Зависимость развития ребенка от функционирования органов пищеварения




 

Нормальное развитие ребенка находится в тесной связи с деятельностью его органов пищеварения. Расстройство пи­щеварения приводит к расстройству питания, нарушению об­мена, которое нередко сопровождается нарушением функций многих органов и систем. Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов. Поэтому педиатрия и детская гигиена уделяют большое внимание изучению и разработке детского питания и гигиеническим принципам его организации. Рациональное питание, соответствующее потребностям ребенка и отвечаю­щее гигиеническим требованиям, – основная профилактика заболеваний органов пищеварительного тракта.

Органы пищеварения у детей раннего возраста имеют свои особенности. Малышам трудно усваивать сухую, жесткую и твердую пищу, у них легко возникают такие расстройства, как рвота и срыгивание, поносы и запоры. Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, при его заболеваниях она способствует развитию интоксикации; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы.

Микрофло­ра в первые месяцы жизни в значительной степени обусловле­на характером вскармливания. Она выполняет в организме определенные функции: подавляет и уничтожает болезнетвор­ных и гнилостных микробов, принимает участие в синтезе витаминов и обладает ферментативными свойствами. Однако при ослаблении защитных сил организма или болезненных изменениях в кишечнике некоторые микробы, не опасные при других обстоятельствах, могут вызвать заболевания, объеди­няемые под названием дисбактериоз.

Согласованной работе органов пищеварения и пищева­рительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищева­рительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и ус­ваивается организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не полу­чал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи сни­жает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пи­щи дома (ужином). Обеспечению наиболее полноценного ра­циона ребенка в течение суток служит составление врачом детского учреждения рекомендаций для ужина, которые ежедневно вывешиваются в приемных комнатах групп. Следует проводить с родителями разъяснительную работу о важности своевременного полноценного питания, бороться с «кусочничеством», когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или кон­фету, перебивая, таким образом, аппетит перед ужином.

Органы пищеварительного тракта очень чутко реаги­руют на общее и, в частности, эмоциональное состояние ребенка. Многие функциональные отклонения и даже забо­левания могут быть обусловлены хроническими стрессами, тревогой, депрессивными переживаниями ребенка, тяжелой адаптацией к условиям дошкольного учреждения. Очень важно внимательно относиться как к эмоциональному со­стоянию ребенка в целом, так и к тому, чтобы с приемом пищи были связаны только положительные эмоции. Не сле­дует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, за­прещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. Это отвлекает, нервирует детей, сни­жает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении орга­низмом питательных веществ.

Для нормальной деятельности органов пищеварения и об­щего хорошего самочувствия ребенка важно с первых месяцев его жизни вырабатывать привычку опорожнять кишечник в одно и то же время. При этом вырабатывается условный рефлекс на время, значительно облегчающий акт дефекации. Дети в первые дни своего пребывания в дошкольном учреждении стесняются попроситься на горшок и задерживают акт дефекации. Повторяющиеся задержки сту­ла снижают чувствительность прямой кишки, приводят к хро­ническим запорам, приносящим большой вред здоровью ре­бенка. Работникам детских учреждений следует при приеме вновь поступающих детей выяснять у родителей, в какое вре­мя дня у ребенка обычно бывает стул. В указанное время мяг­ко и деликатно надо напомнить ребенку о том, что ему необхо­димо пойти в туалет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: