Весь период привыкания можно разбить на три этапа




Острый период, или период дезадаптации, – более или ме­нее ярко выраженное рассогласование между привычными пове­денческими стереотипами и требованиями новой социальной мик­росреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.

Подострый период, или собственно адаптация, – ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается вы­раженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивает­ся уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адап­тационных процессов.

Период компенсации, или адаптированности к новым усло­виям, – все перечисленные показатели нормализуются, т.е. до­стигают исходного уровня, а иногда и превышают его.

По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в пове­дении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппе­тита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7–10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировоч­ная и речевая активность и взаимоотношения с детьми норма­лизуются через 15–20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает. Легкая адаптация наблюдается в основном у детей моложе 8–9 месяцев или старше 1,5 лет, с благополучным анамнезом и хоро­шим исходным состоянием здоровья.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше 20–30 дней. Период угнетения интереса к окружающему в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20–40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в тече­ние одного месяца; значительная задержка двигательной ак­тивности, ее восстановление происходит после 30–35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчет­ливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, кото­рое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и теку­щей без осложнений. Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или при плохо организованной оздоровительно-вос­питательной работе в детском учреждении.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной дли­тельностью (2–6 месяцев и больше) и тяжестью про­явлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом вариан­те ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоро­выми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показа­телях физического и нервно-психического развития. Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до 1,5 лет жизни, имеющих неблагоприятное состояние здо­ровья до поступления в детское учреждение.

Иногда развивается второй вариант тяжелой адапта­ции детей, проявляющийся длительным и выраженным не­адекватным поведением, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше, чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30–40 мин); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровож­даются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уеди­нению или агрессивен. Отношение к взрослым избиратель­ное. Эмоциональное состояние длительно нарушено, неред­ко ребенок плачет в течение всего периода бодрствования либо состояния пассивности и повышенной раздражитель­ности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится кап­ризным, требует повышенного внимания со стороны взрос­лого, вскрикивает во сне, легко пугается. Поведение улуч­шается медленно, периоды улучшения неустойчивы, воз­можны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры на 1–2 квартала. Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше 1,5 лет жизни при сочетании неблагоприят­ных биологических и социальных факторов (общее неблаго­получие семьи, неправильные подходы к воспитанию, от­клонения в функциональном состоянии всех систем орга­низма, прежде всего нервной системы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: