакомиться с домашним режимом каждого вновь поступившего ребенка и первые дни пребывания его в дошкольном учреждении придерживаться привычной для него продолжительности сна, частоты приемов пищи и пр., постепенно переводя на режим детского учреждения.