Цели, задачи, структура учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»




КОНТРОЛЬ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

По дисциплине

«НЕФТЯНОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

Уважаемые Господа студенты!

При изучении данной дисциплины, тех материалов лекционного занятия, которые Вы получили при проведении теле-трансляции по ВЕБИНАРУ, будет явно недостаточно. Для успешного освоения курса Вам необходимо обратиться на сайт доцента Академии МУБиНТ к.т.н. Соловьева В.В, а именно на кафедру «Экономики и управления по отраслям», где ознакомиться с кратким курсом лекций по данной дисциплине. Для более детального изучения курса и подготовки к зачету, а также решения контрольных работ и успешного прохождения тестирования, Вам желательно воспользоваться либо дополнительной литературой, либо посетить электронную библиотеку МУБиНТа.

Рекомендуемая литература

 

Основная литература

1. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов — М.: Норма, 2007. — 448 с.

2. Райкова Е. Ю., Додонкин Ю. В. Теория товароведения. М.: Академия, 2002.

3. Николаева М. А., Карташова Л. В., Положишникова М. А. Средства информации о товарах. М.: Экономика, 1997.

4. Сочевко Т.И. Руководство к лабораторным работам по курсу «Товароведение нефтяных и нефтехимических продуктов». – М.: МИНХ и ГП, 1983г. – 31 с.

5. Соловьев, В. В. Нефтяное товароведение [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / В. В. Соловьев; Международная академия бизнеса и новых технологий, Лаборатория Мультимедиа. - Электрон. текстовые дан. - Ярославль: МУБиНТ, 2008. - Систем. требования: Процессор Celeron 433; Оперативная память 64мб; накопитель на жестком магнитном диске HDD 4Gb; Привод CD-Rom 12х; SoundBlaster звуковая совместимая карта; Операционная система Windows 98 SE; Dial-up доступ на скорости 28.8 кб/сек и выше; MS Office 2000; MS Internet Explorer 6.0 SP1; Windows Media Player 7.0 b выше; Macromedia Flash Player v6.0 и выше; Adobe Acrobat Reader v 5.0 и выше. - Загл. с титул. экрана. - Библиогр. - Содержание: Особенности использования нефтяных топлив в двигателях внутреннего сгорания; Топливы; Битумы; Технический углерод; Нефтяные масла и присадки; Смазки; Коксы; Специальные нефтепродукты. - Б. ц.

 

Дополнительная литература

 

1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт, 2004.

2. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. М.: Дашков и К0, 2004.

3. Шевченко В. В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. М.: Инфра-М, 2003.

4. Чулков П.В., Чулков И.П. Краткий словарь-справочник по нефтепродуктам. – М.: Политехника, 1997. – 544 с.

5. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Цель контрольной работы - углубление и закрепление студентами знаний, полученных в процессе изучения настоящего курса, а также подготовка их к успешной сдаче зачета.

Контрольная работа выполняется письменно на листах бумаги стандарта А4 (рукописно, либо с использованием любых средств печати или в электронном виде) и представляется на кафедру «Экономики и управления по отраслям» или на сайт преподавателя (Соловьева В.В.) не менее чем за 1-5 дней до закрытия портала сдачи итогового тестирования.

Вариант работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Контрольная работа состоит из пяти заданий, в которых отражены основные компоненты курса данной дисциплины.

Основная тематика курса в контрольных заданиях разбита произвольно, поэтому ответы на данные вопросы желательно давать краткие и логичные

Вариант 5

1. Методы товароведения. Классификация методов.

2. Оценка качества. Понятие и этапы оценки качества.

3. Технологический жизненный цикл товаров. Формирующие факторы.

4. Особенности рабочего процесса поршневого двигателя с искровым зажиганием и требования к качеству бензинов.

5. Основные эксплуатационные свойства масел.

КУРС ЛЕКЦИЙ «НЕФТЯНОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

В курсе должны быть отражены все продукты переработки нефти и газа, т.е. топлива, масла, сырьё и продукты ХТОВ, а также все другие химические продукты нефтегазовых технологий

 

Введение

Цели, задачи, структура учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»

 

Цели учебной дисциплины «Основы товароведения» — изучение положений, свойственных всем товарам независимо от их классов, подклассов и групп, а также приобретение первичных умений применять отдельные методы товароведения и определять основополагающие характеристики товаров.

Для достижения указанных целей при изучении учебной дисциплины должны быть решены следующие задачи:

• рассмотрена ее структурно-логическая схема;

• определены и классифицированы наиболее распространенные методы товароведения;

• установлены и охарактеризованы основополагающие товароведные характеристики товаров, а также физические, химические и физико-химические свойства, обусловливающие их;

• рассмотрены факторы, обеспечивающие формирование и сохранение основополагающих характеристик товаров.

Знания по этой дисциплине позволяют специалистам — товароведам, маркетологам, менеджерам, экономистам, бухгалтерам, технологам — самостоятельно разобраться в товароведных характеристиках товаров в широком понимании этого термина как средства удовлетворения потребностей потребителей. В таком контексте к товарам относятся не только материальная продукция, но и услуги, работы и т. п.

 

Общая структурно - логическая схема дисциплины «Теоретические основы товароведения»

Структура дисциплины. При изложении теоретических знаний по рассматриваемой дисциплине проведена их систематизация и обобщение, представленное в форме структурно-логической схемы (рис. 1).

 

Рис.1. Структурно-логическая схема дисциплины «Теоретические основы товароведения»

 

Из приведенной схемы видно, что учебная дисциплина имеет три основных блока:

• принципы и методы товароведения;

• основополагающие товароведные характеристики и свойства, их обусловливающие;

• факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик.

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «товароведение».

Следует отметить, что в разных нормативных документах устанавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гармонизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продукция» определяется как «результат процесса». При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т. п.) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:

Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, аналогичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражается только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по нашему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности (технологической, биологической, человеческой и т. п.) по формированию его потребительских свойств.

 

Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, информацию и т. д.).

 

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно являются лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а, следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

• четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;

установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

управление ассортиментом организации;

определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

• товароведная характеристика конкретных товаров.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

 

Принципы товароведения

 

Товароведение как наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.

Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, обобщение и кодирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Товароведения непродовольственных товаров».

Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламентируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.

 

 

Глава 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: